Реформе ГИС — комплексный подход — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №10 (532) » Реформе ГИС — комплексный подход

Реформе ГИС — комплексный подход

Рубрика Тема номера

Одним из главных принципов судопроизводства Конституция Украины признает обязательность решений суда. Эта норма означает, что судебные решения, вступившие в законную силу, являются обязательными для выполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами. Таким ­образом, сторона, проигравшая дело, сразу после того, как судебное решение вступило в законную силу, должна выполнить его добровольно.

Однако на практике часто все происходит не так, как мы того желаем. Должник не только не торопится выполнять решение суда, но и активно противодействует стороне, которая выиграла судебный процесс. В таком случае судебное решение подлежит принудительному исполнению.

Принудительное исполнение решений на Украине возлагается на Государственную исполнительную службу (ГИС), которая входит в систему органов Министерства юстиции Украины и осуществляет исполнение решений судов, третейских судов и иных судов согласно законам Украины «О Государственной исполнительной службе» и «Об исполнительном производстве». Согласно рекомендациям Совета Европы, 23 июня 2005 года ГИС был предоставлен автономный статус правительственного органа государственного управления, действующего в составе Минюста.

Несмотря на это, эффективность исполнения решений судов оставляет желать лучшего, о чем свидетельствует статистика обращений граждан в Европейский суд по правам человека с жалобами на неудовлетворительное исполнение решений судов. Как заявил правительственный уполномоченный по делам Европейского суда по правам человека Юрий Зайцев, неисполнение на Украине решений национальных судов является поводом для более 75 % решений, которые принимает Евросуд против нашего государства. Учитывая, что по состоянию на 1 июля 2007 года подлежал выполнению 4 809 471 исполнительный документ, а завершено — 1 897 974, неудивительно, что количество дел, в которых Евросуд признает нарушение Украиной Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод, постоянно увеличивается.

Поэтому вопрос о реформировании системы принудительного исполнения судебных решений стоит как никогда остро.

В прошлом году правительством и народными депутатами подавались несколько законопроектов, направленных на совершенствование системы исполнения судебных решений. В частности, законопроект № 4061 от 6 сентября 2007 года, поданный КМУ, в основном сводился к очередной замене подчиненности исполнительной службы и вносил некоторые изменения в процессуальное законодательство, направленные на усиление ответственности за неисполнение судебных решений. Некоторые законопроекты, поданные народными депутатами Украины, также предусматривали усовершенствование отдельных аспектов исполнительного производства. Например, проект № 2680 от 6 декабря 2006 года был направлен на согласование положений Закона Украины «Об исполнительном производстве» с положениями Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» с целью преодоления некоторых коллизий, которые возникают между этими законодательными актами.

Список можно продолжать, но усовершенствование ГИС явно требует комплексного подхода, сочетающего различные направления реформирования, которые объединяют в себе усиление ­ответственности за неисполнение судебных решений и повышение престижности и статуса судебных исполнителей. В том числе и с учетом зарубежного опыта.

При этом следует выделить следующие, наиболее обсуждаемые учеными и практиками, направления усовершенствования ГИС.

1. Одним из путей решения указанной проблемы может служить внесение в Закон Украины «Об исполнительном производстве» изменений, направленных на установление четкого обязательного алгоритма (перечня) действий государственного исполнителя, сроков выполнения, независимо от обращений взыскателя, и реальной ответственности за неисполнение своих обязанностей.

2. В контексте указанного состояния дел стоит обратить внимание на мнение ряда юристов, которые указывают, что с учетом «инертности, безответственнос­ти, безнаказанности» некоторых госис­полнителей отмена в 2003 году прокурорского надзора за деятельностью ГИС была ошибочной. Тем более что действующее законодательство не предоставляет прокурору право принимать какие-либо процессуальные решения, а также право изменять или отменять решения, принятые судом, постановления или акты государственного исполнителя. Прокурор имеет только право обжалования (опротестования) при наличии в действиях госисполнителя признаков нарушения закона. Поэтому, исходя из неспособности существующей системы органов Государственной исполнительной службы обеспечить соблюдение законности в  процессе принудительного исполнения решений (контроль руководителя соответствующего отдела Государственной исполнительной службы является внутриведомственным (административным), возникает объективная потребность введения надзора прокуратуры как составной функции правоохранительного и правозащитного органа по обеспечению законности в исполнительном производстве.

