Одна из задач, которая стоит перед всеми конкурентными ведомствами мира, — оценка эффективности воздействия на развитие конкуренции и экономику государства в целом. Приход новой команды в Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) в прошлом году запустил процесс преобразований — ведомство стало более открытым, активнее коммуницирует с рынком. О концептуальных подходах к формированию конкурентной политики государства, международном сотрудничестве и первых успехах АМКУ в этой сфере мы говорили с председателем Антимонопольного комитета Украины Юрием Терентьевым.
— Как вы оцениваете состояние конкурентной среды на Украине?
— Первоочередная задача АМКУ — это защита конкуренции: превентивная работа и пресечение нарушений. В любой отрасли, будь то фармацевтика, агробизнес или тяжелая промышленность, жалоба на субъекта хозяйствования рассматривается достаточно длительный срок — от четырех месяцев до года, потом принимается решение. По сути мы налагаем штраф по истечении года-двух после выявления нарушения. Насколько такая форма воздействия на субъекта и на рынок в целом имеет проконкурентный позитивный эффект — вопрос не бесспорный, и он стоит на повестке дня всех конкурентных ведомств в мире.
Эффективность правоприменения — лишь одна часть проблемы. Другая ее часть — развитие конкуренции как активная деятельность государства, не только антимонопольного ведомства, но и всех государственных органов, в первую очередь отраслевых регуляторов и профильных министерств. АМКУ, к примеру, не может заставить лоукосты летать на Украину, мы можем лишь ликвидировать монопольные барьеры, которые их сдерживают от этого. Стимулирование и привлечение новых субъектов на рынок находится в ведении других органов.
— Как концептуально должно быть организовано межведомственное взаимодействие?
— Если говорить о системном подходе к развитию конкуренции, то на данный момент нет документа, содержащего стратегические основы и план действий. В конце прошлого года мы начали совместную с Министерством экономики работу по подготовке такого документа, своего рода программы развития конкуренции. К работе мы, возможно, привлечем и международных экспертов.
Этот документ должен состоять из нескольких частей. В первой части речь будет идти о наших принципах и целях, стратегических приоритетах развития конкуренции. Вторая часть — «фотография реальности», обзор тенденций развития конкуренции на Украине, с тем чтобы показать реальную картину монополизации основных отраслей экономики и выявить проблемы с развитием конкуренции. Имея такую картинку, мы сможем говорить о стратегическом планировании определенных мероприятий, которые должны сделать мы (АМКУ), Минэкономики, отраслевые регуляторы.
— Этот документ будет иметь силу нормативного акта?
— На Украине сейчас есть несколько программ, которые являются основой для создания нормативных актов. Есть коалиционное соглашение, программа правительства, Стратегия-2020. Они фиксируют понимание того, что нам надо делать, дабы достичь оговоренных результатов.
Сейчас мы работаем над содержанием документа, а после займемся его формой. Если мы хотим, чтобы он эффективно действовал независимо от субъективного отношения к проблематике, был основой государственной политики в сфере конкуренции на пять-десять лет, безусловно, целесообразно его формализовать.
К слову, Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) в 2013 году в обзоре украинского конкурентного права и конкурентной политики рекомендовала разработать программу, позволяющую не просто реагировать на возникающие проблемы, а осознанно улучшать ситуацию.
— Соответствуют ли украинские реалии в сфере конкуренции мировым тенденциям?
— С точки зрения принципов конкурентного права мы находимся на одной странице истории со всеми. Если же говорить о развитии конкуренции, следует отметить, что у каждой страны — свой этап зрелости. К примеру, в США принятие упомянутой программы не является острой необходимостью. В то же время есть успешные прецеденты формулирования подобных программ развития конкуренции, различного уровня детализации. Есть очень хорошие примеры Австралии, Индии, Мексики. Их опыт нам очень интересен, и мы его внимательно изучаем.
