Защита от контрафакта — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №28 (498) » Защита от контрафакта

Защита от контрафакта

Рубрика Тема номера

Одним из наиболее частых нарушений в области интеллектуальной собствен­ности является наполнение рынка объектами контрафактной продукции, ввезенной в страну из-за границы.

Международной торговле товарами, которые содержат объекты интеллектуальной собственности, серьезный вред наносит фальсификация и пиратство, которые значительно распространились за последние годы на территории Украины. Важная роль в борьбе с фальсификацией и пиратством отводится таможенным органам. По оценкам влиятельных международных источников, около 70 % всех изъятий контрафактных товаров в мире осуществляется именно таможенными органами.

С точки зрения Таможенного кодекса, контрафактные товары — это такие товары, которые содержат объекты права интеллектуальной собственности, ввоз которых на таможенную территорию Украины или вывоз с этой территории приводит к нарушению прав собственника, которые охраняются в соответствии с действующим законодательством Украины и международными договорами, заключенными в установленном законом порядке.

С целью обеспечения безопасности использования объектов интеллектуальной собственности, на таможенные органы была возложена обязанность осуществлять регистрацию таких объектов и товаров, содержащих такие объекты, для отслеживания и проверки импортируемых товаров на право торгового оборота на территории Украины.

В данной статье рассматриваются вопросы защиты прав интеллектуальной собственности, объекты которых могут быть затронуты незаконным импортом товара, путем регистрации таких объектов таможенными органами Украины в специальном реестре.

Вопросы перемещения объектов интеллектуальной собственности через таможенную границу

К нормативно-правовым актам, которыми регулируются отношения, связанные с реализацией права собственности на конкретные объекты интеллектуальной собственности, а также которыми определяются способы защиты соответствующего права, можно отнести следующие нормативно-правовые акты: книга четвертая «Право интеллектуальной собственности» Гражданского кодекса Украины, глава 16 «Использование в хозяйственной деятельности прав интеллектуальной собственности» Хозяйственного кодекса Украины; Закон об охране прав на знаки для товаров и услуг; раздел X «Контроль за перемещением через таможенную границу Украины товаров, которые содержат объекты права интеллектуальной собственности» в редакции от 16 ноября 2006 года Таможенного кодекса Украины и т.д.

Как было указано выше, частые нарушения, связанные с незаконным перемещением товаров, содержащих объекты права интеллектуальной собственности, вынуждают лиц, имеющих приоритет на использование таких объектов, искать надлежащие правовые средства защиты своих прав.

В соответствии с частью 1 статьи 432 Гражданского кодекса Украины преду­смотрено, что каждое лицо имеет право обратиться в суд за защитой своего права интеллектуальной собственности. В свою очередь, частью 2 статьи 16 указанного кодекса определены общие способы защиты прав интеллектуальной собственности. Причем перечень этих способов защиты не является исчерпывающим, и суд имеет право защитить гражданское право или интерес другим способом, который установлен договором или законом.

В случаях и в порядке, установленных законом, суд, по заявлению пострадавшего, может применить неотложные меры, направленные на предотвращение нарушения права интеллектуальной собственности и сохранение соответствующих доказательств. В частности, до рассмотрения дела в суде он имеет право постановить решение о запрете ответчику или другому лицу, относительно которого есть достаточные основания считать, что он является нарушителем права интеллектуальной собственности, совершать определенные действия (производство, воспроизведение, распространение, а также транспортировка, сохранение или владение с целью выпуска в гражданский оборот товаров, относительно которых есть предположение, что они являются контрафактными).

В свою очередь, в соответствии с частью 2 статьи 432 Гражданского кодекса Украины в случаях и в порядке, установленных законом, суд может принять решение об остановке пропуска через таможенную границу Украины товаров, импорт или экспорт которых осуществляется с нарушением права интеллектуальной собственности. Таким образом, в случае перемещения через таможенную границу товара с нарушением права интеллектуальной собственности, заинтересованное лицо может обратиться в суд с требованием о запрещении ввоза через таможенную границу на территорию Украины таких товаров.