3. Анализ законодательства об исполнительном производстве свидетельствует, что государственный исполнитель, осуществляя в соответствии с действующим законодательством принудительное исполнение судебного решения, не имеет информации о финансово-материальном состоянии должника, что во многих случаях значительно осложняет процесс взыскания имущества или вообще делает взыскание невозможным. В связи с этим следует поддержать предложения ученых о том, чтобы суд перед выдачей исполнительного документа получал от должника информацию о принадлежащем ему имуществе, определял имущество должника, на которое не может быть обращено взыскание при исполнении решения, после чего выдавал исполнительный документ, где отмечал бы имущество, на которое следует обратить взыскание. Кроме того, суд в резолютивной части решения обязательно должен был бы указывать стоимость имущества, которая взыскивается при его отсутствии. При этом стоит установить ответственность должника в случае непредоставления суду информации о принадлежащем ему имуществе или в случае уклонения от явки в суд для предоставления такой информации.

4. Можно согласиться с целесообраз­ностью введения уголовной ответственности для физических лиц за преднамеренное неисполнение решений суда, которое в свое время предлагалось Минюстом. Редакция действующей статьи 382 Уголовного кодекса Украины, в частности, предусматривает уголовную ответственность за преднамеренное неисполнение приговора, решения, определения, постановления суда, которые вступили в законную силу, или препятствование их выполнению только для служебных лиц. Вместе с тем, если должником является физическое лицо, уклоняться от обязанности выполнения решения, как это гарантировано статьей 124 Конституции Украины, можно практически безнаказанно.

5. Стоит напомнить и об идее, которая была озвучена во время открытия семинара 1-2 декабря 2005 года в рамках украинско-швейцарского проекта «Поддержка реформирования юстиции на Украине». Тогда заместитель министра юстиции Николай Шупеня проинформировал собравшихся о разработке проекта Закона «О создании частной исполнительной службы», направленного на реформирование существующей Государственной исполнительной службы в смешанную исполнительную службу, в состав которой будет входить Государственная исполнительная служба и частная исполнительная служба. Негосударственная система исполнения судебных актов посредством учреждения института частных судебных исполнителей действует во многих зарубежных государствах (Болгария, Франция, Бельгия, Нидерланды, Италия, Португалия, Люксембург, Греция, Литва, Эстония). Пример этих стран доказывает, что внедрение института частных судебных исполнителей может улучшить ситуацию с исполнением судебных решений. Но данный вопрос требует серьезной проработки с учетом зарубежного опыта и реалий национального законодательства.

6. Правовой статус государственных исполнителей также нуждается в существенной доработке, так как они наделены определенными полномочиями касательно осуществления мер принудительного характера в процессе исполнения решений — ареста и изъятия имущества, принудительного вхождения в жилище и другое владение лица, наложения взысканий на должников, инициации возбуждения уголовного дела относительно должника. При использовании таких мер возможны оказание сопротивления, угрозы, насилие и другие противоправные действия должника по отношению к государственному исполнителю.

Однако действующим законодательством государственный исполнитель практически не защищен от таких действий по сравнению с работниками правоохранительных органов и судов. Кроме того, очень часто судебный исполнитель не имеет возможности, например, получить доступ к определенным помещениям для того, чтобы провести описание и последующую конфискацию имущества должника. Должник просто не впускает исполнителя, и тот не может ничего сделать. Милиция, к помощи которой иногда прибегает исполнитель в таких случаях, вмешивается неохотно и практически не оказывает никакой помощи. Из-за этого исполнитель просто не может исполнить свои непосредственные обязанности.

Поэтому многими практикующими юристами высказывается мысль о целесообразности введения в ГИС силового подразделения. Например, судебные приставы в Российской Федерации фактически уже давно стали одной из силовых структур. До превращения их в полноценную спецслужбу (или, если угодно, правоохранительный орган) остается сделать еще один шаг: наделить приставов правами на оперативно-розыскную деятельность, как это предлагал министр юстиции РФ Юрий Чайка.

7. Несомненно, на возрастании престижа профессии государственных исполнителей сказалось бы повышение их материальной заинтересованности. Например, в Российской Федерации работа судебных приставов-исполнителей стимулируется за счет исполнительного сбора в размере 7 % от взыскиваемой суммы, из которой 30 % отчисляется в Федеральный бюджет, а 70 % —– во внебюджетный фонд развития исполнительного производства. Российский судебный пристав-исполнитель материально заинтересован в качественном и оперативном исполнении судебных постановлений, поскольку при этом получает вознаграждение в размере 5 % от взысканной суммы, выплачиваемое из названного внебюджетного фонда.

В Казахстане уже утратившим силу постановлением сумма взысканной исполнительской санкции использовалась на образование фонда производственного и социального развития (35 %), фонда материального поощрения подведомственных организаций Министерства юстиции Казахстана (30 %) и Централизованного фонда Минюста (35 %). Средства первого фонда направлялись на материально-техническое обеспечение органов судебного исполнения, из фонда материального поощрения судебные исполнители получали премии, надбавки, материальную помощь. Законом от 22 декабря 1998 года было установлено, что исполнительская санкция перечисляется в республиканский бюджет. После этого изменения процент исполнения судебных решений резко сократился, а профессия судебного исполнителя как государственного чиновника потеряла привлекательность. (Журнал «Эксперт — Казахстан», 24 апреля 2006 года, № 16).

