Газовый вектор — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №48 (936) » Газовый вектор

Газовый вектор

На фоне падения мировых цен на нефть и обострения отношений с РФ в Украине основное внимание сосредоточено на вопросах энергетической безопасности и на процессе либерализации газового рынка. Необходимость реформирования газового сектора в Украине обусловлена такими факторами, как обеспечение функционирования и развития нефтегазового комплекса и, что немаловажно, его модернизации, удовлетворение потребностей промышленных и бытовых потребителей в топливно-энергетических ресурсах, а также установление рыночных цен и экономически обоснованных тарифов на такие ресурсы. Последний фактор в свою очередь позволит не только развивать нефтегазовую индустрию, но и внедрять энергосберегающие технологии и более эффективный подход к использованию энергоресурсов, что давно является нормой в экономически развитых странах.

Согласно статистическим данным, за 2014–2015 годы Украина потребила больше газа, чем развитые европейские страны, такие как Франция, Испания и Польша. При этом большая часть внутреннего потребления газа в Украине идет на удовлетворение потребностей населения, что свидетельствует о неэффективном использовании топливно-энергетического ресурса.

Дальнейшее развитие рынка природного газа Украины невозможно без создания прозрачных и понятных для потребителей и инвесторов правил и условий, призванных повысить конкурентоспособность на рынке и предоставить дополнительные стимулы для привлечения в Украину иностранных инвесторов и газодобывающих компаний.

 

«Новый» рынок газа

1 октября 2015 года вступили в силу основные положения Закона Украины «О рынке природного газа» (Закон о рынке газа), основной целью которого является создание эффективной конкурентной среды на рынке природного газа Украины и его интеграция с рынками природного газа государств — членов Европейского энергетического сообщества, в том числе путем создания региональных рынков газа, обеспечения открытого доступа к рынку газа всех субъектов и потребителей.

Положения указанного закона были разработаны совместно с Секретариатом Энергетического сообщества для имплементации в законодательство Украины положений так называемого Третьего энергетического пакета ЕС, что является обязательством Украины как страны — члена Энергетического сообщества. Имплементация положений Третьего энергетического пакета и интеграция газового рынка Украины предоставит возможность любой украинской или иностранной компании приобрести газ для собственных нужд у независимого продавца и получить доступ к транзитным возможностям ГТС Украины.

Однако для того, чтобы Закон о рынке газа стал действенным механизмом, правительству и Национальной комиссии, осуществяющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) предстоит принять целый ряд мер по внедрению правил поставок и транспортировки газа, функционирования ГТС Украины и методологии установления и расчета тарифа на транспортировку природного газа, а также завершить реформу ценообразования на рынке газа, что послужит стимулом к привлечению инвестиционного ресурса.

Часть нормативно-правовых документов, необходимых для имплементации Закона о рынке газа, были приняты НКРЭКУ 29 сентября 2015 года. Это, в частности, постановления «Об утверждении Методики определения и расчета тарифов на услуги по транспортировке природного газа для точек входа и точек выхода на основании многолетнего стимулирующего регулирования», «Об утверждении Кодекса газотранспортной системы», «Об утверждении Кодекса газораспределительных систем», «Об утверждении Правил поставки природного газа», «Об утверждении Кодекса газохранилищ», об утверждении типовых договоров поставки природного газа поставщиком «последней надежды» и поставки природного газа бытовым потребителям, об утверждении типовых договоров распределения, транспортировки и хранения природного газа.

В октябре 2015 года Кабинет Министров Украины также внес ряд законопроектов, направленных на имплементацию Закона о рынке газа, и, таким образом, принятие дальнейших нормативно-правовых актов по реформированию рынка природного газа в Украине ожидается в 2016 году.

Реформирование НАК «Нафтогаз Украины»

Отдельным актуальным на сегодня вопросом для газового рынка Украины остается реформирование НАК «Нафтогаз Украины», как в части корпоративного управления, так и в вопросах разделения бизнеса по добыче/продаже газа и транспортировке.

И если в решении первого вопроса были достигнуты определенные успехи: в октябре 2015 года КМУ одобрил план корпоративного управления НАК «Нафтогаз Украины», что позволило последнему получить кредит ЕБРР на общую сумму 300 млн евро, то вопрос «отделения» на 100 % принадлежащего Нафтогазу ПАО «Укртрансгаз» остается открытым.

 

Дальнейшие реформы

Проблемным вопросом остается и отечественная газодобыча, которая в предыдущие годы постоянно росла, а в 2015 году снизилась. Газодобытчики, в частности, сетуют на высокие рентные платежи, установленные с 2014 года.

