За пределом компетенции — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №30 (396) » За пределом компетенции

За пределом компетенции

Регистрация выпуска акций — дело серьезное и взвешенное, предусматривающее обращение с заявлением об осуществлении такой регистрации к Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Украины (ГКЦБФР). Как известно, непосредственно порядок регистрации выпуска акций определяется соответствующим положением. Так, регистрация выпуска акций закрытых акционерных обществ регулируется Положением о порядке регистрации выпуска акций закрытых акционерных обществ, утвержденным решением ГКЦБФР № 167 от 11 июня 2002 года (Положение).

ГКЦБФР рассматривает представленные в обращении материалы и осуществляет регистрацию выпуска акций или

­отказывает в такой регистрации, если находит соответствующие основания. Следует отметить, что, согласно части 7 статьи 22 Закона Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже», отказ в регистрации выпуска акций возможен «лишь в случае нарушения установленного порядка или несоответствия представленных документов требованиям законодательства».

Подпункты «б»-«д» пункта 1.5 Положения дают нам понимание того, что же подразумевается под «нарушением установленного порядка».

Тем не менее, как показывает судебная практика, кроме предусмотренных частью 7 статьи 22 Закона Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже» и пунктом 1.5 Положения, бывают и случаи применения для отказа в регистрации других, явно неправомерных оснований. В частности, это подтверждается решением одного из хозяйственных судов.

Так, действуя в соответствии с указанным Положением, ЗАО «Негосударственный пенсионный фонд К.» обратилось к ГКЦБФР с заявлением о регистрации выпуска акций. Однако ГКЦБФР приняла распоряжение, которым отказала в регистрации указанного выпуска акций ЗАО (Распоряжение).

При этом основанием для отказа в регистрации выпуска акций было следующее обстоятельство: «нарушение требований Заключительных положений Закона Украины «О негосударственном пенсионном обеспечении».

Считая указанное Распоряжение ГКЦБФР незаконным, ЗАО «Негосударственный пенсионный фонд К.» (истец) с целью защиты своих нарушенных прав и интересов подало в хозяйственный суд исковое заявление о признании недействительным Распоряжения ГКЦБФР об отказе в регистрации выпуска акций и побуждении ГКЦБФР (ответчик) к регистрации указанного выпуска акций.

Свои исковые требования общество обосновывало тем, что факт наличия или отсутствия нарушения с его стороны Закона Украины «О негосударственном пенсионном обеспечении» не имеет никакого правового значения для решения вопроса о регистрации выпуска акций, поэтому не подлежит доказыванию или опровержению.

ГКЦБФР является центральным органом исполнительной власти со специальным статусом (пункт 1 Положения о Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку). Согласно части 2 статьи 19 Конституции Украины, как орган государственной власти Комиссия и ее должностные лица «обязаны действовать лишь на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины».

Согласно части 7 статьи 22 Закона Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже», отказ в регистрации выпуска акций возможен «лишь в случае нарушения установленного порядка или несоответствия представленных документов требованиям законодательства».

Все перечисленные в Положении «нарушения установленного порядка», как и «несоответствие документов» (подпункты «б»-«д» пункта 1.5 Положения), связанные с выпуском и регистрацией акций, не имеют ни малейшего отношения к выполнению требований Закона Украины «О негосударственном пенсионном обеспечении».

Общество не допустило ни одного из нарушений, предусмотренных в качестве оснований для отказа в регистрации выпуска акций частью 7 статьи 22 Закона Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже» и пунктом 1.5 Положения.

Таким образом, данное Распоряжение не отвечает требованиям части 7 статьи 22 Закона Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже» и нарушает законные права и интересы общества, препятствуя его нормальной хозяйственной деятельности. В соответствии с частью 2 статьи 20 Хозяйственного кодекса Украины права и законные интересы субъектов хозяйствования защищаются, в частности, путем «признания полностью или частично недействительными актов органов государственной власти…, противоречащих законодательству, ущемляющих права и законные интересы субъекта хозяйствования».

Рассмотрев исковое заявление, исследовав объяснения сторон и материалы дела, хозяйственный суд установил следующее.