8. Необходимо систематизировать и усо­вершенствовать законодательство об исполнительном производстве, в частности, нормы, которые касаются исполнительного осуществления и содержатся в ГК, ХК, СК, законах Украины «Об ипотеке», «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» и тому подобное. Их можно объединить в единый исполнительный кодекс, ­поскольку закрепление норм, связанных с исполнительным производством, в различных законодательных актах приводит к противоречиям и несогласованности.

Этой проблемой уже озаботились в Российской Федерации, где специалис­тами Министерства юстиции РФ разрабатывается проект Исполнительного кодекса РФ, который может со временем заменить все законодательные акты, действующие ныне в сфере исполнительного производства.

Таким образом, предложений по усовершенствованию исполнительного производства много, но последнее слово, несомненно, остается за законодателем.

ПЕТРИЧЕНКО Олег – юрист, г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Правовые комитеты неправы по-своему

Деловая практика

Проблемы наружной рекламы

Законодательная практика

Upgrade двигателя прогресса

НОВЫЕ ЗАКОНОПРОЕКТЫ

Зарубежная практика

Неплатежеспособная мэрия

Иностранности

Британец подал иск к букмекерам на 2 млн фунтов

В Китае водителя оштрафовали за езду под капельницей

Историческая практика

Res judicata pro veritate habetur?*

Комментарии и аналитика

Земля в паевом фонде кооператива вне действия «земельного моратория»!

Неделя права

Антимонопольный не сдается...

«Alim Airlines» vs. Украина

Совместные усилия адвокатов

Какой документ считать официальным?

Ошибки исправит начальник

Новости делового мира

Критерии распределения субъектов хозяйственной деятельности по степени риска

Рассмотрение таможенными органами жалоб плательщиков налогов

Изменены правила работы мелкорозничной торговой сети

О Едином реестре распорядителей и получателей бюджетных средств

Новости законотворчества

Будут ли частные детективы на Украине?

Для обеспечения доступа к публичной информации

Выдачу копий судебных решений предлагается унифицировать

Новости из зала суда

Суд подтвердил, что Нина Карпачева правомерно занимает должность омбудсмена

Витренко не будет возмещать моральный вред Черновецкому

Суд отказал в удовлетворении жалобы Александра Омельченко

Новости из-за рубежа

ICANN и Network Solutions обвиняют в «быстрой регистрации доменов»

Суд отказался вынести заочное решение в пользу RIAA

ГИБДД готова передать техосмотр частным компаниям

Новости профессии

В Апелляционном суде г. Киева изменения в руководстве

Реорганизован Харьковский университет внутренних дел

Избрано новое руководство ААУ

В Минюсте за частных исполнителей

Утвержден образец удостоверения судьи в отставке

Присвоены звания руководящим сотрудникам МВД

Новости юридических фирм

Юристы АО «ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» приняли участие в конференции по интеллектуальной собственности

В ЮФ «Лавринович и Партнеры» — еще один адвокат

Дебаты при поддержке ЮФ «Спенсер и Кауфманн»

Новости юридического мира

Новая управленческая тройка Slaughter and May

Linklaters — лучший юридический бренд Великобритании

Beiten Burkhardt становится крупнейшей немецкой юридической фирмой в России

Реестр событий

Дарницкий суд: теракт - 2?

Годовые показатели работы хозсудов

Спецмеры для «угрожающего» НДС

Служебная лестница

НАЗНАЧЕНИЯ

Слушается в суде

Судебная палата по хозяйственным делам Верховного Суда Украины рассмотрит следующие дела:

Судебная практика

Расчет по своему усмотрению

Судебные дела недели

Киевское ГП «Изумруд» выиграло дело

Дело с участием Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины направлено на новое рассмотрение

Кассационная жалоба ООО «Строительный союз» оставлена без удовлетворения

Судебные решения

О возвращении исполнительного документа

О возможности обжалования определения суда

О наложении ареста на имущество банка банкрота при исполнении судебного решения

Об обязательном приостановлении исполнительного производства

О влиянии оформления апелляционной жалобы на отказ в ее рассмотрении

Тема номера

Можно ли арестовать все сразу?

Реформе ГИС — комплексный подход

Трибуна

Госзакупки: де-юре и де-факто...

Частная практика

Прощайте, я устал, я ухожу

Юридический форум

Право, сотворенное судьями

Валентину Марчуку — 80 лет

Международные юридические фирмы

На пути к «вершине Джессапа»

Інші новини

PRAVO.UA