16 сентября 2014 года Европейский парламент и Верховный Совет Украины синхронно ратифицировали Соглашение об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом. Игорь Олехов, партнер МЮФ Baker & McKenzie, и Анна Штепа, старший юрист МЮФ Baker & McKenzie, подвели итоги года, прошедшего после ратификации Соглашения, и рассказали, как торговые отношения с ЕС будут развиваться в ближайшем будущем.
— В каком состоянии находятся торговые отношения Украины и ЕС?
Анна Штепа (А.Ш.): Существенные изменения пока не произошли, так как Соглашение еще не действует для Украины в полной мере. Экспорт в ЕС в 2014 году составлял треть всего украинского экспорта и продолжает держаться на том же уровне в 2015 году. В то же время в абсолютных цифрах торговый оборот с ЕС упал. Это в первую очередь связано с ухудшением общей экономической ситуации в нашей стране, событиями на востоке Украины и усиленным режимом валютного контроля НБУ, который привел к ограничению как импортных, так и экспортных операций. К сожалению, Украина вряд ли сможет существенно увеличить торговый оборот без изменения режима валютного регулирования и контроля, а также регулирования внешнеэкономической деятельности, а также без решения целого ряда «традиционных» проблем экспортеров на нашем рынке, таких как невозврат НДС, усложненные правила таможенного оформления товаров, чрезмерно формалистическое регулирование внешнеэкономической деятельности для экспорта услуг и т.д. Украинским производителям объективно сложно найти в Европе контрагентов, готовых работать на таких условиях, которые создают дополнительные финансовые и административные затраты.
— Что за прошедший год все же было сделано?
Игорь Олехов (И.О.): За прошедший год Украине удалось достичь определенного успеха в исполнении положений Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, касающихся всеобъемлющей зоны свободной торговли. Был принят ряд необходимых законов в сфере преодоления технических барьеров (Законы Украины «О технических регламентах и оценке соответствия», «О метрологии и метрологической деятельности», «О стандартизации») и в сфере преодоления санитарных и фитосанитарных барьеров (Законы Украины «Об основных принципах и требованиях к безопасности и качеству пищевых продуктов» и «Об идентификации и регистрации животных»).
Антимонопольный комитет Украины начал публиковать свои решения, что является необходимым обязательством Украины согласно Соглашению об ассоциации. Был принят Закон Украины «О государственной помощи субъектам хозяйствования», который урегулировал вопросы предоставления различных преференций, дотаций/субсидий участникам рынка и должен заложить основы для создания конкурентной рыночной практики в большинстве сфер экономики Украины. Кроме того, в ближайшее время должно быть принято разъяснение Антимонопольного комитета относительно принципов наложения штрафов, и внесены изменения в положение о концентрации, касающиеся сокращения перечня необходимой информации и документов.
Идет также активная работа в процессе имплементации Соглашения об ассоциации относительно рынков финансовых услуг в рамках Стратегии развития финансового рынка, которую утвердил НБУ вместе с профильными регуляторами. В ближайшем будущем следует ожидать целый ряд законодательных инициатив в данной сфере.
— Как эти перемены отразились на рынке?
И.О.: Безусловно, рынок позитивно воспринял эти изменения, но для полноценного эффекта необходимо время, поскольку переход на европейские стандарты не осуществляется мгновенно. Это долгий процесс, который требует как от государства, так и от бизнеса немалых усилий.
— Что нас ждет после 1 января 2016 года? К чему бизнесу надо быть готовым?
А.Ш.: В начале 2016 года ожидается присоединение Украины к Соглашению ВТО о государственных закупках. Данное соглашение гарантирует доступ украинским производителям товаров и услуг к равноправному участию в государственных закупках широкого спектра субъектов государственных закупок ЕС раньше и независимо от вступления в силу Соглашения о всеобъемлющей зоне свободной торговли между Украиной и ЕС. По оценкам экспертов, рынок государственных закупок ЕС за 2014 год составил 1800 млрд евро (230 млрд евро — в рамках Соглашения ВТО о государственных закупках) и обычно составляет от 7 до 15 % ВВП. Поэтому даже частичное открытие данного рынка для Украины существенно увеличит потенциальные возможности для отечественных производителей. Большой потенциал в использовании гарантий, предоставленных данным Соглашением, открывается для компаний в сфере IT-услуг. Однако для того чтобы полноценно воспользоваться возможностями, которые откроются после вступления Соглашения ВТО о государственных закупках в силу, украинским производителям товаров и услуг уже сегодня нужно готовиться к выходу на данный рынок, в том числе привлекать технических и юридических консультантов, способных помочь в подготовке к участию в тендерах.