Из текста Распоряжения ГКЦБФР, которым отказано в регистрации выпуска акций ЗАО, усматривается, что основанием для отказа в регистрации выпуска акций при рассмотрении документов, представленных истцом для регистрации выпуска акций, является установленное ответчиком нарушение Заключительных положений Закона Украины «О негосударственном пенсионном обеспечении», согласно которому лица, осуществлявшие деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению до вступления в силу указанного Закона (до 1 января 2004 года) или использующие в названиях слова «негосударственный пенсионный фонд» либо «пенсионный фонд», обязаны до 1 июля 2004 года принять решение относительно осуществления реорганизации в пенсионные фонды, созданные согласно требованиям вышеупомянутого Закона, или ликвидации. Лица, не принявшие ни одного из указанных решений, должны исключить из своих наименований слова «пенсионный фонд» и осуществить реорганизацию в один из видов небанковских финансовых учреждений согласно требованиям Закона Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынка финансовых услуг».

Истец своевременно не выполнил требований Заключительных положений Закона Украины «О негосударственном пенсионном обеспечении» и не имеет статуса финансового учреждения, что, по мнению ответчика, является достаточным основанием для отказа ему в регистрации выпуска акций.

Учитывая обстоятельства дела, прилагающиеся к материалам дела доказательства и предоставленные представителями сторон объяснения, суд пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению как обоснованные по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 12 Хозяйственного процессуального кодекса Украины, хозяйственным судам подведомственны дела в спорах, возникающих при заключении, изменении, расторжении и выполнении хозяйственных договоров и по другим основаниям, а также в спорах о признании недействительными актов по основаниям, указанным в законодательстве.

Акт государственного или другого органа — это юридическая форма решения этих органов, то есть официальный письменный документ, порождающий определенные правовые последствия, направленный на регулирование тех или иных общественных отношений и имеющий обязательный характер для субъектов этих отношений.

Основанием для признания акта недействительным является его несоответствие требованиям действующего законодательства и/или определенной законом компетенции органа, издавшего этот акт.

Обязательным условием признания акта недействительным является также нарушение, в связи с принятием соответствующего акта, прав и охраняемых законом интересов истца.

В соответствии с частью 2 статьи 19 Конституции Украины органы государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать лишь на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины.

Перечень и полномочия органов, осуществляющих государственный надзор и контроль в сфере негосударственного пенсионного обеспечения, определены в статье 67 Закона Украины «О негосударственном пенсионном обеспечении».

Согласно пункту 2 статьи 67 Закона Украины «О негосударственном пенсионном обеспечении», государственный надзор и контроль в сфере негосударственного пенсионного обеспечения — за деятельностью негосударственных пенсионных фондов, страховых организаций и банковских учреждений — осуществляет Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг Украины в пределах полномочий и в порядке, определенных этим Законом, Законом Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг» и другими актами законодательства Украины.

К полномочиям ГКЦБФР пунктом 3 статьи 67 Закона Украины «О негосудар­ственном пенсионном обеспечении» отнесено осуществление государственного надзора и контроля за деятельностью лиц, осуществляющих управление активами пенсионных фондов, и хранителей в пределах полномочий и в порядке, предусмотренных законодательством.

Итак, ГКЦБФР не принадлежит к кругу лиц, к компетенции которых отнесено осуществление государственного надзора и контроля в сфере негосударственного пенсионного обеспечения за деятельностью негосударственных пенсионных фондов.

Согласно пункту 5 статьи 67 Закона Украины «О негосударственном пенсионном обеспечении», «решения органов, осуществляющих государственный надзор и контроль в сфере негосударственного пенсионного обеспечения, принятые в соответствии с компетенцией этих органов, являются обязательными для выполнения пенсионными фондами, администраторами, лицами, осуществляющими управление активами, хранителями, страховыми организациями, банковскими учреждениями, открывающими пенсионные депозитные счета. Действия указанных органов могут быть обжалованы в порядке, установленном законом, в том числе в судебном порядке».

Таким образом, суд пришел к выводу, что спорное Распоряжение принято ответчиком за пределами компетенции, определенной для него Законом Украины «О негосударственном пенсионном обеспечении». Однако, полагаю, такое утверждение не совсем верно, поскольку в целом Распоряжение принято в пределах компетенции (поскольку оно касается регистрации выпуска акций, что относится к компетенции ГКЦБФР). Тем не менее оспариваемое Распоряжение противоречит законодательству, поскольку неправомерно было отказано в регистрации акций: отказ был осуществлен на основании, прямо не предусмотренном действующим законодательством.

Согласно части 7 статьи 22 Закона Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже», отказ в регистрации возможен лишь в случае нарушения установленного порядка или несоответствия требованиям законодательства.

