Суд на защите права на информацию — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №16 (538) » Суд на защите права на информацию

Суд на защите права на информацию

Рубрика Тема номера

При рассмотрении этой категории споров необходимо принимать во внимание, что право на информацию является фундаментальным правом лица и гарантируется Конституцией Украины, а также Конвенцией о защите прав человека и основоположных свобод.

Статья 34 Конституции Украины состоит из трех частей, в которых гарантируется свобода мысли и слова, свободное выражение взглядов и убеждений, право на свободное получение и распространение информации, а также устанавли­вается исключительный перечень ограничений перечисленных выше прав.

Для правильного применения статьи 34 Конституции необходимо осуществлять предметный анализ этой нормы. Прежде всего, Конституция, в отличие от Европейской Конвенции, защищает права человека и гражданина, поскольку статья 34 находится во втором разделе Конституции (согласно решению КСУ № 7-рп от 30 мая 2001 года). Европейская Конвенция говорит о правах и свободах лица, т.е. физического, юридического лица или группы лиц. В украинском законодательстве юридические лица получают защиту права на информацию на законодательном уровне — статья 9 Закона Украины «Об информации» устанавливает право юридических лиц на информацию. Итак, рассматривая споры этой категории, мы исходим из того, что права человека и гражданина на информацию защищены на наивысшем конституционном уровне, права юридического лица — на законодательном уровне. Но и физическое, и юридическое лицо, группа лиц могут после исчерпания национальных средств защиты нарушенных прав на свободу выражения обратиться за их защитой в Европейский суд по правам человека. Решения Европейского суда по правам человека являются обязательными для Украины, а практика является источником права согласно статье 17 Закона Украины «Об исполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека».

Конституция и закон гарантируют право на информацию, которое в отличие от интереса (см. решение КСУ от 1 декабря 2004 года № 18-рп, дело об охраняемом законом интересе) коррес­пондирует с обязанностью органов государственной власти, местного само­управления информировать о своей деятельности и принятых решениях, как это установлено статьей 10 Закона Украины «Об информации».

Также Конституция содержит важные гарантии относительно прав лица на информацию, установив право: собирать (к примеру, статья 32 Закона Украины «Об информации»), хранить (статья 26 Закона Украины «О печатных средствах массовой информации», дело «Гудвин против Великобритании» относительно права журналистов не разглашать свои источники информации), использовать (статья 36 Закона Украины «О печатных средствах массовой информации», дело «Фрессо и Руар против Франции», «Ерсилд против Дании» и т.п.) и распространять информацию.

Определение понятия «информация» дано в статье 1 Закона Украины «Об информации» и статье 200 Гражданского кодекса Украины, согласно которым информацией являются документированные или публично объявленные сведения о событиях и явлениях, имевших или имеющих место в обществе, государстве и окружающей среде.

Также Конституция устанавливает неограниченный перечень форм получения и распространения информации: в устной, письменной и другой формах, и устанавливает, что тот, кто реализует свое право на информацию, определяет, в какой форме он будет собирать (направлять информационные запросы и получать ответы на них), хранить, использовать и распространять информацию. Это корреспондирует со статьей 45 Закона Украины «Об информации»: никто не может ограничивать права лица в выборе форм и источников получения информации за исключением случаев, предусмотренных законом.

Конституция Украины устанавливает исчерпывающий перечень ограничений права на информацию в части третьей статьи 34. Ограничение может быть установлено исключительно законом (здесь важно помнить о разнице между законом — нормативным актом, который регулируется статьями 92, 94 Конституции Украины и законодательством, которое включает разные нормативные акты) и лишь в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка с целью предотвращения волнений или преступлений, для охраны здоровья населения, для защиты репутации или прав других людей, для предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или для поддержания авторитета и беспристрастности правосудия. Другие ограничения права на информацию недопустимы.

В статье 30 Закона Украины «Об информации» законодатель также определил перечень информации с ограниченным доступом. К такой информации относятся: государственная тайна (регулируется Законом Украины «О государственной тайне»), конфиденциальная информация в собственности государства (Законом Украины «Об информации»), конфиденциальная информация о лице (решение Конституционного Суда vd971030 vn 5-зп от 30 октября 1997 года (дело Устименко К.Г.), конфиденциальная информация в собственности граждан и юридических лиц (Законом Украины «Об информации»), коммерческая тайна (статья 505 ГКУ), другие виды тайн (банковская, врачебная, адвоката, нотариуса, исповеди, усыновления, следствия и т.п.). Но эта же статья 30 Закона Украины «Об информации» в части 11 устанавливает, что информация с ограниченным доступом может быть распространена без согласия ее владельца, если она имеет общественную значимость, т.е. является предметом общественного интереса и если право общественности знать эту информацию преобладает над правом ее владельца на ее защиту.

Соответственно все споры относительно распространения информации с ограниченным доступом, необоснованного отказа от предоставления информации, предоставления информации, не соответствующей действительности, несвоевременного предоставления информации, намеренного утаивания информации, принуждения к распространению или препятствования распространению определенной информации, а также цензуры (основания взяты из статьи 47 Закона Украины «Об информации») будут рассматриваться в суде.