При этом необходимо понимать, что принятие соответствующего судебного решения займет довольно длительный срок, в течение которого восстановление нарушенного права интеллектуальной собственности может уже не быть актуальным. Например, если такое решение принято после таможенного оформления незаконно импортированных товаров. В связи с этим возникает вопрос: каким образом можно осуществить защиту своего права на интеллектуальную собственность при импорте незаконно ввозимых товаров на территорию Украины помимо искового способа защиты?

Хозяйственная практика свидетельствует, что до получения соответствующего судебного решения заинтересованному лицу целесообразно воспользоваться такими способами, которые предотвращают или останавливают на определенный срок импорт товара, ввозимого с нарушением прав интеллектуальной собствен­ности. Одной из таких предупредительных мер является осуществление таможенными органами контроля за перемещением товара через таможенную границу Украины. Такой контроль осуществляется в отношении товаров, которые могут содержать объекты права интеллектуальной собственности.

В соответствии со статьей 256 Таможенного кодекса Украины лицо, которому на законных основаниях принадлежат имущественные права на объект права интеллектуальной собственности и у которого есть основания полагать, что во время перемещения товаров через таможенную границу Украины нарушаются или могут быть нарушены его права на объект интеллектуальной собственности, имеет право подать специально уполномоченному центральному органу исполнительной власти, в области таможенного дела, заявление о содействии защите принадлежащих ему имущественных прав на объект интеллектуальной собственности.

Эти мероприятия, безусловно, направлены на защиту прав интеллектуальной собственности, однако таможенные органы проверяют лишь формальные признаки нарушения, предусмотренные законодательством. Согласно пункту 4 статьи 11 Таможенного кодекса Украины, задачей таможенных органов является содействие защите интеллектуальной собственности участников внешнеэкономических связей, а не непосредственно их защита. Однако на сегодняшний день в соответствии со статьей 2571 Таможенного кодекса Украины таможенный контроль может осуществляться таможенными органами Украины по собственной инициативе при наличии достаточных оснований считать, что вследствие перемещения через таможенную границу Украины товаров, относительно которых лицо не предоставило заявление о содействии защите надлежащих ему имущественных прав на объект права интеллектуальной собственности, может быть нарушено право на объекты интеллектуальной собственности.

Новый порядок регистрации

Такой таможенный реестр объектов права интеллектуальной собственности (далее — таможенный реестр) составляется Государственной таможенной службой для содействия защите прав владельцев на объекты права интеллектуальной собственности во время таможенного контроля и таможенного оформления товаров, которые содержат такие объекты, на основании заявлений лиц, которым в соответствии с законодательством Украины принадлежат имущественные права на объекты права интеллектуальной собственности, или их представителей и содержит информацию, которая дает возможность предотвращать перемещение через таможенную границу Украины товаров с нарушением прав интеллектуальной собственности. Ведение этого реестра регулируется недавно принятым Порядком регистрации объектов права интеллектуальной собственности в таможенном реестре, получения информации и взаимодействия таможенных органов с другими правоохранительными и контролирующими органами и владельцами прав на объекты права интеллектуальной собственности в случае приостановления таможенного оформления товаров по инициативе таможенного органа, утвержденного ­постановлением Кабинета Министров Украины № 622 от 13 апреля 2007 года (далее — Порядок).

Нормативное закрепление такой регистрационной процедуры является предпосылкой осуществления таможенного контроля за экспортом и импортом товаров, которые содержат объекты права интеллектуальной собственности. Это означает, что таможенному контролю и таможенному оформлению подлежат не любые товары, которые содержат такие объекты, а лишь те из них, которые зарегистрированы в специальном реестре Государственной таможенной службы Украины, что значительно сужает круг объектов интеллектуальной собственности, которые подлежат таможенному контролю.

Следует отметить, что указанный Порядок отменил действующее до него Положение о порядке регистрации и перемещения через таможенную границу Украины товаров, которые содержат объекты интеллектуальной собственности, утвержденное постановлением Кабинета Министров Украины от 28 апреля 2001 года № 412. При этом необходимо сказать о тех изменениях, которые были приняты с 13 апреля 2007 года.

