В УНП шагом марш! — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №43 (461) » В УНП шагом марш!

В УНП шагом марш!

Нотариат на Украине — это система органов и должностных лиц, на которые возложена обязанность удостоверять права, а также факты, имеющие юридическое значение, и совершать другие нотариальные действия, предусмотренные законодательством, с целью предоставления им юридической достоверности. Ныне многие нотариусы сходятся во мнении, что нотариат на Украине должен быть реформирован — например, в сторону увеличения его независимости от государства в целом и Министерства юстиции Украины в частности. И основы такой реформы должны быть заложены на законодательном уровне. Вследствие этого в парламенте время от времени появляются инициативы по изменению ныне действующего Закона Украины «О нотариате» (Закон). Одна из таких инициатив, а именно проект Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О нотариате» (проект), была зарегистрирована 5 октября с.г. Данный проект предлагает изложить Закон в новой редакции, а мы предлагаем ознакомиться с основными его положениями.

Нотариат или нотариальная деятельность?

Прежде всего отметим, что структура Закона существенно не изменилась. Да и основные изменения коснутся только первой части акта, те же нормы, которыми регулируются вопросы совершения отдельных нотариальных действий, существенных изменений не претерпят. Но обо всем по порядку.

Первое изменение, которое предлагается внести — терминологическое. Так, под нотариатом на Украине проект понимает систему органов и должностных лиц, обеспечивающих в пределах бесспорных правоотношений внесудебную охрану и защиту гражданских прав и законных интересов физических и юридических лиц, территориальных общин и государства путем совершения нотариальных действий. А то, что подразумевается под нотариатом в соответствии с действующим законом, авторы проекта предлагают определить термином «нотариальная деятельность». По сути, с этими определениями можно согласиться.

Неоспоримым шагом вперед в развитии отечественного нотариата также можно назвать (конечно, в случае принятия рассматриваемого проекта как закона) законодательное установление принципов нотариальной деятельности, таких как законность, независимость и непредвзятость нотариуса, соблюдение нотариальной тайны, организационная и экономическая самостоятельность, самоуправление нотариусов и государственное регулирование осуществления нотариальной деятельности.

Кто сможет стать нотариусом

Одним из наиболее существенных изменений, предлагаемых проектом, можно назвать изменение требований к лицам, желающим осуществлять нотариальную деятельность. Так, если ныне достаточно получить юридическое образование и пройти полугодовую стажировку при нотариусе, то изменениями данные требования предлагается существенно ужес­точить. А именно — установить, что ­­­юридическое образование лица, претендующего на получение свидетельства о праве на занятие нотариальной деятельностью, должно быть не ниже образовательно-квалификационного уровня «специалист», а стаж работы его в сфере права — не менее трех лет, при этом минимум два из них — стажером или помощником нотариуса.

Проектом предлагается устранить различие в статусе, ныне существующее между государственными и частными нотариусами. Остальные требования (относительно сдачи квалификационного экзамена, принадлежности к гражданству Украины, несовмещения нотариальной практики и другой оплачиваемой деятельности, за исключением творческой или преподавательской) предлагается оставить неизменными.

Включение в Единый реестр нотариусов Украины, согласно законопроекту, как и ныне, происходит в момент получения лицом регистрационного свидетельства. Лицо, имеющее свидетельство о праве на занятие нотариальной деятельностью, получает его, когда непосредственно приступает к осуществлению такой деятельности.

Права и обязанности

Интересно отметить, что проектом предлагается достаточно существенно расширить спектр прав нотариуса. Так, если в ныне действующей статье 4 Закона их всего два, то проект предусматривает установление неисчерпывающего перечня прав нотариуса в восемь пунктов. Среди основных прав отметим предоставление консультаций правового характера, право иметь помощника и стажера, участие в самоуправлении нотариусов, использование собственных или арендованных жилых и нежилых помещений для осуществления нотариальной практики и прочие.

Вместе с тем предлагается расширить и обязанности нотариусов. Но этот перечень является полным, и другие обязанности на них возложены быть не могут. Итак, к обязанностям нотариусов авторы проекта считают необходимым отнести: совершение нотариальных действий, соблюдение законов и присяги (одни из предлагаемых принципов), составление проектов сделок и заявлений (ныне является ­правом нотариусов), соблюдение нотариальной тайны и правил нотариальной этики, а также выполнение других обязанностей, предусмотренных исключительно Законом «О нотариате» — всего 11 пунк­тов.