Какие же критерии поло­жить суду в основу своего решения? Законо­дательство Ук­раины таковых не содержит. Термин «общественно значимая информация» взят законодателем из практики Европейского суда по правам человека. В каждом своем решении Суд обязательно приводит фундаментальные принципы по делу, которое рассматривается. Эти принципы по статье 10 (право на свободу выражения) как раз и содержат ссылку на общественное значение распространенной информации, интерес общественности к ней. Наш опыт показывает, что применение этих принципов в украинской практике возможно, а количество решений национальных судов, которые учитывают практику Европейского суда по правам человека, постоянно увеличивается. Свидетельством внимательного отношения национальных судов к анализу не только информационного ­законодательства Украины, но и практики Европейского суда, на наш взгляд, ­является постановление Высшего административного суда Украины (см. решение О праве на получение информации о государственных органах).

Подытоживая, напомню, что субъекты властных полномочий обязаны информировать любого человека, гражданина Украины, юридическое лицо о своей деятельности и принятых решениях. Законами Украины урегулированы основания для дисциплинарной, административной (статья 2123 КУоАП, статья 5 Закона Украины «О борьбе с коррупцией»), гражданско-правовой и уголовной (статья 171 УК Украины) ответственности должностных лиц в области информационных правоотношений. Исследования, проводимые всемирной сетью организаций по свободе информации, в которую от Украины входит Ассоциация медиа-юристов, свидетельствуют: информационное законодательство и практика Украины развивается европейским демократическим путем, но это развитие требует постоянных усилий правоприменительных органов и правозащитных организаций.

КОТЮЖИНСКАЯ Татьяна — президент Ассоциации медиа-юристов, секретарь Национального союза журналистов Украины, член Комиссии по журналистской этике, г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Аттестованы и рекомендованы...

«Капитан-командор» — звучит гордо!

Деловая практика

Резервирование активов

Законодательная практика

С каждого органа по закону

Зарубежная практика

«Евролойеры» встретились в Лондоне

Из первых уст

Сергей Коннов: «Реформа адвокатуры коснется всех практикующих юристов»

Комментарии и аналитика

Деление по «правилам Попандопуло»

Неделя права

Будет ли изменен состав ЦИК?

ВТО: наконец мы вступаем

Инсулиновый скандал в разгаре

Чтоб вы знали, что мы знаем!

Долгожданные назначения

Помня об обязательствах

Новости делового мира

Операции с применением программно-технических комплексов

О требованиях к оборудованию складов

Аренда государственного имущества

Переэкзаменовка таможенных брокеров

Новости законотворчества

Ответственности за финансово-бюджетные нарушения избежать не получится

Некоторые аспекты самоорганизации населения предлагается усовершенствовать

Контроль над фармацевтическим рынком предлагают усилить

Новости из зала суда

Ежемесячное пожизненное содержание судье в отставке выплатят сполна

Генпрокуратура просит суд отменить создание ЗАО «Лукор»

ВХСУ признал законной приватизацию НЗФ

Новости из-за рубежа

ВАС РФ узаконил «наследование» налоговых льгот

В России не исполняется половина судебных решений

В США вынесены судебные решения в отношении участников файлообмена

Новости профессии

Делегация КСУ на конференции в Польше

ВСУ выступает за усиление гарантий независимости судей

Регулирование бюро кредитных историй поручат Госфинуслуг

Минюст утвердил Положение о бланках исполнительных документов

Судьбу Станик предлагают решить КСУ

Новости юридических фирм

ЮФ Gide Loyrette Nouel способствует инвестированию на Украину

В ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» пополнение

ЮФ «АНК» осуществляет юридическое сопровождение строительства металлургического завода

Реестр событий

Вариации на тему уголовной юстиции

Опыт Франции — Украине

В «неподзаконном» порядке

КНУ остался без ректора

Служебная лестница

Назначения

Слушается в суде

Судебная палата по хозяйственным делам Верховного Суда Украины рассмотрит следующие дела

Судебная практика

Дутая «упущенная выгода»

Судебные дела недели

ВСУ признал недействительными решения общего собрания ОАО «Днепроэнерго»

Дело по иску ООО «Южный» направлено на новое рассмотрение

ООО «Луцкий завод «Прогресс» выиграл дело

Судебные решения

О нюансах возмещения морального вреда работодателем

Об обязанности нотариуса мотивировать отказ в совершении нотариального действия

О возмещении морального вреда вследствие нарушения инвестиционных договоров

О праве на получение информации о государственных органах

Тема номера

Суд на защите права на информацию

Трибуна

Обжалование решений: есть вопросы

Частная практика

Magisters — новое имя без старых кадров

«Астерс» в поисках пути сквозь терни

Представители общественных организаций юристов провели консультации по проекту новой редакции Закона «Об адвокатуре»

Сколько мерять и где резать?

Юридический форум

Правопреемственность государств

День юридического факультета. Ура!

Інші новини

PRAVO.UA