Третий лишний — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №7 (947) » Третий лишний

Третий лишний

Новый тип организаций — «альтернативные бизнес-структуры не во владении юристов» (non-lawyer-owned alternative business structures) — получил свое широкое распространение в Великобритании, где еще в 2007 году был принят Акт о юридических услугах (Legal Service Act). Документ направлен на либерализацию и урегулирование рынка юруслуг в Англии и Уэльсе с целью поощрения большей конкуренции. Именно благодаря этому Акту компании «большой четверки» — Deloitte, KPMG, Ernst & Young и PwC получили возможность предоставлять юридические услуги под своим брендом.

Этой тенденции последовали и другие государства, и на сегодня лишь в нескольких странах доступ аудиторов на юридический рынок ограничивается. По данным The Economist, в Бразилии, США, Индии и всех провинциях Канады (кроме Онтарио) аудиторские компании не могут быть собственниками и контролировать юридические фирмы. Чуть мягче нормы в Китае, Франции, германии, Италии, Испании, Японии и канадской провинции Онтарио: аудиторы могут сотрудничать с юрфирмами. В Австралии, Великобритании и Мексике аудиторские компании могут владеть юрфирмами и контролировать их. На Украине, как известно, ограничения для участников юррынка не установлены, и решение о предоставлении юруслуг местными офисами «большой четверки» продиктовано преимущественно требованиями законодательства материнских компаний.

Фактор риска

 

По мнению Британской ассоциации юристов, глобальные планы «большой четверки» по расширению своего присутствия на юридическом рынке могут негативно повлиять на юркомпании, которые предоставляют только юридические услуги.

В то время когда мир все больше стремится к глобализации, нельзя просто отмахнуться от вызовов, которые стоят перед трендсеттерами юридического бизнеса. После распространения в Великобритании бизнес-структур не во владении юристов вполне вероятно их распространение по всему миру, считают в Британской ассоциации юристов.

Тем временем сайты «большой четверки» только подтверждают эти слова. Так, Deloitte Legal заявляет о присутствии на рынках Латинской Америки, Африки, Австралии, Японии, Китая, Европы, в том числе и Украины. При этом услуги юристов ориентированы на такие отрасли практики, как корпоративное право и M&A, коммерческое право, трудовое право и налоги. Сайт Ernst & Young также говорит о присутствии своих юристов на рынках Латинской Америки, Африки, Азии, Европы и Украины. Заявлены отрасли практики: трудовое право, M&A и транс­акции, корпоративное и коммерческое право, дистрибуция и франчайзинг, банкротство и реструктуризация, финансовые услуги, антимонопольное регулирование, IP/IT и защита данных.

Таким образом, если вспомнить самые распространенные практики украинского юррынка (по данным исследования «50 ведущих юридических фирм Украины 2015 года»): корпоративное право и M&A, судебная практика и налоговое право (они же и самые доходные), то возможность избежать конкуренции с мощными международными брендами есть у исключительных «судебников» и компаний, которые не ориентированы на крупного клиента.

Украинские реалии

Андрей Пронченко, управляющий партнер адвокатского объединения PwC Legal в нашей стране, отмечает, что во многих государствах, в том числе странах Прибалтики, в Польше, Венгрии, Румынии, Англии, Испании, Японии, Китае, а теперь и у нас, юридические направления PwC работают в формате независимых юридических единиц и успешно конкурируют с местными и международными фирмами, предоставляющими юридические услуги на территориях указанных юрисдикций.

Говоря о перспективах работы на украинском рынке, г-н Пронченко отметил: «Создание адвокатского объединения — это наша инвестиция в экономику Украины. Несмотря на нестабильную экономическую и политическую ситуацию в стране, мы не только не уйдем с рынка, но и со временем планируем войти в топ-10 юридических фирм страны. У нас для этого есть все: поддержка со стороны глобальной фирмы, штат опытных сотрудников, четкая стратегия развития, а главное — отсутствие страха экспериментировать в освоении новых практик и направлений».

В компании понимают, что успех развития PwC Legal будет зависеть не только от работы и результатов каждого из членов команды, но и от качества юридического рынка и правовой среды в целом. Поэтому компания будет бороться за построение прозрачного и этичного рынка юридических услуг Украины. «К счастью, на рынке достаточно коллег-единомышленников, с которыми мы готовы в этой части объединить усилия», — комментирует Андрей Пронченко.

