В последние годы отечественный законодатель довольно активно принимает нормативно-правовые акты, которыми вводит новые правовые институты. Но даже по прошествии времени некоторые положения на практике не применяются из-за отсутствия правовых механизмов их реализации. Это зачастую приводит к тому, что участники правоотношений не могут воспользоваться своими правами, предоставленными законодательством. И, к сожалению, такое положение вещей стало традицией для отечественного законодателя.
Так, после вступления в законную силу Земельного кодекса Украины (ЗК) с 1 января 2002 года и до недавних пор заключение договоров об установлении земельного сервитута между субъектами хозяйствования и дальнейшее взаимовыгодное сотрудничество по ним не представлялось возможным из-за отсутствия необходимого механизма их государственной регистрации соответствующими государственными органами.
Гражданский кодекс Украины (ГК) дает общее понятие сервитута как одного из видов вещных прав на чужое имущество, которое заключается в праве пользования этим имуществом иным лицом, не являющимся его собственником (владельцем) (статьи 395, 401 ГК). Сервитут может быть установлен по договору, подлежащему государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации прав на недвижимое имущество (статья 402 ГК).
В соответствии со статьей 98 ЗК: «Право земельного сервитута — это право собственника или землепользователя земельного участка на ограниченное платное или бесплатное пользование чужим земельным участком (участками). Право земельного сервитута является одним из прав на землю, предусмотренных разделом ІІІ ЗК — «Права на землю». Земельный сервитут устанавливается по договоренности между собственниками соседних земельных участков на основании договора или по решению суда. Право земельного сервитута возникает после его государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации прав на земельный участок (статья 100 ЗК)».
Таким образом, анализируя нормы ГК и ЗК, можно сделать вывод: в случае когда земельный сервитут устанавливается по договору, право земельного сервитута возникает с момента государственной регистрации такого договора. Ни Земельный, ни Гражданский кодексы не содержат обязательных требований к форме договора об установлении земельного сервитута, однако ввиду необходимости его дальнейшей государственной регистрации логичным было бы заключение такого договора в письменном виде. Нотариальное удостоверение таких договоров возможно, но прямо не предусмотрено.
Так как же зарегистрировать договор об установлении земельного сервитута в порядке, установленном для государственной регистрации прав на земельный участок?
Государственная регистрация прав на земельный участок осуществляется в соответствии с Законом Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений» от 4 июля 2004 года. В преамбуле этого Закона установлено, что он определяет правовые, экономические, организационные основы создания в составе государственного земельного кадастра единой системы государственной регистрации вещных прав на земельные участки и иное недвижимое имущество, ограничений этих прав. Так, согласно статье 5 этого Закона, систему органов государственной регистрации прав составляют центральный орган исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов, обеспечивающий реализацию государственной политики в сфере государственной регистрации прав, созданное при нем государственное хозрасчетное юридическое лицо с консолидированным балансом (Центр государственного земельного кадастра) и его отделения на местах, являющиеся местными органами государственной регистрации прав. Центр государственного земельного кадастра при Госкомземе создан по приказу Госкомзема № 110 от 4 ноября 1997 года с целью внедрения автоматизации ведения государственного земельного кадастра на Украине на базе широкого использования компьютерной техники для обеспечения органов государственной власти и местного самоуправления, граждан, предприятий, учреждений, организаций достоверной информацией о земле для информационного обеспечения ведения государственного земельного кадастра.
Указом Президента Украины № 970/2000 от 14 августа 2000 года утверждено Положение о Государственном комитете по земельным ресурсам (Госкомзем), являющемся центральным органом исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов. Пунктом 11 статьи 4 этого Положения предусмотрено, что Госкомзем, в частности, осуществляет в составе государственного земельного кадастра регистрацию земельных участков, недвижимого имущества и прав на них, договоров аренды земельных участков, а также ведет Государственный реестр прав на землю и недвижимое имущество. С целью создания единой системы государственной регистрации земельных участков, недвижимого имущества и прав на них постановлением Кабинета Министров Украины № 1088 от 17 июля 2003 года предусмотрено, что до создания Государственного реестра прав на землю и недвижимое имущество Центр государственного земельного кадастра при Госкомземе проводит регистрацию земельных участков и прав на них путем внесения соответствующих записей в базу данных Государственного реестра земель. Администратором базы данных Государственного реестра земель является Центр государственного земельного кадастра при Госкомземе.
В соответствии со статьей 7 Закона Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений» регистрацию прав на недвижимое имущество (а в преамбуле Закона устанавливается, что земельные участки являются недвижимым имуществом), их ограничений, а также иных действий, направленных на приобретение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей в отношении недвижимого имущества осуществляют местные органы государственной регистрации таких прав. Такими органами являются главные управления земельных ресурсов областей, городов Киева и Севастополя.
Государственной регистрации подлежат заявленные вещные права на недвижимое имущество при наличии документов, подтверждающих совершение действий, направленных на приобретение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей относительно таких объектов, или свидетельствующих о наличии других, предусмотренных Законом оснований. В данном случае регистрация договора об установлении земельного сервитута проводится по заявлению заинтересованного лица, подающего вместе с заявлением в орган регистрации сам договор и иные документы, необходимые для проведения такой регистрации. Причем информацию о необходимом перечне документов для осуществления государственной регистрации вещных прав орган государственной регистрации прав обязан предоставить к сведению заявителей (статья 17 Закона Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений»).
Рассмотрение заявления и принятие решения о государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество, отказ в регистрации проводятся в срок, не превышающий 14 календарных дней со дня получения органом государственной регистрации прав заявления и необходимых документов.
Исходя из содержания абзаца 2 пункта 3 статьи 18 упомянутого Закона, государственная регистрация договора об установлении земельного сервитута проводится в органе государственной регистрации прав по месту регистрации права собственности (владения) на объект недвижимого имущества (земельного участка). Среди документов, подающихся для регистрации, Закон указывает документ об уплате государственной пошлины. Однако для регистрации договоров об установлении земельного сервитута законодательством не предусмотрена уплата такой пошлины, поэтому его подавать не нужно.
Таким образом, порядок регистрации договоров об установлении земельного сервитута законодательно установлен, хотя и не совершенен, о чем свидетельствуют отказы в регистрации договоров об установлении земельного сервитута местных органов регистрации вещных прав на недвижимое имущество, коими являются региональные главные управления земельных ресурсов. Но сегодня можно говорить о том, что такие договора уже регистрируются. И это подтверждается регистрацией договора об установлении земельного сервитута Киевским городским главным управлением земельных ресурсов с внесением записи под № 1 в соответствующую книгу регистрации.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…