Наверняка у многих элитная жизнь ассоциируется с некими особыми атрибутами и торговыми марками, среди которых, несомненно, и бренд Rolex. История швейцарской компании Rolex началась еще в 1905 году с производства всемирно известных часов, но стремительное развитие рыночных отношений требовало появления новых популярных продуктов под этой торговой маркой. А популярность дорого стоит, и иногда в ее цену входят и судебные тяжбы.
Компания P.T.Permona обратилась в Хозяйственный суд г. Киева с иском к Государственному департаменту интеллектуальной собственности Министерства образования и науки Украины (ГДИС) о досрочном прекращении на территории Украины действия международной регистрации на знак для товаров и услуг “Rolex” относительно всех товаров 34 класса (табачных изделий) Международного классификатора товаров и услуг для регистрации знаков (МКТУ). Третьим лицом выступала компания Rolex SA. Основанием для иска послужило то, что данный знак не используется для товаров 34 класса МКТУ на протяжении 3-х лет.
ГДИС в своем отзыве не возражал против иска по сути, но просил отказать в удовлетворении исковых требований к нему, так как 20 июня 2005 года квалификационная экспертиза по заявке истца о регистрации на него торговой марки “Rolex” еще не была проведена, а потому на данный момент не может быть известно, нарушены ли права истца или нет. Rolex SA своего отзыва на иск не подавала, а ее представитель в судебное заседание не явился, хотя был уведомлен надлежащим образом.
Для выяснения, совершался ли импорт продукции компании Rolex SA, маркированной знаком “Rolex” на протяжении 3подтвердил факт, на который ссылался истец.
Исходя из вышеизложенного, суд установил, что, в соответствии с положениями Мадридского соглашения о международной регистрации знаков для товаров и услуг, швейцарская компания Rolex SA зарегистрировала в Международном бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности (Международное бюро) знак для товаров и услуг “Rolex”. Право использования знака распространялось на ряд классов МКТУ, в том числе и на 34 класс МКТУ. Пунктом 1 статьи 4 Мадридского соглашения предусмотрено, что с даты регистрации знака в Международном бюро в каждой стране-участнице Мадридского соглашения знаку для товаров и услуг предоставляется одинаковый объем правовой охраны. Украина является страной-участницей Мадридского соглашения, а соответственно знак для товаров и услуг “Rolex” должен охраняться на Украине, как любой другой знак, зарегистрированный на территории Украины. По справке, выданной Государственным предприятием “Украинский институт промышленной собственности”, правовая охрана знака “Rolex” действует на территории Украины в полном объеме.
Статус собственника знака для товаров и услуг порождает для него обязательства, определенные национальным законодательством Украины. В частности, Законом Украины “Об охране прав на знаки для товаров и услуг” предусмотрено, что собственник знака должен добросовестно пользоваться своими правами. Одним из критериев добросовестности является то, что собственник пользуется своим правом на знак (торговую марку), осуществляя предпринимательскую деятельность. Статья 5 пункта С Парижской конвенции об охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года предусматривает, что в стране, где использование знака обязательно (как на Украине), но фактическое использование знака для товаров и услуг не осуществляется, регистрация знака может быть аннулирована. Такой принцип разумности использования прав на знак (торговую марку) был заложен с целью увеличения интенсивности функционирования знаков в гражданском обороте. Пунктом 4 статьи 18 Закона Украины “Об охране прав на знаки для товаров и услуг”, а также частью 2 статьи 497 Гражданского кодекса Украины установлено, что любое лицо имеет право обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении действия свидетельства полностью или частично, для защиты своих прав. Такое обращение возможно в случае, если знак не используется на территории Украины полностью или частично на протяжении 3-х лет с момента опубликования новости о выдаче свидетельства или от другой даты после такой публикации.
Кроме того, Конституционный Суд Украины (КСУ) в решении от 1 декабря 2004 года разъясняет, что такое право и как оно может выступать в качестве отдельного объекта правоотношений. Под понятием “право” КСУ подразумевает желание пользования конкретным материальным или нематериальным благом или легитимное решение, которое может быть самостоятельным объектом судебной защиты и других способов правовой охраны. Соответственно право субъекта предпринимательства иметь в собственности знак для товаров и услуг может стать объектом защиты в суде, если оно ограничено определенными обстоятельствами. Подтверждением того, что истец изъявил желание пользоваться всеми правами и обязанностями по отношению к торговой марке “Rolex”, является подача им соответствующей заявки в ГДИС. Ограничение этого права подтверждается заключением ГДИС, где указывается на невозможность регистрации торговой марки “Rolex” в связи с тем, что аналогичная торговая марка уже зарегистрирована и имеет правовую охрану на территории Украины.
Поскольку наличие международной регистрации знака “Rolex” мешает истцу использовать аналогичный знак для импортирования его продукции на территорию Украины, а фактические обстоятельства позволяют утверждать, что компания Rolex SA недобросовестно пользуется своими правами на знак для товаров и услуг, суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения иска в полном объеме. Действие свидетельства на знак для товаров и услуг на территории Украины досрочно прекращено, а на ГДИС возложена обязанность уведомить Международное бюро о досрочном прекращении международной регистрации знака относительно всех товаров 34 класса МКТУ.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…