Азартные вовлечения — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №47 (935) » Азартные вовлечения

Азартные вовлечения

Рубрика Тема номера
В случае с азартными играми онлайн регулятору нужно контролировать безопасность и надежность программного обеспечения

Игорный бизнес продолжает привлекать к себе все больше внимания на фоне слухов о его легализации на Украине. Но пока что это касается либо так называемых наземных (land-based) казино в четырех-, пятизвездочных отелях, либо игровых автоматов, которые составляют чуть ли не 70 % всего игорного бизнеса Украины, либо букмекерской деятельности. Очевидно, что на данном этапе легализация не коснется игорного бизнеса онлайн, а поскольку он включает достаточно много аспектов и требует детального регулирования, то государство просто не успеет до конца года и приемлемую модель регулирования выбрать, и закон разработать и принять, и план по доходности составить, и в бюджете на следующий год его указать.

Сложность регулирования в первую очередь связана с невозможностью обеспечения такого же контроля за азартными играми онлайн, как за наземным (офлайн) казино на Крещатике и игровым автоматом возле метро. В случае с азартными играми онлайн регулятору нужно уже контролировать безопасность и надежность програм­много обеспечения, используемого для проведения игр, доменные имена, на которых хостятся онлайн-ресурсы, электронные платежи, и использование криптовалюты как ставки, обработку персональных данных и т.д.

Под запретом

С июня 2009 года, а именно — с момента вступления в силу Закона Украины «О запрете игорного бизнеса на Украине» (Закон) действует запрет на игорный бизнес и участие в азартных играх. Игорным бизнесом также считается деятельность, связанная с организацией и проведением азартных игр в электронном (виртуальном) казино. В дальнейшем ввиду «миграции» наземных азартных игр в онлайн, так как, безусловно, мир азартных игр онлайн не ограничивается только электронными (виртуальными) казино, в мае 2011 года в Закон были внесены правки, согласно которым игорным бизнесом также стали считать компьютерные симуляторы, интерактивные заведения и электронные (виртуальные) казино независимо от места размещения сервера.

Если очень хочется, то…

 

Несмотря на запрет, сегодня существует достаточное количество онлайн-казино и других азартных игр онлайн, которые принимают ставки игроков с Украины. В целом это объясняется позицией операторов таких онлайн-ресурсов, а именно: требования украинского законодательства не распространяются на их деятельность, так как они (сервера) находятся в другом государстве и/или лицензии на их деятельность выданы в других странах. Безусловно, ввиду положения Закона относительно того, что место размещения сервера не имеет значения, чтобы считаться игорным бизнесом (азартной игрой) на Украине, формально запрет на азартные игры будет распространяться на такие ресурсы, но применить какие-либо меры (санкции) к этим операторам или прекратить их деятельность довольно сложно, поскольку они не присутствуют на Украине. При этом крупные международные операторы азартных игр, дорожа своей репутацией, все-таки не принимают ставки от игроков с Украины именно в связи с требованиями Закона.

Этот пример еще раз подтверждает, что государство не может полностью контролировать онлайн-деятельность и все-таки легализация азартного бизнеса онлайн более целесообразна. В связи с отсутствием правового регулирования возрастает количество сомнительных онлайн-ресурсов, деятельность которых никем не контролируется: непонятно, какое программное обеспечение они используют, к тому же у игрока нет возможности убедиться в правдивости информации о лицензиях, которую они указывают на сайтах. В частности, в своей практике мы столкнулись с ситуацией, когда один онлайн-ресурс не только копировал виртуальные азартные игры легального оператора, но и предоставлял некорректную информацию о лицензии. При проверке оказалось, что регулятор игорного бизнеса Мальты не выдавал на онлайн-ресурс никакой лицензии (на своем сайте они указывали именно на наличие такой лицензии). Кстати, «оператором» этого онлайн-ресурса оказалось физическое лицо с Украины, достоверно установить местонахождение и контакты которого в силу специфики дела не представлялось возможным.

IT-составляющая

К регулированию сферы азартных онлайн-игр в мире применяются разные подходы. В первую очередь уделяется внимание лицензированию технической составляющей.

В Великобритании, например, операторам азартных игр онлайн необходимо использовать программное обеспечение только тех поставщиков, которые получили специальные лицензии на использование их программного обеспечения в азартном бизнесе (Gambling Software License). Дополнительно к этому таким операторам нужно получить операционную лицензию. Лица, которые выполняют управленческие и оперативные функции относительно азартных игр онлайн, должны оформить персональные управленческие лицензии (Personal Management License). В частности, персональные лицензии следует иметь сотрудникам по таким направлениям деятельности, как информационные технологии и информационная безопасность.

В штате Невада (США) операторы офлайн-казино, которые планируют проводить азартные игры онлайн (только операторам офлайн-казино разрешается проводить азартные игры онлайн), обязаны согласовывать с регулятором информацию о передаче технологий.

