По исходу дела — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №47 (935) » По исходу дела

По исходу дела

Кадровые неудачи продолжают преследовать главный судейский форум. Как в прошлом, так и в нынешнем году делегатам съезда судей не удалось решить все кадровые задания в отведенный дедлайн. Как тут не верить в приметы, ведь второй день проведения XIII (!) съезда судей пришелся на несчастливую дату — злополучную пятницу 13-го? Хотя, возможно, нынешнее кадровое невезение было предрешено (в предыдущем номере «ЮП» мы уже рассказывали о том, что наивысший орган судейского самоуправления не смог полностью укомплектовать Совет судей Украины, избрав всех 33 членов, и объявил в работе перерыв до 24 ноября с.г.).

Как бы то ни было, а кадровую недосказанность представители судейского корпуса восполнили обсуждением злободневных проблем и принятием соответствующих резолюций, которые хоть и проходили в паузах между кадровыми процедурами (выдвижением кандидатов, формированием бюллетеней для тайного голосования, подсчетом голосов), но для дальнейшей деятельности судебной системы имеют принципиальное значение.

Отчетная реформация

Делегаты XIII съезда судей заслушали традиционную «отчетную» информацию о деятельности ключевых органов в судебной системе, а именно: Высшей квалификационной комиссии судей Украины (ВККС), Государственной судебной администрации Украины (ГСА) и Совета судей Украины. Председатель последнего, судья Верховного Суда Украины Валентина Симоненко рассказала о том, что было сделано высшим органом судейского самоуправления за последние полтора года. Напомним: в новом расширенном формате (в составе 40, а не 11 человек, как это было ранее) Совет судей Украины работает с конца июня прошлого года, когда в ходе первого этапа проведения XII съезда судей во исполнение предписаний Закона Украины «О восстановлении доверия к судебной власти на Украине» был избран новый состав этого органа судейского самоуправления.

Председатель Совета судей Украины акцентировала внимание на основных направлениях деятельности возглавляемого ею органа. В частности, отмечалось, что с привлечением судей, ученых и общественности была разработана, обсуждена и в дальнейшем одобрена Стратегия развития судебной власти Украины. С целью оперативного реагирования на факты вмешательства представителей исполнительной власти, прокуратуры, общественности в осуществление правосудия был принят ряд решений о независимости судов и судей. Приняты меры, направленные на развитие коммуникации со СМИ и общественностью. Подготовлены и направлены субъектам законодательной инициативы предложения о внесении изменений в законы Украины, касающиеся судоустройства и судопроизводства, статуса судей, обеспечения деятельности органов судебной власти. Проведен ряд мониторингов состояния независимости судей, эффективности и доступности правосудия. «Мы выполнили более 90 % заданий, которые поставили перед нами делегаты ХII внеочередного съезда судей, но это только начало кропотливой работы по восстановлению доверия к судебной власти», — констатировала Валентина Симоненко.

Кроме того, она очертила круг актуальных проблемных вопросов, которые необходимо решить Совету судей Украины безотлагательно. Среди прочего нужно обеспечить надлежащее финансирование судебной системы, принять кардинальные меры реагирования для усиления безопасности судей, работников аппаратов судов, устранения случаев безосновательного отказа в принятии соответствующих мер со стороны правоохранителей, а также повысить эффективность осуществления досудебного расследования преступлений против жизни, здоровья судей и их близких родственников.

О финансовой составляющей в деятельности отечественной Фемиды говорил и председатель ГСА Зеновий Холоднюк. По его словам, на сегодня уровень судейского вознаграждения украинских судей по сравнению с их европейскими коллегами ниже минимум в три раза. Правда, в этом вопросе наметилась позитивная динамика. Как отмечалось, в 2016 году размер судейского вознаграждения прогнозируется в среднем уже в сумме 23 488 грн, что на 5229 грн, или на 28,6 % больше показателей текущего года. Кроме того, после принятия конституционных изменений в части правосудия, как отметил г-на Холоднюк, планируется пересмотреть нормы профильного судейского закона («О судоустройстве и статусе судей»), существенно увеличив размер судейского вознаграждения, а именно — должностного оклада, что будет способствовать повышению уровня финансовой независимости судей. Также постепенно будет повышаться уровень средней заработной платы работников аппаратов судов: по прогнозам ГСА, в 2016-м она составит 4600 грн, что на 600 грн или на 15 % больше показателя 2015 года.