Принятие указанного Порядка обу­словлено прежде всего внесением Законом Украины от 16 ноября 2006 года № 359 «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины (относительно содействия защите прав интеллектуальной собственности при перемещении товаров через таможенную границу Украины)» в ­Таможенный кодекс Украины ряда положений Соглашения о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности Всемирной торговой организации (Соглашение ТРИПС).

Данный Порядок предусматривает устранение противоречий и несогласованностей Таможенного кодекса с другими нормативными актами. Именно поэтому была предложена усовершенствованная процедура ведения таможенного реестра. Так, до этого времени, регистрация товаров, которые содержат объекты права интеллектуальной собственности во время перемещения таких товаров через таможенную границу Украины (именно товаров, а не объектов права интеллектуальной собственности) была дорогим удовольствием, и это стимулировало поступление на Украину контрафактных товаров. Порядок же предлагает другой механизм регистрации, принятый в практике Европейского Союза. Его отличие заключается в том, чтобы при перемещении через границу регистрировать не товары, которые содержат объекты права интеллектуальной собственности, а непосредственно сами эти объекты и создать соответствующий реестр. Это обеспечило внедрение действенного механизма защиты права интеллектуальной собственности во время таможенного оформления товаров, которые перемещаются через границу, что отвечает положениям Соглашения ТРИПС. Изменение принципов таможенного реестра, однако, повлекло за собой необходимость урегулирования вопроса относительно названий сборов и пошлин, которые должны взиматься за внесение в таможенный реестр именно объектов права интеллектуальной собственности, а также за продление срока регистрации и внесение изменений в такой реестр, вопросов о предоставлении залога и т.д., что тормозит практическое осуществление положения этого Порядка.

Регистрация объектов и ведение таможенного реестра

Для включения объекта в таможенный реестр собственник объектов или его представитель должен подать в Государственную таможенную службу заявление о содействии защите имущественных прав на объект в установленной форме. Такая форма указана в качестве приложения к Порядку.

К заявлению необходимо подготовить и приложить ряд документов. Прежде всего это выписка из соответствующего ре­естра Минобразования и науки о регистрации на Украине права интеллектуальной собственности, которая удостоверяет действительность акта такой регистрации на момент предоставления заявления (стоит указать, что для торговых марок, которые имеют международную регистрацию, необходимо подавать выписку из Международного реестра Международного бюро интеллектуальной собствен­ности, к которой прилагается переведенная на украинский язык версия, и информация Мин­образования и науки о действии на Украине международной регистрации), для таких объектов, как объекты авторского права и смежных прав — сведения о документах, которые удостоверяют наличие указанных прав. Также необходимо приложить подробное описание объекта и товаров, которые содержат объект, образцы товаров, которые содержат объект, или их фотографическое изображение, что даст возможность таможенному органу идентифицировать объект и товары и определить код товаров согласно УКТВЭД. Такое описание можно составлять в произвольной письменной форме. Кроме этого, Порядок требует приложения нотариально удостоверенной копии лицензионного договора об использовании объекта в случае предоставления заявления лицом, которому предоставлено право на использование объекта, и полномочие от лица собственника объекта препятствовать неправомерному использованию объекта, в том числе запрещать в соответствии с законодательством такое использование.

В течение 30 календарных дней после поступления заявления и добавленных к нему материалов Государственная таможенная служба письменно обязана сообщить собственнику объекта или его представителю о результатах рассмотрения заявления. В сообщении указывается информация о возможности включения объекта или об отказе во включении его в таможенный реестр и основания такого отказа. Основанием для отказа может послужить отсутствие документов и материалов, указанных выше, или характерных признаков, которые могут быть проконтролированы таможенными органами во время идентификации товаров, которые содержат объекты, во время перемещения их через таможенную границу Украины.

Важно отметить, что собственник или его представитель после получения сообщения о возможности включения объекта в таможенный реестр должен внести залог или предоставить другую эквивалентную гарантию обеспечения возмещения затрат, в случае приостановления таможенного оформления товаров. Такие затраты могут касаться как возмещения таможенным органам и владельцам складов за временное хранение таких товаров, так и затрат, предусмотренных частью 8 статьи 257 Таможенного кодекса, предполагающих возмещение декларанту и другим лицам ущерба, вызванного таким приостановлением. Такое возмещение осуществляется за счет лица, которому в соответствии с законодательством Украины принадлежат имущественные права на объект права интеллектуальной собственности. Как указано в Порядке, в случае невнесения в установленный срок залога или другой эквивалентной гарантии заявление и приложенные к нему материалы возвращаются лицу или его представителю.