В этой связи необходимо отметить правительственный законопроект № 2352а, согласно которому с октября 2015 года предлагается снизить рентные ставки на добычу газа с 55 % для месторождений, глубина которых меньше 5000 м, и 28 % для месторождений, глубина которых превышает 5000 м, до 29 % и 14 % соответственно. Кроме того, Министерство энергетики и угольной промышленности предлагает и далее уменьшать рентные ставки до уровня 20 % и 10 % соответственно, а также ввести надбавку к налогу на прибыль в размере 15 % в качестве компенсатора. При таких условиях объем добычи природного газа в 2016 году и в дальнейшем может существенно увеличиваться.

Кроме того, 15 октября 2015 года был зарегистрирован подготовленный КМУ законопроект № 3325 относительно внедрения новой модели рынка природного газа. Документ направлен в первую очередь на приведение ряда законов в энергетической сфере в соответствие с положениями Закона о рынке газа с целью устранения коллизий. Также указанным законопроектом закрепляется требование организационной и юридической независимости операторов газораспределительной системы (ГРС) от других видов деятельности, не связанных с распределением природного газа, установление прозрачных правил по доступу к ГТС, ГРС, газохранилищу или LNG и правил по обеспечению надлежащего обслуживания и модернизации сетей и ответственности за их нарушение (например, отказ в доступе к сетям).

 

К чему идем

Результатом имплементации положений Закона о рынке газа и вышеуказанных нормативно-правовых актов, направленных на реформирование рынка природного газа Украины, станет в первую очередь обеспечение энергетической безопасности Украины и создание конкурентных условий на энергетическом рынке. Свободный доступ к ГТС Украины и европейским газовым рынкам позволит обеспечивать поставки газа от газотрейдеров как в Украине, так и в странах Энергетического сообщества (в том числе и на европейских хабах TTF, GASPOOL и NCG).

Ожидается и повышение эффективности ГТС Украины. Сегодня она работает в основном для транспортировки газа из России в Украину и Европу, а также для внутреннего рынка. Единство европейских и украинского рынков природного газа в перспективе может обеспечить загрузку мощностей ГТС Украины для транспортировки газа внутри ЕС (например, в Центральную и Западную Европу из Румынии), а также в Молдову и Болгарию.

За счет привлечения инвестиций, в том числе и иностранных инвесторов, заинтересованных в работе на украинском рынке, должна быть произведена модернизация ГТС и подземных хранилищ газа в Украине. А интеграция украинского рынка с рынками членов Энергетического сообщества позволит использовать в рамках европейской системы хранения газа мощности украинских ПХГ, которые являются одними из крупнейших в Европе.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

50 ведущих юридических фирм Украины

50 ведущих юридических фирм Украины 2015

«БРОНЗОВАЯ ЛИГА» ВЕДУЩИХ ЮРИДИЧЕСКИХ ФИРМ УКРАИНЫ 2015 ГОДА

50 ведущих юридических фирм Украины 2015

Экспертный совет

Эксперты Всеукраинской исследовательской программы
«50 ведущих юридических фирм Украины 2015 года»

50 ведущих юридических фирм Украины 2015

Энергетика и природные ресурсы

Инвестфронт

50 ведущих юридических фирм Украины 2015

Судебная практика

Дефицит Фонда

Контактная реформация

Вектор перемен

50 КРУПНЕЙШИХ ПУБЛИЧНЫХ СУДЕБНЫХ И АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ

50 ведущих юридических фирм Украины 2015

Комплаенс

Контрольная забота

50 ведущих юридических фирм Украины 2015

Защита бизнеса

Честный сектор

50 ведущих юридических фирм Украины 2015

Медицина

В здоровом деле

50 ведущих юридических фирм Украины 2015

Агросфера

Агрокредитная история

Погода не льготная

Альтернативный ресурс

50 ведущих юридических фирм Украины 2015

Энергетика и природные ресурсы

Газовый вектор

Энергия толка

50 ведущих юридических фирм Украины 2015

Судебная практика

Фактор иска

50 ведущих юридических фирм Украины 2015

Информационные технологии

Just do IT

50 ведущих юридических фирм Украины 2015

Фармацевтика

Креативный поход

50 ведущих юридических фирм Украины 2015

Отрасли экономики

Вся надежда на агро

Предложить усилия

50 ведущих юридических фирм Украины 2015

Недвижимость

Недвижимая активность

50 ведущих юридических фирм Украины 2015

Банковское и финансовое право

Инновационное дело

50 ведущих юридических фирм Украины 2015

Корпоративное право

Раскрытию подлежит

50 ведущих юридических фирм Украины 2015

Корпоративное право и M&A

Путь в Европу

Попасть под слияние

Сдельный совет

50 ведущих юридических фирм Украины 2015

Судебная практика

Переворот осознания

Прокурорский почин

50 ведущих юридических фирм Украины 2015

Отрасли практики

50 КРУПНЕЙШИХ ПУБЛИЧНЫХ СДЕЛОК

50 ведущих юридических фирм Украины 2015

Налоговая практика

Вперед в будущее

50 ведущих юридических фирм Украины 2015

История рейтинга

Поместный сбор

50 ведущих юридических фирм Украины 2015

Региональные рынки

Партии регионов

50 ведущих юридических фирм Украины 2015

Конкурентное право

Работа по контакту

Быть конкурентнее

20 КРУПНЕЙШИХ ПУБЛИЧНЫХ СДЕЛОК В СФЕРЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ПРАВА