Важной составляющей финансового благополучия судебной системы являются поступления от судебного сбора. Зеновий Холоднюк напомнил, что во исполнение меморандума, заключенного между Международным валютным фондом и Украиной, с 1 сентября 2015 года действуют новые ставки судебного сбора и отменены все льготы по его уплате для органов государственной власти. Ожидаемый объем сверхплановых поступлений от уплаты судебного сбора в 2015 году, по данным председателя ГСА, почти 560 млн грн. С учетом остатка средств специального фонда (именно в нем аккумулируются средства от уплаты судебного сбора) на начало года общий дополнительный финансовый ресурс составит не менее 860 млн грн, эти средства законом о государственном бюджете на текущий год вообще не предусмотрены. Как в прошлом, так и в нынешнем году сверхплановые поступления судебного сбора идут на покрытие дефицита фонда оплаты труда работникам аппаратов судов, а также на постепенное повышение уровня их средней заработной платы. По статистике ГСА, в среднем ежедневное поступление средств от уплаты судебного сбора за сентябрь 2015 года составило 7,4 млн грн, а за октябрь — 8,4 млн грн. В целом в 2016 году, по прогнозам г-на Холоднюка, поступление от судебного сбора составит порядка 1 млрд 700 млн грн.

Вместе с тем Зеновий Холоднюк рассказал об основных заданиях ГСА в ходе реформирования судебной системы, таких, например, как оптимизация сети судов в зависимости от конституционных изменений, админреформы и количественного состава обителей Фемиды на базе разработанных нормативов нагрузки, законодательное обеспечение участия судебной власти на всех стадиях бюджетного процесса и т.д.

О деятельности ВККС в новых законодательных реалиях проинформировал делегатов съезда ее председатель Сергей Козьяков. Напомним: новый состав Комиссии был сформирован в начале зимы прошлого года: первое заседание обновленной ВККС состоялось 9 декабря 2014-го. По данным председателя ВККС, к тому времени накопилось порядка 850 нерассмотренных кадровых «дел»: 490 материалов об избрании кандидатов на должность судьи бессрочно (причем у 250 судей из указанного количества в течение декабря 2014-го — января 2015-го заканчивался пятилетний срок полномочий); 184 заявления судей относительно рекомендации для перевода в другой суд в пределах пятилетнего срока; 86 заявлений судей, избранных бессрочно, относительно перевода из одного суда в другой того же уровня и специализации; 88 материалов о переводе судей, избранных бессрочно, в другой суд; два материала о прекращении отставки судей, в отношении которых вступил в законную силу обвинительный приговор за совершение умышленного преступления. «ВККС впервые за свою историю была вынуждена работать фактически в условиях войны, как и все граждане Украины. Поэтому в нашей работе  были определенные особенности, в частности, в первую очередь мы должны были решить проблемы судей из Автономной Республики Крым, решивших переехать на материковую часть Украины, и судей из зоны АТО», — отметил Сергей Козьяков. Среди прочего ВККС был принят ряд решений о прикреплении 232 судей судов общей юрисдикции Донецкой и Луганской областей к другому суду того же уровня в другой местности в связи с невозможностью осуществлять правосудие на территории, на которой проводится АТО.

Рассказал г-н Козьяков и о «животрепещущем» вопросе, вызывающем особый общественный интерес: динамике рассмотрения в последние годы ходатайств Генерального прокурора об отстранении судей от должности в связи с привлечением их к уголовной ответственности. Так, с начала декабря прошлого и до конца октября нынешнего года ВККС приняла решение об отстранении 30 судей и продлила срок отстранения в отношении 17 судей. При этом в удовлетворении двух соответствующих ходатайств было отказано, еще 13 ходатайств возвращено Генпрокурору.

