Оборотная сторона свободы договора — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №44 (462) » Оборотная сторона свободы договора

Оборотная сторона свободы договора

Современное гражданское законодательство предусмотрело очень прогрессивное положение в сфере договорного права, позволяющее отступать от норм закона и регулировать свои отношения на собственное усмотрение. Норма настолько «полюбилась» участникам договорных отношений, что породила неправильное восприятие этого алгоритма в некоторых случаях. А между тем законодательство не ограничивало права сторон отойти от положений договора, не предусмотренных в законодательстве, и вернуться в договоре к правовому регулированию отношений нормами действующего законодательства. Об этом, в частности, пойдет речь в нижеизложенном деле.

ОАО «У» обратилось в Хозяйственный суд Луганской области с иском к открытому акционерному обществу «С» — о взыскании 94 996,00 грн. Решением Хозяйственного суда Луганской области от 3 февраля 2006 года, оставленным без изменений постановлением Луганского апелляционного хозяйственного суда от 11 апреля 2006 года иск был удовлетворен частично; взысканы с ОАО «С» в пользу ОАО «У» долг в сумме 21 190 грн, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 211,90 грн, расходы на информационно-техническое обеспечение судебного процесса в сумме 22,99 грн; в остальном в иске отказано; взыскана с ОАО «У» в доход Государственного бюджета государственная пошлина в сумме 118,74 грн.

В кассационной жалобе ОАО «У» просило отменить принятые по делу судебные акты и передать дело на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, а именно: статей 42, 33, 34, 38, 43, 84 ХПК Украины. В отзыве на кассационную жалобу ответчик полностью опровергал изложенные в ней доводы. Высший хозяйственный суд Украины пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению на следующих основаниях. Судами преды­дущих инстанций установлено, что стороны находились в договорных взаимоотношениях между предприятиями электросвязи — собственниками телефонных сетей. По договору от 1 июля 2000 года стороны договорились о возможности каждой стороны предоставлять в аренду пары проводов для организации прямой связи между двумя конечными пунктами абонента другой стороны. Пунктом 1.1 данного договора стороны предусмотрели, что по согласованию сторон и на основании дополнительно заключенных договоров поручения каждая из сторон может предоставлять в аренду пары проводов для организации прямой связи между двумя конечными пунктами абонентам другой стороны, а пунктом 1.2 договора определили, что плата за аренду каналов в случаях, оговоренных пунктом 1.1 договора, взимается в зависимости от статуса конкретных абонентов (бюджетные, другие предприятия, учреждения, организации, население).

Дополнительным соглашением от 13 декабря 2004 года к договору № 67а стороны изменили редакцию пункта 3.3 договора и изложили ее в следующей редакции: «за аренду пар проводов согласно пункту 1.1 договора стороны осуществляют расчеты не позднее 20 числа каждого месяца, следующего за отчетным, исходя из утвержденных в установленном действующим законодательством порядке тарифов, действующих на время, за которое осуществляется оплата».

В спорный период (март—октябрь 2005 года) абонентами ответчика были физические и юридическое лица, услуги предоставлялись в зоне действия одной и разных АТС согласно приведенной в решении местного хозяйственного суда таблице.

Истец осуществил расчет суммы долга, исходя из размера тарифа за пользование прямой связью в зоне одной АТС 36 грн (с НДС), за пользование прямой связью в зоне разных АТС 90 грн (с НДС), установленного приказом Государственного комитета связи и информатизации Украины от 7 июня 2002 года № 120, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 19 июля 2002 года № 595/6883 «Об утверждении предельных тарифов на основные услуги электросвязи и тарифов на выплату государственных пенсий и денежной помощи», против чего возражает ответчик, поскольку считает, что, исходя из правовой природы договора, истец неправомерно применил тариф 36 грн и 90 грн к абонентам — физическим лицам, для которых тариф должен составлять 7 грн (с НДС).

Оценивая договорные взаимоотношения сторон, суды сделали обоснованный вывод о том, что договор № 67а предусматривает отношения не только между истцом и ответчиком, поскольку в пункте 1.1 договора предусмотрено, что пары проводов предоставляются именно абонентам другой стороны, а не стороне. Так, пунктом 1.1 договора предусмот­рено, что по согласованию сторон и на основании дополнительно заключенных договоров поручения (приложение к договору) каждая из сторон может предоставлять в аренду пары проводов для организации прямой связи между двумя конечными пунктами абонентам другой стороны. Название услуги связи — «предоставление в аренду пары проводов для организации прямой связи между двумя конечными пунктами» предусмотрено статьей 2 раздела VII Предельных тарифов на основные услуги электросвязи, утвержденных приказом Госкомсвязи № 120 от 7 июня 2002 года. Таким образом, пункт 1.1 договора указывал, что каждая из сторон может предоставлять услуги связи абонентам другой стороне. При этом, согласно пункту 1.2 договора, плата за аренду каналов за услугу связи, предоставляемую абонентам, взимается в зависимости от статуса конкретных абонентов (бюджетные, другие предприятия, учреждения, организации, население). Условия предоставления в аренду пар проводов конкретным абонентам предусмотрены также в дополнительно заключенных договорах поручительства (на основании которых заключен договор № 67а). В 274 договорах поручения (приложенных к материалам дела) арендаторами пар проводов (получателями услуги связи) являются физические лица — абоненты, а не ответчик. В пунк­те 1.2 договора определено, что плата за аренду каналов в случаях, оговоренных пунктом 1.1 договора, также взимается в зависимости от статуса конкретных абонентов. Сам ответчик имеет статус юридического лица, а согласно тексту пункта 1.2 договора, другие статусы абонентов перечислены именно как: бюджетные, другие предприятия, учреждения, организации, население. В первоначальной редакции договора указаны конкретные тарифы в зависимости от статуса абонентов согласно установленным и действующим на тот момент тарифам. А в дополнительном соглашении плата определена со ссылкой на утвержденные в установленном действующим законодательством порядке тарифы, действующие на время, за которое осуществляется оплата. Эти тарифы установлены приказом Государственного комитета связи и информатизации Украины от 7 июня 2002 года № 120 «Об утверждении предельных тарифов на основные услуги электросвязи и тарифов на выплату государственных пенсий и денежной помощи». Следовательно, дополнительное соглашение не изменило указанное в договоре условие о применении платы за аренду каналов в зависимости от статуса конкретных абонентов.