Если говорить о конкуренции с «большой четверкой», то мнения юристов в этом вопросе разделились. Так, по мнению Олега Мальского, партнера, руководителя практики корпоративного права и M&A МЮГ AstapovLawyers, до настоящего времени конкуренция с юротделами «большой четверки» не была сильно ощутима на рынке. В основном это происходило из-за того, что компании «большой четверки» считались специалистами в аудите и, возможно, в налогах, но ни в коем случае не в юриспруденции, тем более в таких сферах, как разрешение споров, международный арбитраж либо судебная практика.

Александр Мартыненко, старший партнер МЮФ CMS Cameron McKenna, говорит о конкуренции в отдельных областях практики: «Следует отметить, что традиционно юротделы «большой четверки» не позиционируют себя как юридические фирмы, которые обеспечивают 360-градусный сервис клиентам. Это означает, что они имеют некоторые сферы специализации, где могут конкурировать с профессиональными юрфирмами, однако они не покрывают весь спектр услуг, которые традиционно предоставляют full-service юридические фирмы. В тех сферах, где такие юротделы специализируются и накопили достаточные опыт и знания, да, конкуренция с профессиональными юридическими фирмами реальная».

По мнению г-на Мартыненко, участие юротделов «большой четверки» в предоставлении юридических услуг на рынке Украины на состояние этого самого рынка не влияет никак: «Юридическая профессия не урегулирована. В соответствии с нашим законодательством кроме собственно юристов, юридические услуги могут предоставлять стоматологи, трактористы, жнецы, валяльщики, рыбаки и металлурги (плюс представители еще пары тысяч профессий, а также люди, вообще не имеющие профессии). Поэтому предоставление юридических услуг юристами, которые работают в юротделах «большой четверки», на состоянии рынка юридических услуг не сказывается. Все решают знания, опыт, репутация, а также иные факторы, специфические для Украины и для ее рынка юридических услуг».

«Не скрою, было бы, наверное, заманчиво расширить спектр услуг, предоставляемых юридическими фирмами. Скажем, предоставлять услуги по починке обуви или мелкому ремонту одежды, пока клиент находится в комнате переговоров. Боюсь, однако, что это будет выглядеть слишком революционно с одной стороны и достаточно непродуктивно — с другой. Как профессионал, воспитанный в традициях англо-американской школы права, я придерживаюсь точки зрения, что в рамках юридической фирмы юристы должны заниматься своей профессиональной деятельностью и лишь ею ограничиваться. А сапогами пускай сапожники занимаются», — добавляет Александр Мартыненко.

Что же касается вероятной борьбы за клиента, то Олег Мальский обращает внимание на то, что для клиента несложно будет выбрать своего советника, так как методы работы «большой четверки», как правило, отличаются от методов работы юридических компаний. «Большую четверку» воспринимают как машину, и клиент, который готов работать с юридической фабрикой, а не с юридической фирмой, наверное, сможет найти именно в «большой четверке» комфортного для себя советника.

Если клиенты привыкли к услугам, более приближенным к их бизнесу, к камерной обстановке и тесным взаимоотношениям, то, по мнению Олега Мальского, работа с «большой четверкой» может быть для них достаточно затруднительной.

Однако, учитывая достаточно большой опыт и существенную базу клиентов, г-н Мальский видит перспективы для «большой четверки» в перекрестных продажах и продаже юридических услуг.

В борьбе за «юридический пирог» юридические подразделения «большой четверки» более-менее неплохо себя чувствуют, по мнению Александра Мартыненко, в мелких юрисдикциях, где представители крупных международных юридических фирм своих собственных офисов не имеют, а рынок юруслуг наполняют местные/локальные юридические фирмы и юротделы «большой четверки». Если клиентам в рамках таких юрисдикций необходима поддержка юристов с «международным» профилем, то они, конечно же, обращаются в юротделы «большой четверки».

Хорошая ли это идея — объединение под одним «крылом» юридических и аудиторских услуг? Олег Мальский напоминает, что следует учиться на историческом опыте, вспомнить компанию Arthur Andersen и нюансы, которые связаны со смешением разного вида услуг: «Услуги бухгалтерские и аудиторские смешивались в Arthur Andersen до того момента, когда пузырь коррупции лопнул, и всем тогда показалось, что это не очень хорошая идея».

«Сколько времени пройдет до того момента, когда будет принято решение относительно смешения аудиторских услуг и юриспруденции? Наверное, достаточно. Но лично я считаю, что это принципиально разные услуги, и если их объединят в одной компании, рано или поздно этот конфликт интересов может вырваться наружу», — отмечает г-н Мальский.


Мнение

Legal-позиционирование

 

Андрей  ПРОНЧЕНКО, управляющий партнер адвокатского объединения PwC Legal

PwC работает на украинском рынке с 1993 года, и с момента основания компании юридические услуги входят в портфель традиционно предоставляемых клиентам услуг. В начале 2015 года было принято решение выделить юридическое направление PwC (Украина) в самостоятельную бизнес-единицу — адвокатское объединение PwC Legal. Наcколько нам известно, на украинском рынке это первый подобный опыт выхода из консалтинга в юрбизнес, в том числе среди компаний «большой четверки».

Работа в формате адвокатского объединения позволила нам четко позиционировать себя, сосредоточившись на защите бизнес-интересов наших клиентов. Сегодня мы предоставляем услуги в формате full-service law firm («фирма, предоставляющая полный спектр юридических услуг» — прим. ред.), практикуя как в традиционных, так и в инновационных практиках. Не будем скрывать: у нас достаточно амбициозные планы роста, коррелирующие с недавно принятым стратегическим решением PwC, согласно которому развитие юридической практики определено как приоритетное направление для дальнейшего развития в рамках общего портфеля услуг как на региональном, так и на глобальном уровнях.

Мы понимаем, что конкуренция будет высокой и со стороны компаний «большой четверки», которые прочувствовали перспективность развития линейки юридических услуг и уже начали предпринимать первые шаги в развитии этого направления, и со стороны традиционных юридических фирм, годами завоевывающих свои ниши на рынке и не намеренных так просто их отдать. Но мы готовы к честной и прозрачной конкурентной борьбе, поскольку уверены, что это однозначно пойдет на пользу рынку и нашим клиентам. Компании «большой четверки» традиционно ассоциируются с безупречным качеством предоставляемых услуг и западными стандартами профессиональной этики. Приход новых игроков, не приемлющих коррупционных составляющих, будет способствовать искоренению непрозрачных практик, до сих пор существующих на украинском рынке юридических услуг.

Будем объективны: мы не рассчитываем на блиц-завоевание рынка, но в то же время понимаем, что у нас есть ряд неоспоримых конкурентных преимуществ, и узнаваемость бренда — далеко не самое весомое из них. В первую очередь мы можем предложить клиенту комплексный продукт. Этот месседж нашел отображение в нашем мотто «Comprehensive legal solutions within a wider business context». Фактически мы — фирма, которая предоставляет услуги в формате оne shop stop solution. Так, при необходимости мы можем решить любую задачу, которая возникает у бизнеса, путем привлечения к работе не только опытных юристов и адвокатов, но и налоговых специалистов, аудиторов, бизнес-консультантов. Юридические команды PwC располагаются в большем количестве стран, чем офисы любой международной юрфирмы (PwC работает в 157 странах), и мы имеем возможность оперативно привлечь наших коллег-юристов практически из любой юрисдикции. При этом мы смело можем гарантировать нашему клиенту качество их работы.


БЛИЦ-ИНТЕРВЬЮ

Инновации привлекают клиентов

 

Сергей ПОПОВ, партнер «КПМГ-Украина»

 

— В чем вы видите преимущество «большой четверки» в сфере юруслуг?

— Стоит начать с того, что у «КПМГ-Украина» сильные практики в юридическом и налоговом структурировании бизнеса (в том числе с использованием иностранных холдингов), корпоративном комплаенсе, юридическом сопровождении корпоративных и бизнес-реструктуризаций; трансфертном ценообразовании и международном налоговом консультировании, сопровождении трансакций и налоговых споров. Все вышеперечисленное гармонично дополняется традиционными услугами, которые предоставляют юридические фирмы. В частности, речь идет о судебных спорах и арбитраже, а также об антимонопольной практике. В этих направлениях мы усиливаем команду наших юристов и активно внедряем маркетинговые инструменты для информирования наших существующих клиентов и для привлечения новых. Преимущество «КПМГ-Украина» — в возможности предложить клиенту комплексное решение (продукт), покрывающее все аспекты проекта (право, налоги, финансы, бухгалтерию, оценку, форензик). В сфере юруслуг нашей сильной стороной также является развитая международная сеть офисов, кросс-селлинг, узнаваемость бренда.