50 ведущих юридических фирм Украины 2015

Интеллектуальная собственность

Конкретные преимущества

Фирменный стиль

Закон — что дошло

50 ведущих юридических фирм Украины 2015

Налоговая практика

Услышать избирательно

Спектр изучения

Информационное обобщение

Практическое ТЦО

50 ведущих юридических фирм Украины 2015

Банкротство

Снизошло разорение

50 ведущих юридических фирм Украины 2015

Налоговая практика

Стабильности рады

20 КРУПНЕЙШИХ ПУБЛИЧНЫХ СПОРОВ В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

50 ведущих юридических фирм Украины 2015

Международный арбитраж

Экспертное привлечение

Про иски инвесторов

Гражданская диспозиция

Вынося спор из избы

50 ведущих юридических фирм Украины 2015

Евросуд

Лига Европы

50 ведущих юридических фирм Украины 2015

Уголовный процесс

Уголовная тактика

Бизнес-плен

Обыскаться можно!

Аффект новизны

50 ведущих юридических фирм Украины 2015

Банкротство

Обеспечение риска

50 ведущих юридических фирм Украины 2015

Отрасли практики

Этап восстановления

50 ведущих юридических фирм Украины 2015

Юридический рынок

Этическая заставляющая

Пустить в расход

Кадровый госрезерв

Форма успеха

На грани выжидания

50 ведущих юридических фирм Украины 2015

От редакции

Алексей Насадюк

Рустам Колесник

50 ведущих юридических фирм Украины 2015

Методология

Рыночный курс

FALSE

ПОБЕДИТЕЛИ РЕЙТИНГА «50 ВЕДУЩИХ ЮРИДИЧЕСКИХ ФИРМ УКРАИНЫ» В 1998-2015 ГОДАХ

50 ВЕДУЩИХ ЮРИДИЧЕСКИХ ФИРМ УКРАИНЫ 2015 ГОДА

VOX POPULI

Государство и юристы

Увольнительная запись

Акцент

Состав поступления

В фокусе

Легким продвижением

Государство и юристы

Поучить визу

Порог изобилия

Венские аргументы

Книжная полка

Игровая поставка

Неделя права

Новости из-за рубежа

Barclays выплатит 14 млн долл. США за манипуляции ставкой Libor

Южная Корея оштрафовала Volkswagen за махинации

Неделя права

Дискуссии по-европейски

Сохранить статус

Регистрационный спор

Получили увольнение

Новости из зала суда

Судебная практика

ВСУ перенес рассмотрение дела по иску Ю. Кармазина относительно главы НБУ

Суд обязал администрацию Facebook предоставить доступ к аккаунтам

Новости юридических фирм

Частная практика

Aequo и CMS сопровождают сделку по приобретению доли в компании Ciklum Holding

МЮГ AstapovLawyers консультировала частного инвестора в ходе приобретения CarPrice

МЮФ Baker & McKenzie присоединилась к подготовке Аналитического отчета по реформе правовой системы и системы управления

Sayenko Kharenko — советник Commerzbank в связи с реструктуризацией субординированных еврооблигаций ПриватБанка

Юристы AVER LEX защитили интересы УМВБ

DLA Piper консультирует группу Bomond в связи с долгосрочной арендой помещений в ЦУМе

МЮФ Dentons объявила о своей 10-й преобразовательной инициативе в 2015 году

Отрасли практики

Избирательный круг

Неубедительная оговорка

Рабочий график

V зимний форум ААУ

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Репортаж

Инвестиционное приглашение

Решения недели

Судебная практика

Всего не исследовали

Медлили полгода

Бездействие с увольнением

Самое важное

Вступительный внос

Выпустить возобновление

Поддержанная юстиция

Порядок уплаты НДФЛ

Судебная практика

Судебные решения

Нюансы обжалования указа о назначении членов ВСЮ

О нюансах возврата долга

Когда потребитель обязан платить за отопление, если было произведено отключение от сетей централизованного отопления

Судебная практика

Доказать риск судье

Два раза? Уже нет!

К ним не едет ревизор

Оправданные ожидания

Информационное пространство

Судебная практика

Судебные решения

Предприятие может быть освобождено от выплаты среднего заработка за задержку проведения расчета с работником ввиду форс-мажорных обстоятельств

Тема номера

Устоявшиеся возражения

Стадийная запись

Уценить шансы

Позиционный блок

Частная практика

Образовательная миссия

Інші новини

PRAVO.UA