Согласно изложенному, ошибочными являются доводы кассационной жалобы о том, что расчеты между сторонами по делу должны проводиться по тарифам, установленным для ответчика как юридического лица, несмотря на статус конечного абонента другой стороны, которые по материалам дела и согласно договору, являются физическими лицами (населением). Суды обоснованно определили размер платы ответчика в спорном периоде 22 270 грн по тарифу для абонентов — физических лиц и задолженность в сумме 21 190 грн, поскольку в спорном периоде были проведены взаимозачеты между сторонами на сумму 1 080 грн.

Коллегия судей не приняла во внимание довод кассационной жалобы относительно неправильного установления судами количества абонентов — физических и юридических лиц ответчика, поскольку, в соответствии с частью 2 статьи 111 ХПК Украины, в кассационной жалобе не допускаются ссылки на недоказанность обстоятельств дела.

Ответчиком к материалам дела были предоставлены списки абонентов с подписями истца и копии 274 договоров поручения (оригиналы были представлены для осмотра в судебном заседании) с конкретными абонентами. Статус этих абонентов как физических лиц подтверждается паспортными данными и адресом регистрации их по месту проживания. Эти данные присутствуют в каждом из 274 договоров поручения.

Апелляционный суд правильно отметил, что договор № 67а не противоречит действующему законодательству, в том числе Правилам взаимодействия местных телефонных сетей общего пользования с местными телефонными сетями ведомств и других собственников, утвержденным приказом Главного управления по вопросам радиочастот при Кабинете Министров Украины № 39 от 5 сентября 1995 года, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 19 сентября 1995 года под № 336/872, а также типовому договору, утвержденному этим же приказом.

В то же время соблюдение вышеприведенных правил не является обязательным, поскольку стороны оговорили в пункте 7.2 договора № 67а применение правил по вопросам, не урегулированным настоящим договором.

Специальным законом, регулирующим правоотношения в области телекоммуникаций, является Закон Украины «О телекоммуникациях» от 18 ноября 2003 года. Пункт 3 заключительных положений этого закона предусматривает, что до приведения нормативно-правовых актов в соответствие с этим Законом действующие нормативно-правовые акты применяются в части, не противоречащей этому Закону. Пункт 1 статьи 57 Закона Украины «О телекоммуникациях» указывает, что технические, организационные и экономические условия взаимосоединения телекоммуникационных сетей операторов телекоммуникаций, а также расчетные таксы за доступ к этим сетям должны быть предметом договора между взаимоподключающимися операторами телекоммуникаций; в пункте 3 статьи 57 этого Закона указано, что технические, организационные и коммерческие условия взаимоподключения с операторами телекоммуникаций, занимающими монопольное положение на рынке телекоммуникаций, регулируются НКРС. Никаких императивных требований относительно формы договора о взаимоотношениях между операторами связи этот закон не преду­сматривает. Поскольку пункты правил, на которые ссылается истец, противоречат Закону Украины «О телекоммуникациях», то, исходя из частей 4, 5 статьи 4 Гражданского кодекса Украины, суды сделали правомерный вывод, что при регулировании данных правоотношений применяются положения Гражданского кодекса Украины и Закона Украины «О телекоммуникациях». Статья 6 Гражданского кодекса Украины предусматривает, что стороны имеют право заключить договор, не предусмотренный актами гражданского законодательства, но отвечающий общим основам гражданского законодательства, а также что стороны в договоре могут отступить от положений актов гражданского законодательства и урегулировать свои отношения на собственное усмотрение.

Стороны в договоре № 67а (с учетом дополнительного соглашения, действовавшего в спорный период) определили, что расчеты осуществляются, исходя из утвержденных в установленном действующим законодательством порядке тарифов, действующих на время, за которое осуществляется оплата. Согласно статье 627 Гражданского кодекса Украины, стороны являются свободными в заключении договора, а статья 628 этого Кодекса предусматривает, что стороны имеют право заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров. Согласно статье 632 Гражданского кодекса Украины, цена в договоре устанавливается по договоренности сторон. В случаях, установленных законом, применяются цены (тарифы, ставки и т.п.), которые устанавливаются или регулируются уполномоченными органами государственной власти либо органами местного самоуправления. Принимая во внимание все приведенное и требования действующего законодательства в их совокупности, коллегия судей не усмотрела оснований для отмены постановления Луганского апелляционного хозяйственного суда.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA