Присоединившись к Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод 1950 года (Конвенция), Украина помимо всего прочего взяла на себя обязательство исполнять окончательные решения Европейского суда по правам человека (Суда) по всем делам, в которых она принимала участие. Учитывая тот факт, что с каждым годом количество обращений в Суд относительно Украины стремительно растет и в 2007 году наше государство заняло четвертое место по количеству таких заявлений, вопросы исполнения решений Суда относительно Украины приобретают все большую актуальность. Кроме того, в своей практике Суд акцентирует внимание на том, что исполнение решения по делу является неотъемлемой частью справедливого судебного рассмотрения, право на которое гарантируется статьей 6 Конвенции.
Следует отметить, что с момента вынесения решения по делу «Neumeister c. Austriche», впервые обязавшего государство-ответчика выплатить денежную компенсацию, Суд наработал обширную практику ее присуждения. На сегодня структура справедливого возмещения состоит из трех элементов. В частности, Суд может обязать государство-ответчика компенсировать заявителю судебные издержки, моральный и/или материальный вред. Хотя очень часто он придерживается мнения, что сам факт признания им нарушений является для заявителя справедливой компенсацией в понимании статьи 41 Конвенции.
Компенсировать моральный вред Суд обязывает государство-ответчика с целью возмещения эмоциональных страданий, пережитых заявителем вследствие нарушения его права. Компенсация материального ущерба присуждается в случае, если заявителю был нанесен имущественный вред. Для этого Суд должен установить причинно-следственную связь между нарушением Конвенции и нанесением ущерба, а заявитель — доказать обоснованность своих требований.
Третьим видом денежной компенсации, присуждаемой Судом, являются судебные издержки. Для возмещения этих сумм заявителю следует подтвердить их необходимость, обоснованность и разумность в количественном отношении. Следует отметить, что иногда Суд предоставляет малообеспеченным заявителям бесплатную юридическую помощь, издержки на которую, в случае вынесения решения о нарушении норм Конвенции, взимаются с государства-ответчика.
В некоторых случаях в решении Суд может указать на отсутствие достаточно явной причинно-следственной связи между нарушением права и ущербом, на который указывает заявитель, и, соответственно, на невозможность присуждения компенсации за моральный и материальный вред. Таким образом, анализируя практику Суда, можно сделать вывод, что он все-таки больше тяготеет к возмещению судебных издержек, а не морального или материального вреда.
Также под понятие денежной компенсации подпадает сумма денежной выплаты в пользу заявителя, определенная решением Суда о дружеском урегулировании спора. Следует отметить, что размер компенсации в каждом случае определяется Судом индивидуально, поскольку каких-либо определенных методик исчисления вреда не существует, но всегда в довольно умеренных пределах.
Специфической особенностью конвенционного механизма защиты прав и основных свобод является осуществление систематического контроля за исполнением решений Суда со стороны Комитета Министров Совета Европы. Каждое решение Суда в день его вынесения вместе с сопроводительным письмом направляется Комитету Министров, который государство-ответчик обязано информировать о мерах, принятых для его исполнения. Исполнение каждого решения рассматривается Комитетом Министров на специальных заседаниях, пока государство не предоставит информацию о выплате денежной компенсации или принятии мер индивидуального характера, и вопрос об исполнении государством своих обязательств выносится на повестку дня каждого заседания.
На Украине предоставлять отчет по состоянию исполнения решений должен правительственный уполномоченный по делам Суда, которому в свою очередь обязан предоставлять соответствующую информацию Департамент государственной исполнительной службы (ГИС). Следует обратить внимание на то, что поскольку статьей 201 Закона Украины «Об исполнительном производстве» на отдел принудительного исполнения Департамента ГИС возлагается исполнение решений, по которым должниками являются, в частности, высший или центральные органы исполнительной власти, исполнение решений Суда относительно Украины также возлагается на этот отдел.
Согласно статье 85 Закона Украины «Об исполнительном производстве», порядок исполнения на Украине решений иностранных судов и арбитражей определяется соответствующими международными договорами, этим Законом и другими законами Украины. Статьей 3 этого же Закона уточняется, что ГИС осуществляет принудительное исполнение решений Суда с учетом особенностей, предусмотренных Законом Украины «Об исполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека».
Исполнению подлежит окончательное решение. Статус окончательного решения получает в случае, если стороны сразу заявляют об отказе подавать ходатайство о передаче дела на рассмотрение Большой палаты либо со дня его постановления прошло три месяца, а ходатайство о передаче дела на рассмотрение Большой палаты так и не было заявлено. Кроме того, решение признается окончательным, если ходатайство о передаче дела на рассмотрение Большой палаты было отклонено. Решение Большой палаты является окончательным изначально.
Итак, в соответствии с действующим законодательством Украины, выплата денежной компенсации на основании решения Суда осуществляется в следующем порядке. В течение трех дней со дня получения от Суда уведомления о приобретении решением статуса окончательного правительственный уполномоченный по делам Суда должен направить лицу, в пользу которого вынесено решение — взыскателю, уведомление с разъяснением его права подать в ГИС заявление о выплате компенсации, а ГИС — оригинал текста и перевод резолютивной части решения. В то же время Закон Украины «Об исполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека» особо оговаривает, что отсутствие заявления взыскателя об исполнении решения не является препятствием для исполнения решения. Получение исполнительного листа для исполнения решения Суда также не требуется.
После получения указанных документов ГИС в трехдневный срок выносится постановление об открытии исполнительного производства. На исполнение решения отводится три месяца. Если же выплата компенсации затягивается, на ее сумму начисляется пеня, сумма которой ранее определялась судом, исходя из процентной ставки, применяемой на территории государства-ответчика на момент вынесения решения, но с 2002 года она определяется относительно годовой кредитной ставки Европейского центрального банка.
В течение одного месяца со дня начала производства в Государственное казначейство Украины направляется постановление об открытии исполнительного производства, а также оригинал решения и перевод его резолютивной части, удостоверенный правительственным уполномоченным. В свою очередь, Государственное казначейство Украины обязано в десятидневный срок списать на указанный взыскателем счет сумму компенсации. Если же номер счета неизвестен или отсутствует, а также в случае, если невозможно установить местонахождение взыскателя — физического лица или его смерти, ликвидации или реорганизации взыскателя — юридического лица, средства списываются на депозитный счет исполнительной службы. Подтверждение списания Государственным казначейством Украины является для исполнительной службы основанием для окончания исполнительного производства.
Законом Украины «Об исполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека» порядок выплаты сумм компенсаций ГИС предусматривается исключительно путем перечисления средств на расчетный счет взыскателя, а также его наследников или правонаследников.
Об окончании исполнительного производства и списании средств исполнительная служба отчитывается перед правительственным уполномоченным, направляя ему соответствующие документы. После того как государство предоставило Комитету Министров Совета Европы информацию об исполнении решения Суда, Комитет выносит резолюцию о закрытии дела. Именно вынесение такой резолюции завершает конвенционную процедуру защиты прав и основных свобод. На случай уклонения государства от исполнения решения Суда Уставом Совета Европы предусмотрена возможность применения политических санкций, в частности временного прекращения членства государства в Совете или даже прекращение членства.
Кроме того, законодательством Украины также предусматривается ответственность для должностных лиц, повинных в неисполнении решений Суда. В частности, часть 3 статьи 382 Уголовного кодекса Украины гласит, что умышленное неисполнение решения Суда карается лишением свободы от трех до восьми лет с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью сроком до трех лет.
ЗУБЬЮК Елена — начальник отдела работы с судами, юридическая компания «Юрлекс», г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…