Развитие конкуренции и конкурентной политики — приоритетные направления для большинства государств. Особое внимание этим вопросам уделяет Организация экономического сотрудничества и развития, которая является интеллектуальным лидером в анализе этой проблематики. Наши усилия по системному развитию конкуренции на Украине созвучны с лучшими мировыми трендами.
— В каких формах происходит сотрудничество с международными экспертами?
— Мы принимаем участие в работе комитета по конкуренции ОЭСР и стремимся внедрять его наработки для улучшения деятельности Антимонопольного комитета Украины и создания эффективной системы развития и защиты конкуренции в целом.
Мы также поддерживаем двухсторонние отношения как с международными организациями, так и с конкурентными ведомствами зарубежных государств. Нам интересна их практика, и мы приветствуем энтузиазм, с которым руководители антимонопольных ведомств и признанные международные эксперты откликнулись на наше приглашение принять участие в работе V форума Украины по вопросам конкуренции (состоится в Киеве 17–18 марта).
Первая часть форума будет ориентирована на конкурентную политику, вторая — на проблемы правоприменения. Мы, в частности, намерены обсудить вопросы формирования конкурентной политики: рассказать о нашем видении и услышать мнения зарубежных гостей. Мы также обсудим, что следует делать конкурентному ведомству для повышения собственной эффективности, как внешней, так и внутренней. Опять-таки, проанализируем опыт реформирования конкурентного ведомства и его приоритетов.
— То есть в рамках форума будут затронуты фактически все вопросы, которые вы намереваетесь изложить в программе?
— Нам интересно мнение экспертов, которые могут нам помочь в формулировании правильного документа. И я думаю, что основная ответственность и за эффективное ведомство, и за разработку эффективной конкурентной политики лежит на нас. Изобретать велосипед было бы неверно. В мире есть очень много людей, чей опыт нам чрезвычайно полезен, и мы надеемся использовать его самым эффективным образом.
— Что наиболее важного сделал новый состав АМКУ в контексте развития конкурентной политики?
— Основным нашим достижением является открытость. Я могу согласиться с критическими замечаниями некоторых участников рынка, что непубличность Комитета в определенной мере заморозила развитие конкурентного права на Украине. В одностороннем порядке, не дожидаясь соответствующего закона, мы начали публиковать наши решения, постоянно находимся в коммуникации с рынком, чтобы быть полезными при решении возникающих проблем. Мы не боимся критики, готовы к открытому диалогу и проводим его как на Украине, так и за рубежом. Стремимся к тому, чтобы АМКУ стал одним из лучших конкурентных ведомств в мире.
Мы самостоятельно приняли методику расчета штрафов — это то, что нужно рынку и о чем говорится в Соглашении об ассоциации с ЕС. Разработали законопроект, направленный на соблюдение процессуальных прав участников при рассмотрении дела АМКУ. Подключились к подготовке законопроекта о пересмотре порогов концентраций. Сейчас работаем над критериями оценки горизонтальных слияний, среди приоритетов и вопрос по вертикальным практикам.
— Насколько ваши инициативы воспринимаются бизнесом?
— По нашим наблюдениям, системность подхода и открытая коммуникация — два основных компонента, гарантирующих качество процесса. Еще летом прошлого года Совет национальной безопасности и обороны Украины поручил нам провести проверку на рынке авиаперевозок. Мы не начали с открытия дел против авиакомпаний, но собрали за круглым столом всех участников рынка, влияющих на формирование цены авиабилета. В другом резонансном расследовании на энергорынке мы также пошли путем наибольшего сопротивления — тяжело, сложно, но правильно. Это примеры системности работы АМКУ — решить проблему, а не просто формально юридически провести расследование. И участники рынка это оценили. И даже если кому-то не нравится внимание Комитета к себе лично или к определенной отрасли, никто не сможет не отметить, что мы работаем публично и правильно.
(Беседовал Алексей НАСАДЮК,
«Юридическая практика»)
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…