Следующий шаг регистрации предусматривает, что Государственная таможенная служба после внесения собственником объектов или его представителем залога или предоставления другой эквивалентной гарантии проводит в десятидневный срок регистрацию объекта и выдает лицу или его представителю по установленной таможенной службой форме справку о включении объекта в таможенный реестр, в которой отмечаются дата регистрации, номер в таможенном реестре и срок, на который осуществлена регистрация.

Однако необходимо указать, что не сегодняшний день Порядок о внесении залога или предоставлении другой эквивалентной гарантии, разработанный Государственной таможенной службой, только лишь проходит регистрацию в Министерстве юстиции. Таким образом, до принятия этого документа осуществление регистрации объектов права интеллектуальной собственности не производится ни по Порядку, утвержденному постановлением КМУ № 622 от 13 апреля 2007 года, ни по Положению, утвержденному постановлением КМУ № 412 от 28 апреля 2001 года, так как оно утратило свою силу в связи с принятием постановления КМУ № 622. Вступление в силу Порядка о внесении залога и, следовательно, начала процесса регистрации объектов права интеллектуальной собственности можно ожидать уже в ближайшее время.

Приостановление таможенного оформления товара

В соответствии с нормами Таможенного кодекса Украины приостановление таможенного оформления может осуществляться сроком на 15 календарных дней с возможностью следующего продления не более чем на 15 календарных дней (часть 2 статьи 257).

После принятия решения о приостановлении таможенного оформления товаров таможенный орган не позже, чем на следующий рабочий день, уведомляет лицо, которому в соответствии с законодательством Украины принадлежат имущественные права на объект права интеллектуальной собственности, о факте предъявления этих товаров к таможенному оформлению, а декларанта — о причинах приостановления их таможенного оформления, а также сообщает декларанту наименование и адрес лица, которому принадлежат имущественные права на объект права интеллектуальной собственности. В сообщении для собственника права на объекты указывается информация относительно таможенного оформления, а именно: какие товары приостановлены, причины и сроки их приостановления, наименование и адрес владельца товаров, другая необходимая информация.

Важно отметить, что датой получения сообщения лицом считается день, когда таможенным органом такое сообщение отправлено средствами факсимильной связи, электронной почты и т.п., а не фактическое получение лицом этого сообщения.

Кроме того, в Таможенном кодексе закреплено положение, в соответствии с которым, если на протяжении первых 15 календарных дней после получения уведомления о приостановлении таможенного оформления товаров лицо, которому принадлежат имущественные права на объект права интеллектуальной собственности, письменно не проинформирует таможенный орган, который приостановил таможенное оформление, об обращении в суд с целью обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности или не обратится в соответствующий таможенный орган с письменным мотивированным ходатайством о продлении срока приостановления таможенного оформления, то товары, таможенное оформление которых было приостановлено, подлежат таможенному оформлению в установленном порядке. При этом Кодекс не указывает, что будет являться подтверждением обращения в суд. Исходя из предыдущей практики таможенных органов, подтверждением обращения в суд является определение суда о принятии дела к рассмотрению, однако с такой позицией согласиться нельзя. Так как в Кодексе четко указано, что основанием является информирование таможенного органа об «обращении» в суд, то доказательством этого может служить копия искового заявления с проставленным входящим номером и штампом соответствующего суда.

Интересная норма содержится в части 7 статьи 257 Таможенного кодекса Украины. Так, там указано, что если на протяжении сроков, указанных в части 2 этой статьи (15 дней основных и плюс еще 15 в случае подачи ходатайства. — Прим. авт.), лицо, которому принадлежат имущественные права на объект права интеллектуальной собственности, предоставит таможенному органу, который приостановил таможенное оформление товаров, определение суда о запрете совершения определенных действий в деле о нарушении прав интеллектуальной собственности или другое решение по этому вопросу, вынесенное уполномоченными государственными органами, таможенный орган продлевает приостановление таможенного оформления товаров на срок, установленный этими органами. При анализе этой статьи может возникнуть вопрос относительно того, что можно считать «решением по этому вопросу». Можно ли считать определение о принятии судом дела к рассмотрению таким решением, которое позволит таможенным органам продлить срок приостановки таможенного оформления на время рассмотрения дела в суде (например, для хозяйственного процесса — 2 месяца)? Кажется логичным, что может. И это позволило бы гораздо качественней обеспечивать защиту прав добросовестных владельцев прав на объекты интеллектуальной собственнос­ти от возможного нарушения, поскольку, как показывает практика, получение определения в суде относительно запрета другим лицам совершать определенные действия в качестве обеспечения иска является довольно затруднительным. В частности, тяжело доказать, каким образом запрет на совершение таких действий может «затруднить или сделать невозможным исполнение решения хозяйственного суда». В деле о защите прав интеллектуальной собственности, которая подведомственна хозяйственным судам, как обеспечение иска может быть наложен запрет на соответствующий орган таможенной службы совершать приостановление таможенного оформления товаров (абзац 4, часть 1 статьи 67 Хозяйственного процессуального кодекса Украины). Конкретные примеры такого можно найти в Постановлениях Высшего хозяйственного суда Украины по делам № 20/366 от 20 июня 2005 года и № 12/544 от 28 ноября 2006 года.

Удобным способом защиты объектов права интеллектуальной собственности является установленная Таможенным кодексом Украины возможность лица, которому принадлежат имущественные права на объект права интеллектуальной собственности, и декларанта с разрешения таможенного органа брать пробы и образцы товаров, относительно которых принято решение о приостановлении таможенного оформления, и передавать их на экспертизу. После чего направить копии экспертных заключений соответствующему таможенному органу. В таком случае, если на протяжении сроков, указанных выше, ­нарушение прав интеллектуальной собственности во время перемещения товаров, относительно которых принято решение о приостановлении таможенного оформления, будет подтверждено заключением экспертизы, проведенной уполномоченным органом, то таможенный орган в установленном порядке может возбудить дело о нарушении таможенных правил, а товары — непосредственные предметы правонарушения — изъять.

Таким образом, последние изменения в таможенное законодательство относительно защиты прав собственников на объекты права интеллектуальной собственнос­ти предоставили действительно надежные средства для возможной борьбы с импортом контрафактной продукции. Однако отсутствие конкретизации в подзаконных актах, в некоторых общих положениях Таможенного кодекса, равно как и недостаточность самих подзаконных актов в рассматриваемой сфере, создает определенные труднос­ти с пониманием таких положений и однозначной их трактовкой. Тем не менее, можно надеяться, что в ближайшем будущем практика самих таможенных органов во взаимодействии с заинтересованными лицами, а также возможная судебная практика, создаст достаточную прецедентную базу для четкого и однозначного понимания положений кодекса и его применения во время обеспечения защиты прав на объекты интеллектуальной собственности.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

МВД как субъект предпринимательства

Альтернативные порядки назначения

Деловая практика

Ты мне, а я тебе...

Законодательная практика

«Бессмертный» парламент

Зарубежная практика

Рождение и развитие НДС

Комментарии и аналитика

Дай, дай — денег дай!

Подведомственность споров хозсудам

Неделя права

О флаге и философии!

На дорогу — со спецзнаком

ВСЮ может стать нелегитимным?!

Где напечатать закон?

АМКУ и штрафует, и разрешает!

Реестр событий

«Неконституционно?!»

Минюст собирает всех в Реестр

Кто председатель — подскажет WWW

Судебная практика

Не запрещено — разрешено

Судебные решения

Об аспектах возвращения излишне уплаченной ввозной таможенной пошлины и НДС участником инвестиционного проекта

О значении текстового описания импортируемого товара для получения налоговых льгот

О компетенции таможенных органов

Об исключительной прерогативе таможенной службы по определению кода товара по УКТВЭД

Тема номера

Защита от контрафакта

Частная практика

Обоюдовыгодный селинг

Юридический форум

О сложении полномочий народными депутатами

Первый выпуск прокуроров —магистров

Европринципы — Украине

Інші новини

PRAVO.UA