В другом штате США регулятор выдает лицензию только в случае, если игра является пригодной к использованию после тестирования или соответствующего тестового периода. Кроме того, утверждению также подлежит система внутреннего контроля. Отдельные лицензии должны также получить поставщики технологических услуг — поставщики оборудования, программного обеспечения, контента для игры, а также операционных услуг. При этом в указанном штате на сегодня действуют только три оператора, и их сайты созданы на одинаковой платформе программного обеспечения (так называемая a single-provider system).

А, к примеру, во Франции и Испании введено требование о том, что азартные игры онлайн должны проводиться на сайте, домен которого находится в доменной зоне страны (.fr, .es). По крайней мере должно быть обеспечено перенаправление на такие домены игроков.

Не во всех странах существует требование, чтобы серверы операторов азартных игр онлайн находились в стране регулятора. Отсутствие одного требования компенсируется другим — о получении согласия на использование оборудования для азартных игр онлайн.

В случае с ограничением проведения азартных игр (в том числе онлайн), касающимся конкретной территории (игровой зоны), актуализируется вопрос использования оператором технологий геолокации с тем, чтобы следить за местонахождением игрока и блокировать его доступ к игре, если он покидает определенную территорию. В этой связи важным становится вопрос защиты персональных данных. Следует отметить, что на Украине установлены дополнительные требования по информированию омбудсмена о начале обработке таких данных.

 

КЛИМЧУК Олег — старший юрист ЮФ Sayenko Kharenko, г. Киев


Мнение

Влить средства

 

Иван ЛИЩИНА, партнер ЮФ Trusted Advisors

Как известно, статья 2032 Уголовного кодекса Украины «Занятие игорным бизнесом» распространяется на деятельность, связанную с организацией, проведением и предоставлением возможности доступа к азартным играм, в том числе в электронном (виртуальном) казино независимо от места расположения сервера (Закон Украины «О запрете игорного бизнеса на Украине»). Как показывает анализ практики применения этой нормы украинскими судами, из 11 приговоров, касающихся онлайн-игр, лишь один связан с администрированием сайтов интернет-казино (приговор Первомайского районного суда Автономной Республики Крым от 22 сентября 2012 года). В остальных речь идет о создании игровых салонов, оборудованных компьютерами с доступом к интернет-казино.

Такой явный перекос связан, конечно, не с отсутствием лиц, задействованных в администрировании интернет-казино, а, по всей видимости, с относительной сложностью расследования таких дел, которое требует специальных знаний от работников правоохранительных органов.

При этом бизнес интернет-казино — это, как правило, многогранный проект, который включает: 1) техническую оболочку — программную платформу, игры и интернет-сайты; 2) юридическую оболочку — юрлиц и полученные ими лицензии в юрисдикциях, позволяющих оформлять лицензии на такой вид деятельности (Мальта, Катманду и другие), а также счета, открытые в банках такими юридическими лицами; 3) человеческие ресурсы — это IT-специалисты, которые создают и администрируют соответствующие программы и сайты.

Очевидно, что это сложный и высокотехнологичный бизнес, который мог бы предоставлять работу высококвалифицированным кадрам. Борьба с таким бизнесом обычными милицейскими методами крайне неэффективна. Чтобы добиться эффективности, государству необходимо направить значительные средства налогоплательщиков в правоохранительные органы. Это вместо того, чтобы получать в бюджет огромные средства, легализовав такой бизнес и ограничив его соответствующими стандартами, как в это сделано в ряде европейских государств, в частности в Великобритании.

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Акцент

Временные трудности

Сроки отставки

Государство и юристы

По исходу дела

Государство и юристы

Новости законотворчества

Изменяется порядок регистрации транспортных средств

Предлагается упростить порядок наказания за отказ от принятия обращений

Внесен проект нового закона об образовании

Документы и аналитика

Связующий момент

Книжная полка

Монографический дизайн

Новости из зала суда

Судебная практика

ВХСУ вернул в первую инстанцию дело о наименовании «Свет шахтера»

Суд признал незаконным разрешение парламента на арест И. Мосийчука

Отрасли практики

Экспертная операция

Абсурдная фаза

Особое сомнение

Рыночный запрос

Офисные технологии

Особо безопасен

Испанское сопротивление

Режим реального бремени

Рабочий график

EuroLawyer 2015

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Репортаж

Рисковое заявление

Самое важное

Конкурсные предложения

Переселенные пункты

НДС факторинговых операций

Судебная практика

Несбывшиеся мечты

Сборное уложение

Увольнительное зрелище

Судебная практика

Судебные решения

Решения о назначении распорядителя имущества должника не подлежат кассационному обжалованию

В каком случае суд не может прекратить производство по делу

Судебная практика

Путь к евростандартам

Тема номера

Ход программы

Азартные вовлечения

Система без опасности

Альтер эхо

Частная практика

Профессиональный рост

Інші новини

PRAVO.UA