 

— Какое влияние может оказать выход на юррынок «большой четверки»?

— Можем прогнозировать, что «КПМГ-Украина» обострит конкуренцию на рынке, так как мы привносим международные стандарты работы, предоставляем бизнесу комплексные решения, а это, безусловно, будет склонять клиента в нашу сторону. У нас есть солидная разветвленная IT-инфраструктура, обеспечивающая инновационный подход к клиентской работе, в этом направлении отечественные юридические фирмы вряд ли смогут с нами соперничать.

Также немаловажной является этическая составляющая работы «КПМГ-Украина», мы работаем «в белую» и можем обеспечить юристам официальное трудоустройство и заработную плату, социальное страхование. Аналогичны подходы и к клиентской работе, несмотря на современные экономические условия, мы по-прежнему очень избирательны и не будем обслуживать тех, кто, к примеру, занимается рейдерскими атаками. Поэтому среди наших преимуществ, которыми мы гордимся, есть место цивилизованной составляющей ведения бизнеса.

Юристы «КПМГ-Украина» следят за трендами в разных отраслях, быстро адаптируются к экономическим реалиям рынка, учитывая опыт «КПМГ» в аудите и консалтинге, могут предложить клиентам то, что другие еще не заметили.

 

— В каких иностранных юрисдикциях ваша компания уже добилась успехов в борьбе за «юридический пирог»?

— Отметим, что с начала 2000-х годов «КПМГ» выделила сеть своих юридических подразделений в отдельные независимые организации. По состоянию на 2015 год в Европе в «КПМГ» работает более 950 юристов в 34 юрисдикциях. Лидером по «захвату» юридического рынка является подразделение в Германии (около 220 сотрудников), Испании (188 юристов), из наших ближайших соседей — офис в Латвии. Мы активно обмениваемся опытом с коллегами из «КПМГ» в других странах, в том числе практикуя стажировку сотрудников киевского офиса в других юрисдикциях.

 

(Беседовала Марина БАХОЛДИНА,

«Юридическая практика»)

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Самое важное

Переизбрать нельзя работать

Акцент

Послушный список

В фокусе: банки

Банковский клад

Государство и юристы

Новости законотворчества

Предлагается принять новый закон о детском питании

Государство и юристы

Корректировка к стоимости

Возвратная помощь

Рабочий плен

Государство и юристы

Новости законотворчества

Дерегуляционный закон изменит УК Украины

Перечень документов о праве на недвижимость могут расширить

Государство и юристы

Подиум для народа

Корпоративные волны

Залоговое планирование

Документы и аналитика

Объективное сомнение

Неделя права

Дисциплина судей

Общие выводы

Состязательный эксцесс

Исправительные работы

Неделя права

Новости из-за рубежа

В Великобритании повышенный спрос на юристов

Гонорары американских юристов растут

Новости из зала суда

Судебная практика

Суд отказался снимать арест с имущества НСК «Олимпийский»

ВАСУ отменил представление ВСЮ об увольнении В. Литвинова

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ Sayenko Kharenko представила интересы украинских химпроизводителей

Юристы МПЦ EUCON защитили интересы «Микоген-Украина»

Юристы «КПМГ-Украина» приняли участие в подготовке отчета Doing Business 2016

Отрасли практики

Торг-техника

Забирать марки

Рабочий график

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Оценивание на старте

Самое важное

Активация защиты

Состояние дел

Судебная практика

Судебные решения

Вопросы прекращения поручительства при наличии судебного решения о взыскании с поручителя задолженности по кредитному договору

О нюансах освобождения управляющего санацией от исполнения обязанностей

На споры относительно найма жилого помещения распространяются нормы гражданского законодательства об исковой давности

Судебная практика

Банковская связь

Судебная практика

Судебные решения

Третейские суды не вправе рассматривать споры, вытекающие из договоров потребительского кредита

Судебная практика

Отозвать рецензию

Тайна собрания

Суперкворум

Основания не определены

Тема номера

Затаможенная реакция

Таможенный воз

Частная практика

Тренд-менеджмент

Санкционный case study

Третий лишний

Юридический форум

Отдать задолженное

Інші новини

PRAVO.UA