Статус хорошо известной торговой марки не только олицетворяет высокую деловую репутацию и престиж марки, ее признание, популярность и авторитет на рынке соответствующих товаров и услуг, но и обеспечивает усиленную правовую охрану. На законодательном уровне данный статус определен статьей 6 bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года, статьей 16 Соглашения о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности от 15 апреля 1994 года, статьей 25 «Охрана прав на хорошо известный знак» Закона Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» от 15 декабря 1993 года № 3689-ХII (Закон) с последующими изменениями и дополнениями. Кроме того, с целью усиления правовой охраны Ассамблеей Парижского союза по охране промышленной собственности и Генеральной ассамблеей Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) на 34-й серии заседаний Ассамблей государств — членов ВОИС 20–29 сентября 1999 года были приняты Общие рекомендации относительно положений об охране общеизвестных знаков.
Основные преимущества
Прежде всего хорошо известную торговую марку можно определить как обозначение, которое интенсивно и в течение длительного периода используется, в результате чего приобрело популярность у потребителей. Основные преимущества хорошо известной торговой марки заключаются в нижеследующем:
Основания для обращения в суд
При обращении в суд с исковым заявлением о признании торговой марки хорошо известной истцу в соответствии с процессуальными кодексами необходимо обосновать нарушение своих прав либо охраняемых законом интересов. Как показывает практика, с подобным исковым заявлением целесообразно обращаться в следующих случаях:
— когда третье лицо имитирует торговую марку, в отношении которой заявляется иск о признании ее хорошо известной как полностью, так и ее существенной части;
— когда третье лицо недобросовестно регистрирует на свое имя и/или использует торговую марку, в отношении которой заявляется иск о признании ее хорошо известной, для товаров и услуг, не родственных тем, для которых марка хорошо известна на рынке;
— когда третье лицо зарегистрировало и/или использует доменное имя, в различительной части которого используется торговая марка, в отношении которой заявляется иск о признании ее хорошо известной как полностью, так и ее существенной части.
Кроме того, для признания торговой марки хорошо известной в судебном порядке истцу необходимо будет предоставить суду надлежащие и допустимые доказательства соответствия данной торговой марки всем либо нескольким закрепленным статьей 25 Закона критериям хорошо известной торговой марки.
Практические плюсы
Признание торговой марки хорошо известной в судебном порядке является достаточно эффективным способом защиты от нарушений прав интеллектуальной собственности и имеет множество плюсов, среди которых хотелось бы отметить следующие:
— подчеркивание престижа, высокой деловой репутации и авторитета как хорошо известной торговой марки, так и лица (истца), в отношении которого эта марка признана судом хорошо известной;
— повышение стоимости торговой марки в качестве нематериального актива компании истца, что может быть учтено при продаже корпоративных прав компании или заключении договора франчайзинга в пользу существенного увеличения размеров соответствующих платежей;
— получение усиленной правовой охраны торговой марки, признанной хорошо известной;
— усиленная правовая охрана хорошо известной торговой марки начинает действовать не с даты вступления соответствующего судебного решения в законную силу, а именно с даты признания в судебном порядке торговой марки хорошо известной, и может быть более ранней и распространяться на все дальнейшие периоды времени;
— в отличие от срока действия свидетельства на зарегистрированную торговую марку, которое составляет десять лет и может быть продлено при условии уплаты соответствующего государственного сбора, для торговой марки, признанной хорошо известной, не установлен какой-либо максимальный срок ее действия, то есть соответствующий срок не только не ограничен во времени, но и предоставляется без уплаты соответствующих сборов;
— получение максимально эффективной судебной защиты прав интеллектуальной собственности определенными в исковом заявлении способами (в частности, путем признания недействительным свидетельства на торговую марку, существенная часть которой является воспроизведением или имитацией хорошо известной торговой марки; запрета применения схожего обозначения с хорошо известной торговой маркой, которое недобросовестно используется как для родственных, так и для неродственных товаров и услуг, получения в собственность конфликтующего доменного имени, в котором использована хорошо известная торговая марка, ее существенная часть либо схожее с ней обозначение);
— факт признания торговой марки хорошо известной по ранее принятому судебному решению, вступившему в законную силу, будет иметь преюдициальное (обязательное) значение, то есть не подлежит доказыванию вновь при рассмотрении других судебных дел, предметом которых является защита прав на хорошо известную торговую марку, а участником (истцом) — лицо, в отношении которого торговая марка была признана хорошо известной на Украине;
— внесение сведений о признании торговой марки хорошо известной на основании решения суда в базу данных «Сведения о хорошо известных знаках на Украине», которая ведется ГП «Украинский институт интеллектуальной собственности» на сайте http://www.uipv.org/ua/bases2.html, что обеспечит осведомленность всех заинтересованных лиц о признании определенной марки хорошо известной и предотвратит возможные недобросовестные регистрации торговых марок третьих лиц в будущем;
— получение судебного решения (прецедента) о признании торговой марки хорошо известной на Украине может быть использовано (учтено) в качестве надлежащего доказательства в пользу хорошо известного статуса торговой марки и в других странах (если владелец прав примет решение защищать права на торговую марку в другой стране путем признания данной марки хорошо известной в этой стране).
КОВАЛЬ Антон — адвокат, патентный поверенный Украины, доктор философии в области права, партнер ПЮА «Дубинский и Ошарова», г. Киев
Доказательства в совокупности
Марьяна ПОЛИЩУК, юрист ЮФ Asters
В делах о признании торговой марки хорошо известной суды прежде всего принимают во внимание заключение социологического исследования (опроса населения) на предмет известности торговой марки. При этом суды положительно оценивают ситуацию, когда такое заключение соответствует требованиям, установленным Порядком признания знака хорошо известным на Украине Апелляционной палатой ГСИС.
Альтернативой результату социологического исследования могут быть различные рейтинги и исследования рынка, подтверждающие осведомленность потребителя о торговой марке. Кроме того, результаты исследований должны подтверждаться фактическим использованием знака, то есть информацией о существенных объемах производства, поставки, продажи товаров/предоставления услуг в разных регионах Украины, продвижения и рекламы товаров/услуг с использованием знака. То есть доказательства оцениваются в совокупности. Однако, как показывает практика, в большинстве случаев даже при предоставлении всех указанных доказательств назначается судебная экспертиза, которая фактически такие доказательства консолидирует и делает на их основании обобщающий вывод.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…