Полномочия по понятиям АМКУ — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №7 (477) » Полномочия по понятиям АМКУ

Полномочия по понятиям АМКУ

Рубрика Тема номера

Антимонопольный комитет Украины (АМКУ, Комитет) является государственным органом со специальным статусом, цель деятельности которого — обеспечение государственной защиты конкуренции в предпринимательской деятельности. Такое определение приведено в части 1 статьи 1 Закона Украины «Об Антимонопольном комитете Украины» (Закон об АМКУ), и уже исходя из этого можно предположить, что именно указанный орган должен быть основным «государственным игроком» на рынке в стране с рыночной экономикой. Следовательно, АМКУ должен быть наделен соответствующими полномочиями. Как следует из действующего законодательства, необходимые полномочия у Комитета есть, и немалые, но вот практическая его деятельность далеко не столь эффективна, как можно было бы ожидать.

Всемогущ и вездесущ

Полномочия АМКУ определяет, в частности, статья 7 Закона об АМКУ, насчитывающая 35 пунктов — это полномочия в сфере осуществления контроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции, контроля за согласованными действиями и концентрацией и в сфере формирования и реализации конкурентной политики, способствования развитию конкуренции, нормативного и методического обеспечения деятельности Комитета и применения законодательства о защите экономической конкуренции. Причем ряд полномочий являются исключительными и не могут быть делегированы каким-либо иным органам. К таковым, в частности, относятся:

— рассмотрение заявлений дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции и проведения расследований;

— принятие распоряжений и решений по заявлениям в сфере защиты экономической конкуренции, проведение проверок и пересмотр решений, а также предоставление заключений относительно квалификации действий;

— рассмотрение дел об административных правонарушениях;

— проведение проверок субъектов хозяйствования, объединений, органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля относительно соблюдения ими требований законодательства о защите экономической конкуренции;

— исследование рынка, определение границ товарного рынка, а также положения (в том числе монопольного (доминирующего) субъектов хозяйствования на нем;

— предоставление разрешения или запрета на согласованные действия, концентрацию;

— официальное толкование собственных нормативно-правовых актов, принятых во исполнение соответствующих полномочий и другие.

В упомянутой статье 7 Закона об АМКУ приведены только основные полномочия Комитета, прочие могут быть предусмотрены другими актами законодательства.

Впрочем, вопрос о том, должен ли АМКУ иметь такие полномочия и соответствуют ли они тем задачам, которые он должен выполнять, не стоит; сложности — с гарантиями их осуществления. Главой IV Закона об АМКУ определяются правовые основания реализации Комитетом полномочий. Наиболее широки они при проведении проверок и касаются получения органами АМКУ информации. Так, статьей 221 Закона об АМКУ установлено, что субъекты хозяйствования, объединений, органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля, другие юридические лица, их структурные подразделения, филиалы, представительства, их должностные лица и сотрудники, физические лица обязаны по требованию органа АМКУ, председателя территориального отделения АМКУ, уполномоченных им работников АМКУ, территориального отделения предоставить документы, предметы и иные носители информации, пояснения, другую информацию, в том числе относящуюся к информации с ограниченным доступом, банковской тайне, необходимую для исполнения АМКУ своих задач. Предоставление такой информации осуществляется бесплатно и может быть как одноразовым, так и периодическим, в зависимости от требований компетентных лиц Комитета или руководителя ТО АМКУ.

Взамен АМКУ, согласно законодательству, гарантирует только неразглашение информации с ограниченным доступом. Так, в указанной статье установлено, что вышеупомянутая информация может быть использована АМКУ и его- органами исключительно с целью обеспечения выполнения задач, определенных законодательством. Она может быть передана только органам следствия и суда в соответствии с законом, а за неправомерное разглашение коммерческой тайны работники АМКУ несут ответственность, установленную законом. Соответствующие требования могут быть как письменными, так и устными. В последнем случае они протоколируются. Однако не регулируются ни сроки, в которые запрашиваемая АМКУ информация может быть предоставлена, ни причины, по которым лица — собственники и владельцы информации — имеют право отказаться ее предоставлять или обжаловать требования АМКУ.

При этом Закон об АМКУ устанавливает обязанность всех субъектов исполнять распоряжения, решения и требования Комитета, а за их невыполнение предусматривается ответственность. В частности, статья 1664 Кодекса Украины об административных правонарушениях (КУоАП) гласит, что непредоставление, или несвоевременное предоставление, или предоставление заведомо недостоверной информации Комитету должностными лицами органов исполнительной власти и органами местного самоуправления, а также руководителями (распорядителями кредитов) предприятий (объединений, хозяйственных обществ и проч.) и лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью, влечет наложение штрафа. При этом вопрос о наложении такого штрафа и его размер определяется собственно АМКУ (статья 255 КУоАП) в пределах до 7 не облагаемых налогами минимумов доходов граждан (нмдг) (для должностных лиц органов власти) и до 20 нмдг (для субъектов предпринимательской деятельности).