В своем выступлении Сергей Козьяков акцентировал внимание на новых полномочиях возглавляемого им органа, предусмотренных Законом Украины «Об обеспечении права на справедливый суд»: процедуре первичного квалификационного оценивания судей. «И методологически, и технически к нему (квалифоцениванию) мы уже готовы», — заверил он. В частности, уже утверждено Положение о порядке ведения судейского досье, разработаны документы, необходимые для надлежащего учета и хранения судейских досье, утверждены соответствующие формы, а также приняты, проверены и внесены в реестр учета 318 судейских досье представителей высших судебных инстанций (Верховного и высших специализированных судов) и 1854 судейских досье судей апелляционных судов. Сергей Козьяков выразил надежду на то, что уже в ближайшее время обновленный состав Совета судей Украины утвердит два ключевых регламентных документа (Порядок и методологию квалификационного оценивания судьи и Положение о порядке сдачи экзамена и методике его оценки во время квалификационного оценивания судьи), необходимых для старта данной процедуры.

Европейская заставляющая

Большинство выступающих на съезде так или иначе затрагивали тему судебной реформы, ставшую, пожалуй, главным лейтмотивом нынешнего судейского форума. При этом докладчики констатировали: с учетом проевропейского вектора развития нашего государства в процессе реконструкции отечественной Фемиды нужно учитывать европейские стандарты, а не обосновывать необходимость внесения тех или иных новаций политической целесообразностью. Так, председатель Апелляционного суда Запорожской области Виктор Городовенко ознакомил делегатов с заключением № 18 Консультативного совета европейских судей (КСЕС) «Позиция судебной власти и ее отношения с другими ветвями государственной власти в условиях современной демократии». «Европейское судейское сообщество с особым вниманием наблюдает за событиями, которые происходят на Украине. Поскольку угрозы, которые возникают перед судебной властью сегодня, являются новыми мощными и опасными для каждого судьи не только на Украине, но и в Европе. Если наметившиеся тенденции будут реализованы, то аналогичные механизмы будут использоваться политиками и в других странах для того, чтобы принизить роль судебной власти и непосредственных ее носителей — судей», — заявил он.

Особое внимание г-н Городовенко уделил пункту 15 заключения КСЕС. «Конституционная легитимность отдельных судей, избранных бессрочно, не может быть поставлена под сомнение законодательной или исполнительной властью из-за смены политического режима в государстве», — процитировал своих европейских коллег председатель Апелляционного суда Запорожской области, добавив, что это прямой ответ на ситуацию, которая сложилась в нашей стране: судья должен нести юридическую, а не политическую ответственность.

Говоря о грядущей процедуре аттестации всего судейского корпуса в контексте того, какой ее видят на Западе, Виктор Городовенко подчеркнул: если органами исполнительной, законодательной власти или отдельными политиками институт оценивания используется как способ лишения судей должности, то в таком случае он ни при каких обстоятельствах не может соответствовать европейским стандартам в сфере судопроизводства.

Не остался без внимания европейских экспертов и такой актуальный для отечественной Фемиды вопрос, как взаимодействие с другими ветвями власти, которое в все чаще сводится к публичным негативным высказываниям политиков в адрес судей. Пока критика осуществляется в атмосфере взаимного уважения — это, по мнению иностранных экспертов, может быть полезным для общества в целом, но только не в случае, если ответом на конструктивную критику органов государственной власти со стороны судей станут увольнение с занимаемой должности и другие ущемления в правах. «КСЕС подчеркивает: недопустимое поведение представителей законодательной, исполнительной властей и политиков может выражаться в виде молчаливого согласия или в некоторых случаях — в виде поддержки агрессии против судей, которая направлена на радикальные, насильственные и незаконные действия против судопроизводства. Поддержка такой агрессии против судебной системы является абсолютно недопустимой. Такие действия представляют не только угрозу независимости судебной власти, они также лишают права на законное общественное выражение мнения судьями», — констатировал Виктор Городовенко.

Резолюция создания

Ключевые тезисы выступлений участников главного судейского форума легли в основу принятых им резолюций. Наряду с уже привычными «съездными» рекомендациями представителям судейского корпуса и очерченным фронтом работы для Совета судей Украины и ВККС делегаты наивысшего органа судейского самоуправления решили направить обращение первым лицам государства (Президенту, спикеру парламента и премьер-министру) относительно обеспечения независимости судей. Сразу оговоримся: поскольку XIII съезд судей Украины еще не завершил свою работу, взяв тайм-аут до 24 ноября с.г., и с учетом того, что решения и обращения главного судейского форума еще не обнародованы, вполне вероятно, что данные резолюции в ходе второй части съездной церемонии будут корректироваться. Поэтому далее речь пойдет о том, что было принято «на словах» и записано в черновом варианте — в проекте соответствующего обращения.

Апеллируя к первым лицам государства, служители Фемиды обращают внимание на три основных аспекта. Во-первых, на необходимость неукоснительного соблюдения международных стандартов и конституционных гарантий независимости и неприкосновенности судей, в частности, прекращения безосновательных обезличенных обвинений в непрофессионализме и коррупции всех без исключения судей, всей судебной системы.

В этом аспекте были отображены и главные реформенные опасения судей, связанные с предложенными конституционными изменениями. Речь идет о переходных положениях предложенного Конституционной комиссией проекта внесения изменений в Основной Закон в части правосудия, которыми урегулирован вопрос относительно дальнейшего профессионального будущего судей, назначенных на должность впервые. Делегаты главного судейского форума попросили реформаторов внести изменения в статью 128 и подпункт 2 пункта 19 раздела ХV «Переходные положения» проекта изменений в Конституцию Украины, предусмотрев, что судьи судов общей юрисдикции, назначенные на должность впервые (если у них до момента вступления в силу конституционных изменений пятилетний срок пребывания в должности не закончился или срок полномочий истек, и они в установленном законом порядке обратились в ВККС с заявлением о рекомендации для избрания их на должность судьи бессрочно, а соответствующее решение не принято), со вступлением в силу изменений в Основной Закон приобретают статус судей, избранных бессрочно.

Следует отметить, что делегаты наивысшего органа судейского самоуправления обсуждали и альтернативный вариант урегулирования этого вопроса. Предлагался следующий алгоритм: бессрочное назначение «судей-пятилеток», у которых на момент вступления в силу конституционных изменений закончился срок полномочий, должно осуществляться Президентом Украины по представлению Высшего совета правосудия (новое название ВСЮ), то есть в рамках новой конституционной процедуры назначения судей. Правда, в результате большинство участников съезда поддержали первый вариант автоматического назначения судей бессрочно.

Во-вторых, представители судейского корпуса обращают внимание власть имущих на необходимость выполнения требований Конституции Украины и положений профильного судейского закона в части гарантий несменяемости судей и статуса профессионального судьи. Среди прочего судьи ратуют за безотлагательное решение кадровых вопросов (в соответствии с предусмотренными законодательными процедурами!): о бессрочном избрании, об увольнении в отставку и по собственному желанию и о переводе судей.

Третий аспект судейского обращения к Президенту, спикеру парламента и премьер-министру Украины касается вопросов надлежащего финансирования Фемиды. Делегаты главного судейского форума выступают, в частности, за то, чтобы внести изменения в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей», предусмотрев, что размер должностного оклада судьи местного суда должен составлять 15 минимальных заработных плат, восстановить право судьи, который не осуществляет правосудие, на получение доплат к должностному окладу и на ежемесячное пожизненное денежное содержание на условиях и в размере, предусмотренных Законом Украины «Об обеспечении права на справедливый суд». 

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Акцент

Временные трудности

Сроки отставки

Государство и юристы

По исходу дела

Государство и юристы

Новости законотворчества

Изменяется порядок регистрации транспортных средств

Предлагается упростить порядок наказания за отказ от принятия обращений

Внесен проект нового закона об образовании

Документы и аналитика

Связующий момент

Книжная полка

Монографический дизайн

Новости из зала суда

Судебная практика

ВХСУ вернул в первую инстанцию дело о наименовании «Свет шахтера»

Суд признал незаконным разрешение парламента на арест И. Мосийчука

Отрасли практики

Экспертная операция

Абсурдная фаза

Особое сомнение

Рыночный запрос

Офисные технологии

Особо безопасен

Испанское сопротивление

Режим реального бремени

Рабочий график

EuroLawyer 2015

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Репортаж

Рисковое заявление

Самое важное

Конкурсные предложения

Переселенные пункты

НДС факторинговых операций

Судебная практика

Несбывшиеся мечты

Сборное уложение

Увольнительное зрелище

Судебная практика

Судебные решения

Решения о назначении распорядителя имущества должника не подлежат кассационному обжалованию

В каком случае суд не может прекратить производство по делу

Судебная практика

Путь к евростандартам

Тема номера

Ход программы

Азартные вовлечения

Система без опасности

Альтер эхо

Частная практика

Профессиональный рост

Інші новини

PRAVO.UA