Место Минюста в управлении нотариатом

Несмотря на то что нотариат и ныне, и в соответствии с проектом декларируется как саморегулируемая структура, влияние со стороны государства на него предлагается установить весьма существенное, а в некоторых случаях — даже усилить его роль. Прежде всего, как указывалось выше, одним из принципов предлагается установить государственное регулирование нотариальной деятельности. Оно, в первую очередь, должно проявляться в установлении единого порядка допуска граждан к нотариальной деятельности, порядка ее приостановки и прекращения, регулирования размера платы за предоставление дополнительных информационно-технических услуг и минимальных размеров платы за совершение нотариальных действий.

Но главным в государственном регулировании, согласно комментируемому проекту, все же стоит признать участие Минюста в допуске к нотариальной деятельности. Так, проектом поддерживается ныне существующая норма (против которой, однако, достаточно резко выступают нотариусы) относительного того, что региональные и высшая квалификационная комиссии нотариата создаются и действуют при управлениях или при Министерстве юстиции соответственно. Также Минюстом утверждается порядок прохождения стажировки стажерами нотариуса и контролируется сама стажировка, а главное — Минюст ведет личные дела нотариусов.

Самоуправление и его начала

Согласно проекту, под самоуправлением нотариусов следует понимать коллективное решение ими вопросов их внут­ренней деятельности. И данным проектом не установлено ни добровольного, ни принудительного участия нотариуса в оном. Однако это лишь de jure. Хотя учас­тие в самоуправлении нотариусов прописано в статье, определяющей права нотариусов, в контексте всего проекта участие de facto является обязательным. Об этом свидетельствуют, в частности, нормы, определяющие, что органом профессионального самоуправления нотариусов является Украинская нотариальная палата (УНП), во взаимосвязи с положениями о том, что УНП, а именно — ее региональные отделения, принимает участие в формировании части состава региональных квалификационных комиссий нотариата, разработке положения о прохождении стажировки стажеров нотариуса и прочих. То есть все нотариусы, которым не безразличны условия осуществления ими их профессиональной деятельности (а таких, думается, подавляющее большинство), обязаны будут вступить в УНП.

Другие аспекты нотариальной деятельности

Проект предлагает разрешить затянувшийся спор между органами налоговой службы Украины и нотариусами относительно порядка налогообложения нотариальной деятельности. Так, предлагается четко установить, что порядок налогообложения доходов нотариусов устанавливается законодательством о налогообложении физических лиц.

Предлагается также ввести обязательное страхование гражданско-правовой ответственности нотариусов, без которой нотариальная деятельность запрещается (ныне предусмотрена ответственность только частных нотариусов). Примечательно, что сумму страховки предлагается увеличить — до 200 минимальных размеров заработной платы. А это немалые средства, особенно с учетом того, что уровень минимальной заработной платы на Украине постепенно возрастает. С одной стороны, обеспечиваются более высокие гарантии возмещения вреда, нанесенного неправомерными действиями или бездеятельностью нотариуса, но столь большая сумма страховки все же требует большей обоснованности.

Как видим, последняя из зарегистрированных на данный момент в парламенте инициатив реформирования нотариата имеет как плюсы, так и существенные минусы. Нам представляется, что позитивные наработки уже имеющихся в парламенте проектов при объединении в согласованный акт в будущем могли бы стать основой для создания на Украине единого, независимого, самоуправляемого и сильного нотариата.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Обещания и техника их исполнения

Объять необъятное — целесообразно ли?

Деловая практика

На полпути к цивилизации

Законодательная практика

Между тайным и явным

ГПК vs. ХПК — что к чему

Зарубежная практика

Биржевое разнообразие

Комментарии и аналитика

«Бездокументное» пользование землей

«Годовалый» договор аренды

Безоборотный индоссамент

Неделя права

Препятствование избирательному процессу может дорого обойтись

Уведомить и извиниться!

Судебной власти — законодательную инициативу

Обратим внимание на апелляцию

Большой исход судей

Реестр событий

Депутатам не нужна борьба с коррупцией?

Власть теряет кадры

10-й день рождения КСУ

Судебная практика

Как правильно утверждать тарифы

Судебные решения

О некоторых вопросах валютного регулирования и контроля

Об аспектах ареста имущества должника

О разграничении подведомственности между админ и хозсудами

Тема номера

Общие вопросы обращения взыскания

Трибуна

Анализ арендных парадоксов

Кто уполномочен охранять суды?

Частная практика

В УНП шагом марш!

Юридический форум

Юрслужба «САН Интербрю Украина» собрала юристов на пиво!

В фокусе проблемы судоустройства на Украине

Cудьям — «Открытый мир»

Інші новини

PRAVO.UA