Примечательно, что сроки, в которые должна быть предоставлена информация АМКУ, не установлены, но ответственность за несвоевременное ее предоставление существует. Конечно, в письменных требованиях Комитет такие сроки указывает. Но ведь он вправе требовать информацию и в устной форме…

Что есть что?

Неточности формулировок и абстрактность понятий в антимонопольном и конкурентном законодательстве встречаются повсеместно. В частности, законодательно весьма нечетко определены такие базовые понятия, как рынок (товарный рынок) и монополия, а также то, кто может быть признан монополистом.

Проследить реальное содержание этих понятий можно, только изучив подзаконные нормативно-правовые акты, изданные самим АМКУ. К примеру, возьмем термин «товарный рынок». Статья 1 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» (Закон о конкуренции) гласит, что товарным рынком является сфера оборота товара (взаимозаменяемых товаров), на который на протяжении определенного времени и в пределах определенной территории есть спрос и предложение. Согласитесь, исходя из этого определения, весьма сложно понять, что же такое рынок, на котором АМКУ должен обеспечивать конкуренцию либо где один из субъектов может быть признан монополистом.

Наиболее четко этот аспект освещен в Методике определения монопольного (доминирующего) положения субъектов хозяйствования на рынке, утвержденной распоряжением Комитета № 49-р от 5 марта 2002 года (Методика), и в положении «О составлении и ведении перечня субъектов естественных монополий, утвержденном распоряжением Комитета № 537-р от 12 декабря 2006 года (Положение). В Положении определены территориальные виды товарных рынков: региональный, межрегиональный и общегосударственный. Этот же документ устанавливает, что территориальные (географические) пределы общегосударственного рынка охватывают территорию всего государства; межрегионального — территорию нескольких регионов, частей нескольких регионов или регионов и частей других регионов; а регионального — одного региона или его части. Положение дает определение и понятию «территориальные (географические) границы рынка»: под таковыми необходимо понимать территорию со сферой взаимоотношений купли-продажи товара (группы товаров), в пределах которой при обычных обстоятельствах потребитель может легко удовлетворить свой спрос на определенный товар и которая может быть, как правило, территорией государства, области, района, города или их частями.

Согласно Методике, рынок товара может быть признан региональным в двух случаях: если его пределы охватывают территорию отдельного региона (Автономной республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя) в том числе частей соответствующего региона, или если он занимает территорию нескольких регионов или их частей.

Отметим, что в Методике дается определение и временным границам товарного рынка. Это — период времени, отличающийся стабильностью, то есть на его протяжении структура рынка, соотношение спроса и предложения на нем существенно не изменялась. Далее в Методике содержатся правила поредения территориальных и временных границ рынка. Но напомним, что определенная территория будет считаться рынком только в случае принятия соответствующего решения АМКУ.

А какая связь?

Как уже было отмечено, несмотря на обширность полномочий АМКУ, эффективность его деятельности достаточно низкая. Вспомним два наиболее громких примера — повышение тарифов на проезд и спор на рынке мобильной связи относительно взимания платы за соединение. Так, в первом случае далеко не все перевозчики снизили стоимость проезда в соответствии с рекомендациями АМКУ, и даже если она была снижена, вряд ли ее можно назвать соразмерной затратам на совершение перевозок.

Что касается крупных мобильных операторов «Украинская мобильная связь» и «Киевстар Дж. Эс. Эм.», то настоятельные рекомендации Комитета они действительно выполнили (хотя и по истечению продолжительного времени), но вряд ли этого добивался Комитет и инициаторы расследования, которое привело к принятию рекомендаций. Так, обе компании ввели только по одному тарифному плану, в котором будет отсутствовать плата за соединение. Как известно, «Киевстар» ввел тариф «Диджус фреш», а УМС — новый тариф «Джинс». В то же время общая стоимость услуги вряд ли снизится. Ведь стоимость минуты разговора в некоторых других тарифных планах этих же операторов значительно ниже.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

FALSE

Ошибки в Законе о банкротстве - 2

Государственная практика

Спорные полномочия у руководства ВСЮ

Технический прогресс и судьи

Деловая практика

Арендатор, защищайся!

Законодательная практика

К вопросу о морских портах

Неделя права

Защищать профессионально!

Спецкомиссия: попытка вторая

Кадры решают все!

Приоритеты определены

Админпроекты Комитета

Реестр событий

Судьи хотят быть услышанными!

Опасный прецедент

«Судейские» вопросы Комитета

Судебная практика

Заветный статус монополиста

Судебные решения

Применение обеспечения иска

Об аспектах рассмотрения дел, связанных со взысканием алиментов

О сроках исковой давности в спорах о защите экономической конкуренции

Тема номера

Полномочия по понятиям АМКУ

Антиконкурентные госзакупки

Трибуна

Есть право на отказ в апелляции?!

Частная практика

Борьба по-закарпатски...

Юридический форум

Размежевание компетенции

Інші новини

PRAVO.UA