Для современного мира характерно обилие информации и в то же время ее острая нехватка. Особенно это касается бизнеса, и в частности юридического. С одной стороны, из рекламных объявлений, публикаций в газетах, информации в сети Интернет можно почерпнуть немало сведений о той или иной юридической фирме, с другой — определенная информация является недоступной широкому кругу лиц. Чем больше открытой информации о фирме, тем более она транспарентна.
Под транспарентностью, как правило, подразумевается информационная прозрачность (от английского transparent — прозрачный). Главным элементом данного понятия можно считать доступность информации о субъекте для неограниченного круга лиц. Именно доступностью информации о субъекте характеризуется уровень его прозрачности, при этом в качестве средств, обеспечивающих такую доступность, выступают открытость, гласность и публичность.
В то время как одни фирмы стараются максимально закрыть информацию о себе, другие давно восприняли и приобщились к демократическим веяниям транспарентности, а третьи вообще стараются максимально распространить любую информацию о своей деятельности.
Каков же общий уровень транспарентности юридического бизнеса на Украине и как он влияет на деятельность юридических фирм? По мнению партнера юридической фирмы «Кушнир, Якимяк и Партнеры» Юрия Кушнира, рынок юридических услуг Украины, по сравнению с рынками других стран (например, Америки), является чрезвычайно закрытым, поскольку большое количество информации недоступно широкому кругу обывателей, а та информация, которая является доступной, зачастую не отвечает реальной ситуации на рынке. По мнению г-на Кушнира, закрытость может быть обусловлена объективными причинами. Так, сведения о реальном количестве сотрудников юридических фирм, уровне их квалификации и роде занятий могут скрываться в связи с риском переманивания сотрудников в конкурирующие фирмы. Буквально несколько месяцев назад, говорит г-н Кушнир, риск переманивания был очень велик, поскольку на рынке активно работали так называемые хед-хантеры. Также непрозрачными являются доходы юридических фирм. В тех условиях, которые сложились на Украине, полученные на счет юридического лица средства не до конца отражают реальный доход юридической фирмы. В таких странах, как Америка, Канада этой проблемы практически нет. Безусловно, отмечает г-н Кушнир, такая закрытость может играть и позитивную роль, например, в случае защиты фирмы от переманивания сотрудников. С другой стороны, если фирма чересчур закрыта, то она будет мало известна на рынке. В определенный момент скрытность перестает быть преимуществом — чем больше фирма растет, увеличивает свое влияние, тем более прозрачной должна становиться ее деятельность.
Оценить уровень транспарентности юридических фирм можно, изучив информацию о них, которая находится в открытом доступе. В наше время наиболее простой способ получить сведения о фирме — зайти на ее сайт в сети Интернет. Что же можно узнать на таких сайтах? Как правило, открытой и доступной является информация о сфере деятельности юридической фирмы, ее местонахождении и контактных телефонах. Также на большинстве сайтов можно найти данные о партнерах и/или руководстве, ведущих юристах юридической фирмы. Такая информация содержит контакты, по которым можно связаться с сотрудником фирмы (электронный адрес, телефон), и сферы права, в которых данный юрист является специалистом, иногда к ней добавляются сведения об образовании и научных степенях юриста. Также на сайтах зачастую можно узнать об истории создания и деятельности той или иной фирмы, публичных мероприятиях, в которых принимали или планируют принять участие ее сотрудники, или к организации которых причастна фирма, публикациях в прессе. Кроме этого, на сайтах отдельных юридических фирм представлена информация о крупных клиентах фирмы, однако наличие данных сведений во многом зависит именно от клиентов.
Так, говоря о прозрачности деятельности юридических фирм, партнер ЮК «Бизнес Лекс Груп» Тихон Мукомел отмечает, что в этом вопросе многое определяется обязательствами перед клиентами и внутренней политикой фирмы в части конфиденциальности информации. Если одни клиенты не против того, чтобы определенная информация стала достоянием гласности, то другие заранее договариваются о неразглашении сведений о них.
Что касается крайностей в виде излишней закрытости или чрезмерного пиара фирмы, то крайность это или нет, полезность или вредность, каждый определяет для себя сам, сопоставляя планируемый эффект и полученный. Поэтому, отмечает г-н Мукомел, найти однозначный ответ на данный вопрос весьма проблематично. К примеру, закрытость информации о кадрах, с одной стороны, может в какой-то степени уберечь фирму от опасности переманивания сотрудников. С другой стороны, наличие информации об опыте, профессиональных качествах работающих в фирме юристов дает представление о ее потенциале и становится одной из причин привлечения клиентов.
Еще одним источником информации о юридическом бизнесе является пресса. Из новостей и заметок в различных изданиях можно узнать об удачных судебных делах юридической фирмы, о ее крупных клиентах и знаковых сделках. Такие публикации служат отличной рекламой деятельности компании. Но в то же время разглашение информации зачастую не приветствуется клиентами фирмы, более того, потенциальных клиентов вполне может отпугнуть чрезмерный пиар.
По мнению партнера юридической фирмы «Волков Козьяков и Партнеры» Сергея Козьякова, излишняя открытость, перерастающая в скандальность, конечно, способна отпугнуть клиентов, однако даже в этом случае все очень индивидуально, бывают клиенты, которым импонирует такое поведение.
Характеризуя общие веяния транспарентности, г-н Козьяков отмечает, что в целом юридический бизнес прозрачен настолько же, как и любой другой. Юридические фирмы очень часто ограничены в возможности раскрываться, поскольку не все клиенты хотят, чтобы информация о них была доступной или широкой общественности было известно, сколько такой клиент заплатил за юридические услуги. Однако в некотором смысле юридический бизнес более транспарентен по сравнению с другими видами деятельности. К примеру, на веб-страничке той или иной юридической фирмы можно найти перечень всех ее сотрудников, что вряд ли возможно увидеть на сайтах фирм другого направления. Конечно, многие предпочитают раскрывать только ключевых юристов, однако это не свидетельствует о закрытости информации, просто если на фирме сто юристов, то наличие полной информации обо всех, в том числе о молодых и неопытных, ничего не даст фирме. Информация о сотрудниках скрывается также в связи с опасностью переманивания их хед-хантерскими агентствами, которые действуют безо всяких правил и этических норм, в таких случаях закрытость — один из методов борьбы. С другой стороны, клиенту в любом случае будут предоставлены все необходимые сведения о конкретном юристе. Тут важно понимать, что клиенту неинтересно знать, какой оборот у юридической фирмы, он ищет хорошего специалиста, а не юриста, который больше заработал на предыдущих клиентах. Зато такая информация, как юридическая биография специалиста, его образование, опыт, публикации, выступления на конференциях по теме, интересующей клиента, является важной для клиента и должна быть доступна.
Безусловно, транспарентность — дело добровольное. Юридические фирмы в силу специфики своей деятельности не могут быть абсолютно прозрачными. Поэтому каждая юридическая фирма сама определяет для себя степень прозрачности и то, какую информацию она может предоставлять неограниченному кругу лиц.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…