Согласно преамбуле Закона Украины «О негосударственном пенсионном обеспечении», этот Закон определяет правовые, экономические и организационные основы негосударственного пенсионного обеспечения на Украине и регулирует правоотношения, связанные с этим видом деятельности.

То есть суд пришел к выводу о том, что указанным Законом не регулируются вопросы регистрации выпуска ценных бумаг и соответственно не определяются требования к документам, которые подаются в ГКЦБФР для регистрации выпуска акций. Итак, отказ ответчика зарегистрировать выпуск акций истца со ссылкой на нормы указанного Закона безосновательный, то есть отсутствуют правовые основания для отказа истцу в регистрации выпуска акций, поскольку им предоставлены все необходимые для такой регистрации документы, в связи с рассмотрением которых было принято спорное Распоряжение ГКЦБФР.

Итак, из мотивировочной части и изложенных доводов можно сделать следующие выводы.

Во-первых, ГКЦБФР не относится к органам, осуществляющим государственный надзор и контроль за соблюдением требований законодательства относительно негосударственного пенсионного обеспечения. Следовательно, выявив нарушения требований законодательства относительно негосударственного пенсионного обеспечения, комиссия не может использовать такие обстоятельства в своих распоряжениях для отказа в осуществлении государственной регистрации акций.

Во-вторых, основанием для отказа в регистрации выпуска акций могут быть лишь такие прямо предусмотренные действующим законодательством обстоятельства, как основания для отказа в осуществлении такой регистрации.

Также следует отметить, что неправомерными являются ссылки ответчика на наличие обязанности у субъектов хозяйствования, в названиях которых используются слова «негосударственный пенсионный фонд» или «пенсионный фонд», принять решение относительно реорганизации или ликвидации до 1 июля 2004 года. Пунктом 2 Заключительных положений Закона Украины «О негосударственном пенсионном обеспечении» предусмотрено, что: «Предприятия, учреждения и организации, занимающиеся негосударственным пенсионным обеспечением или в названиях которых используются слова «негосударственный пенсионный фонд» или «пенсионный фонд», кроме Пенсионного фонда Украины и его органов, а также предприятия, учреждения и организации, находящиеся в управлении Пенсионного фонда Украины, могут осуществить реорганизацию [а не обязаны] в пенсионные фонды, созданные согласно требованиям этого Закона, в сроки и в порядке, установленные Государственной комиссией по регулированию рынков финансовых услуг Украины, с учетом особенностей, определенных пунктом 3 этого раздела, или ликвидироваться».

Кроме того, в процитированном пункте четко не указан срок, к которому субъекты хозяйствования «…могут осуществить реорганизацию в пенсионные фонды, созданные согласно требованиям этого Закона… с учетом особенностей, определенных пунктом 3 этого раздела, или ликвидироваться».

Учитывая изложенное, а также то, что истцом была правомерно соблюдена процедура регистрации выпуска акций, исковые требования истца о признании недействительным Распоряжения ГКЦБФР и о побуждении Комиссии зарегистрировать выпуск акций истца, по мнению суда, являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

FALSE

«Урегулированная» реклама

Государственная практика

Подытожим практику — получим опыт

Правовой статус Департамента узаконен

Деловая практика

«Прокурорский» метод

Законодательная практика

Почем нынче коллизии?!

Комментарии и аналитика

Исполнить нельзя?! Банкрот ведь...

Неделя права

Министерство юстиции отчиталось за полгода

Заплатить за микрофоны придется…

Советник — это звучит гордо

Обойдемся без посредников…

Возврат долгов государством — процесс, конечно, интересный

Реестр событий

Вести из будущего… для судей

Решения АМКУ на нефтерынке

ГАИ сменит вывеску и... сократит кадры

Судебная практика

Слово о недобросовестной рекламе

Не думай об аренде свысока

За пределом компетенции

Судебные решения

Прежде чем отменять, стоит выяснить

Что в имени твоем…

Полномочия кассационной инстанции при пересмотре дела

Хочешь признать должника банкротом, докажи фактическое прекращение его деятельности

Отменить – да, но указать содержание решения хозяйственный суд не может

Тема номера

Где бы нам порок прорекламировать?..

Трибуна

Новый порядок, где ты? Ау-у-у!

Частная практика

Бездельникам — бой!

Юридический форум

Vox clamantis in deserto?..

Фонды: первые результаты...

Інші новини

PRAVO.UA