И.О.: После вступления в силу Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС неизбежно останутся два основных барьера для выхода малого и среднего украинского бизнеса на рынок ЕС. Это технические требования ЕС и необходимость сертификации украинской продукции. Украина уже начала их постепенное преодоление, но этот процесс будет достаточно длительным, поскольку нашей стране необходимо основательно реформировать систему технического регулирования, а также подготовить инфраструктуру для испытательных лабораторий и органов сертификации, соответствующую европейским требованиям.
А.Ш.: В январе 2015 года был принят Закон Украины «О технических регламентах и оценке соответствия», устанавливающий единые правовые и организационные основы разработки, принятия и применения технических регламентов и процедур оценки соответствия, а также осуществления оценки соответствия. Следующий шаг — разработка, принятие и имплементация технических регламентов, которые внедрят в законодательство Украины директивы и регламенты ЕС относительно соответствующих видов продукции. Финальным шагом, который позволит украинской продукции беспрепятственно выйти на рынок ЕС, должно стать заключение соглашений об оценке соответствия и признания (Agreement on Conformity Assessment and Acceptance) в определенных отраслях экономики, указанных в приложении III к Соглашению об ассоциации.
И.О.: Именно гармонизация законодательства и стандартов ЕС, а также их надлежащая имплементация позволят преодолеть существующие барьеры в торговле с Евросоюзом. Причем просто создание нормативной базы системы технического регулирования и даже подготовка всей инфраструктуры испытательных лабораторий и органов сертификации, которая будет соответствовать европейским требованиям, недостаточно для активного развития международной торговли украинского бизнеса с ЕС. Это только предусловия для развития торговли и выхода украинских товаров на рынки ЕС. Не менее важным шагом является работа государственных органов Украины и определенных чиновников в министерствах и ведомствах над конкретными шагами по завоеванию рынков ЕС вместе с украинским бизнесом — уже давно пора вводить для чиновников специальные KPI, связанные именно с расширением возможностей для украинского бизнеса на рынках ЕС: при этом «перевод стрелок» на отсутствие надлежащего валютного регулирования, нерешенные проблемы с налоговой или таможней должны быть основанием для немедленного увольнения чиновников, неспособных и нежелающих решать проблемы бизнеса.
— Могут ли юрфирмы выступить эффективным посредником в налаживании торговых связей Украины и ЕС?
И.О.: Для сопровождения торговых операций в формате «Украина — ЕС» юридические фирмы привлекают довольно часто. Как показывает наша практика, многие украинские компании не готовы к работе с партнерами в ЕС и в большинстве случаев просто не понимают правил, которые существуют в той или иной юрисдикции ЕС. Во многих ситуациях отсутствие таких знаний ведет к потере бизнес-возможностей или к значительной потере средств на сделках с партнерами в ЕС — при этом избежать таких потерь и воспользоваться новыми бизнес-возможностями было бы легко при наличии у украинского бизнеса опыта и знаний, которые есть у международных или локальных юрфирм в этих юрисдикциях. Такая ситуация часто обусловлена ментальностью многих украинских бизнесменов, которые готовы привлекать юридическую фирму, как правило, только тогда, когда нужно решать уже возникшую проблему или заниматься борьбой с ее последствиями. В то же время многих вопросов можно избежать или найти более эффективные пути решения, если работа с квалифицированным юридическим советником будет начинаться на ранних этапах выхода на иностранный рынок.
Во-вторых, наиболее значимым препятствием в существующей системе регулирования внешнеэкономической деятельности на Украине является отсутствие простых и понятных механизмов расчетов в гривне и в иностранной валюте для нерезидентов, работающих с украинскими партнерами. Следствие отсутствия таких механизмов расчетов — отказ иностранных контрагентов от работы с украинскими партнерами из-за «валютных» проблем, и подобные отказы имеют массовый характер. Привлечение юристов для разрешения данных вопросов очень часто оправдано именно правильным документированием и разрешением спорных ситуаций.
В-третьих, роль юристов, как всегда, становится решающей в случаях, когда дело доходит до арбитражных или судебных разбирательств. Здесь важно помнить о том, что подготовка к такому развитию событий, как бы парадоксально это ни казалось клиенту, должна начинаться с момента первого этапа переговоров с иностранным контрагентом.
Наконец, европейский и международный бизнес уже знает о преимуществах Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС и генерирует много запросов относительно конкретных сценариев развития бизнеса на территории Украины и с украинскими партнерами. Надеемся, что полноценная имплементация Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС будет осуществлена раньше предусмотренных сроков и создаст множество возможностей для развития бизнеса сегодня и в ближайшем будущем.
(Беседовал Алексей НАСАДЮК,
«Юридическая практика»)
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…