При рассмотрении этой категории споров необходимо принимать во внимание, что право на информацию является фундаментальным правом лица и гарантируется Конституцией Украины, а также Конвенцией о защите прав человека и основоположных свобод.
Статья 34 Конституции Украины состоит из трех частей, в которых гарантируется свобода мысли и слова, свободное выражение взглядов и убеждений, право на свободное получение и распространение информации, а также устанавливается исключительный перечень ограничений перечисленных выше прав.
Для правильного применения статьи 34 Конституции необходимо осуществлять предметный анализ этой нормы. Прежде всего, Конституция, в отличие от Европейской Конвенции, защищает права человека и гражданина, поскольку статья 34 находится во втором разделе Конституции (согласно решению КСУ № 7-рп от 30 мая 2001 года). Европейская Конвенция говорит о правах и свободах лица, т.е. физического, юридического лица или группы лиц. В украинском законодательстве юридические лица получают защиту права на информацию на законодательном уровне — статья 9 Закона Украины «Об информации» устанавливает право юридических лиц на информацию. Итак, рассматривая споры этой категории, мы исходим из того, что права человека и гражданина на информацию защищены на наивысшем конституционном уровне, права юридического лица — на законодательном уровне. Но и физическое, и юридическое лицо, группа лиц могут после исчерпания национальных средств защиты нарушенных прав на свободу выражения обратиться за их защитой в Европейский суд по правам человека. Решения Европейского суда по правам человека являются обязательными для Украины, а практика является источником права согласно статье 17 Закона Украины «Об исполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека».
Конституция и закон гарантируют право на информацию, которое в отличие от интереса (см. решение КСУ от 1 декабря 2004 года № 18-рп, дело об охраняемом законом интересе) корреспондирует с обязанностью органов государственной власти, местного самоуправления информировать о своей деятельности и принятых решениях, как это установлено статьей 10 Закона Украины «Об информации».
Также Конституция содержит важные гарантии относительно прав лица на информацию, установив право: собирать (к примеру, статья 32 Закона Украины «Об информации»), хранить (статья 26 Закона Украины «О печатных средствах массовой информации», дело «Гудвин против Великобритании» относительно права журналистов не разглашать свои источники информации), использовать (статья 36 Закона Украины «О печатных средствах массовой информации», дело «Фрессо и Руар против Франции», «Ерсилд против Дании» и т.п.) и распространять информацию.
Определение понятия «информация» дано в статье 1 Закона Украины «Об информации» и статье 200 Гражданского кодекса Украины, согласно которым информацией являются документированные или публично объявленные сведения о событиях и явлениях, имевших или имеющих место в обществе, государстве и окружающей среде.
Также Конституция устанавливает неограниченный перечень форм получения и распространения информации: в устной, письменной и другой формах, и устанавливает, что тот, кто реализует свое право на информацию, определяет, в какой форме он будет собирать (направлять информационные запросы и получать ответы на них), хранить, использовать и распространять информацию. Это корреспондирует со статьей 45 Закона Украины «Об информации»: никто не может ограничивать права лица в выборе форм и источников получения информации за исключением случаев, предусмотренных законом.
Конституция Украины устанавливает исчерпывающий перечень ограничений права на информацию в части третьей статьи 34. Ограничение может быть установлено исключительно законом (здесь важно помнить о разнице между законом — нормативным актом, который регулируется статьями 92, 94 Конституции Украины и законодательством, которое включает разные нормативные акты) и лишь в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка с целью предотвращения волнений или преступлений, для охраны здоровья населения, для защиты репутации или прав других людей, для предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или для поддержания авторитета и беспристрастности правосудия. Другие ограничения права на информацию недопустимы.
В статье 30 Закона Украины «Об информации» законодатель также определил перечень информации с ограниченным доступом. К такой информации относятся: государственная тайна (регулируется Законом Украины «О государственной тайне»), конфиденциальная информация в собственности государства (Законом Украины «Об информации»), конфиденциальная информация о лице (решение Конституционного Суда vd971030 vn 5-зп от 30 октября 1997 года (дело Устименко К.Г.), конфиденциальная информация в собственности граждан и юридических лиц (Законом Украины «Об информации»), коммерческая тайна (статья 505 ГКУ), другие виды тайн (банковская, врачебная, адвоката, нотариуса, исповеди, усыновления, следствия и т.п.). Но эта же статья 30 Закона Украины «Об информации» в части 11 устанавливает, что информация с ограниченным доступом может быть распространена без согласия ее владельца, если она имеет общественную значимость, т.е. является предметом общественного интереса и если право общественности знать эту информацию преобладает над правом ее владельца на ее защиту.
Соответственно все споры относительно распространения информации с ограниченным доступом, необоснованного отказа от предоставления информации, предоставления информации, не соответствующей действительности, несвоевременного предоставления информации, намеренного утаивания информации, принуждения к распространению или препятствования распространению определенной информации, а также цензуры (основания взяты из статьи 47 Закона Украины «Об информации») будут рассматриваться в суде.
Какие же критерии положить суду в основу своего решения? Законодательство Украины таковых не содержит. Термин «общественно значимая информация» взят законодателем из практики Европейского суда по правам человека. В каждом своем решении Суд обязательно приводит фундаментальные принципы по делу, которое рассматривается. Эти принципы по статье 10 (право на свободу выражения) как раз и содержат ссылку на общественное значение распространенной информации, интерес общественности к ней. Наш опыт показывает, что применение этих принципов в украинской практике возможно, а количество решений национальных судов, которые учитывают практику Европейского суда по правам человека, постоянно увеличивается. Свидетельством внимательного отношения национальных судов к анализу не только информационного законодательства Украины, но и практики Европейского суда, на наш взгляд, является постановление Высшего административного суда Украины (см. решение О праве на получение информации о государственных органах).
Подытоживая, напомню, что субъекты властных полномочий обязаны информировать любого человека, гражданина Украины, юридическое лицо о своей деятельности и принятых решениях. Законами Украины урегулированы основания для дисциплинарной, административной (статья 2123 КУоАП, статья 5 Закона Украины «О борьбе с коррупцией»), гражданско-правовой и уголовной (статья 171 УК Украины) ответственности должностных лиц в области информационных правоотношений. Исследования, проводимые всемирной сетью организаций по свободе информации, в которую от Украины входит Ассоциация медиа-юристов, свидетельствуют: информационное законодательство и практика Украины развивается европейским демократическим путем, но это развитие требует постоянных усилий правоприменительных органов и правозащитных организаций.
КОТЮЖИНСКАЯ Татьяна — президент Ассоциации медиа-юристов, секретарь Национального союза журналистов Украины, член Комиссии по журналистской этике, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…