Новые стандарты таможенного дела — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №28 (394) » Новые стандарты таможенного дела

Новые стандарты таможенного дела

Рубрика Тема номера

24 июня на очередной сессии Всемирной таможенной организации (ВТО), объединяющей таможенные органы 166 стран, в том числе Украины, были одобрены «Рамочные стандарты безопаснос­ти и упрощения глобальной торговли» (полный текст документа на английском языке можно найти в сети Интернет по адресу: http://www.ifcba.org/newents/wcoframeworkfinal.pdf). Повлечет ли это необходимость внесения изменений в таможенное законодательство Украины, к чему следует быть готовым украинской таможенной службе и предпринимателям?

Напомним, Всемирная таможенная ­организация была создана в 1952 году, ее первая сессия состоялась в Брюсселе 26 января 1953 года. В качестве своей главной цели Организация объявила гармонизацию и упрощение таможенного дела для обеспечения развития международной (глобальной) торговли. Украина является ее членом с 1992 года.

Новые стандарты — новая веха в борьбе с терроризмом

Не секрет, что главным инициатором разработки и принятия стандартов безо­пасности выступали США, аргументируя это необходимостью изменения подходов к терроризму как новому вызову XXI века. В предисловии к документу речь идет именно об обеспечении безопасности международной торговли от угрозы международного терроризма.

Впрочем, очевидно, что борьба с терроризмом является, скорее, общим поводом пересмотреть уровень взаимодействия между таможнями разных стран. Не только борьба с терроризмом и контрабандой, но и обеспечение легального международного обмена товарами требует участия таможенных органов разных стран. Поэтому в качестве основной задачи Всемирная таможенная организация видела создание условий, которые бы способствовали облегчению взаимодействия между национальными таможнями. Соответственно, эффективное взаимодействие возможно, если таможни используют приблизительно схожий инструментарий и подходы к выполнению своих задач.

Содержание стандартов

Стандарты представляют собой своего рода требования, соответствие которым государство призвано обеспечить национальные правительства государств-членов. Всего ВТО выработала 17 стандартов, объединенных в две группы: 11 касаются взаимоотношений между таможнями разных стран (Customs-to-Customs Pillar), 6 — между таможнями и предпринимателями (Customs-to-Business Pillar).

При анализе каждого стандарта в отдельности терминологии оригинала по возможности давался смысловой перевод. Однако, чтобы избежать путаницы, в большинстве случаев использовалось общеизвестное значение английских слов. Например, слово security, часто упот­ребляемое в стандартах, в большинстве случаев переводилось именно как «безопасность», хотя в некоторых случаях оно более соответствовало тому, что мы привыкли называть законностью. Это связано с тем, что безопасность понимается ВТО прежде всего как обеспечение соблюдения установленных правил, что является гарантией защиты от возможных посягательств на права и интересы государств и участников международной торговли.

Как видит ВТО работу таможни

Если обобщать, то 11 стандартов первой группы являются ничем иным, как рекомендацией национальным правительствам обеспечить свои таможни средствами труда, способствующими оптимальному достижению поставленной перед ними задачи.

Насколько украинская таможня соответствует новым стандартам?

Итак, 11 стандартов Customs-to-Customs:

Стандарт № 1. Управление всеобщей (интегрированной) цепочкой поставки товаров

Смысл этого стандарта раскрывается в описательной части. ВТО издала пособие по управлению всеобщей (интегрированной) цепочкой поставки товаров ­(Integrated Supply Chain Management (ISCM) guidelines) — текст этого документа на английском языке доступен по адресу: http://www.aaei.org/news/WCO_ISCM_Guide­lines_June_2004.pdf. Теперь национальным таможням рекомендуется следовать предложениям ВТО, изложенным в пособии.

Пособие представляет собой достаточно объемный документ, анализ содержания которого может занять не одну газетную полосу. Оно содержит совокупность правил организации системы сбора информации и контроля за товарами и управления такой системой.

Особо революционных положений в нем найти не удалось, хотя работники таможенных органов могут меня поправить, учитывая, что каждодневную жизнь таможни знают куда лучше. В любом случае, авторы пособия также вряд ли глубоко изучали практику таможенного дела в разных странах, по крайней мере, особой детализацией их пособие не отличается.

Основные положения сводятся к необходимости применения информационных технологий при таможенном оформлении (электронный оборот деклараций) и взаимодействия таможенных постов двух пограничных государств, расположенных на смежных участках границы.

Интерес вызывают такие положения пособия, как рекомендуемые сроки подачи таможенных деклараций. Например:

— при морской контейнерной перевозке не позднее, чем за 24 часа до погрузки в порту отправления;

— при авиаперевозке на дальние расстояния — за 4 часа до прибытия на первый таможенный пост в стране прибытия;

— при железнодорожной перевозке — за 2 часа до прибытия в первый пункт в стране назначения;

— при автомобильной (дорожной) перевозке — за 1 час в первый пункт в стране назначения.

Понятно, что эти сроки носят рекомендательный характер, и ВТО подчеркивает, что национальное законодательство должно учитывать особенности и бизнес-процессов, и различных видов транспорта, но, тем не менее, ВТО рассматривает их внедрение как своего рода цель.

Стандарт № 2. Полномочия на инспектирование груза

Пусть не удивляет название стандарта: понятно, что такие полномочия имеет любая таможня. Суть несколько в другом. В описательной части она раскрыта очень четко: у таможни должно быть право проверять любой груз — происходящий (произведенный), вывозимый (exiting), проходящий транзитом (transiting), включая и невыгружаемый, или перегружаемый в данной стране.

На Украине таможня пользуется правом досмотра транзитных товаров. Однако такая практика существует далеко не везде. В ряде стран товары, следующие транзитом, досмотру не подлежат.

Любопытно рассмотреть вот какой вопрос. Данный стандарт не содержит в отношении себя никакого изъятия. Однако существует Конвенция МДП, предусмат­ривающая, что при перевозке по книжкам МДП транзитный груз таможенному досмотру не подлежит. Украина, как, кстати, и большинство других стран — членов ВТО, является участницей Конвенции. Поэтому применяться этот стандарт, скорее всего, будет с оговорками.

Стандарт № 3 — Современные технологии при осмотре

Этот стандарт отчасти позволяет понять, как ВТО видит применение преды­дущего стандарта о праве досматривать транзитные грузы. Стандарт № 3 предполагает, что таможни должны располагать средствами, позволяющими досматривать грузы без повреждения упаковки (оболочки), и выявлять радиацию.

Между прочим, ВТО ставит перед собой задачу создания базы данных современных технологий, которые могут быть использованы в таможенном деле для облегчения таможенным органам доступа к ним.

Стандарт № 4. Риск-менеджмент

Таможня обязана внедрить систему управления рисками, позволяющую выявлять потенциально высокорисковые грузы. Такая система должна быть автоматизирована и включать механизм оценки угрозы и принятия решения, ориентированного на достижение результата.

ВТО разработала ряд пособий по риск-менеджменту, глобальной информационной и исследовательской стратегии, а также показатели высокого риска.

Стандарт № 5. Высокорисковый груз или контейнер

Под высокорисковым грузом или контейнером понимается груз или контейнер, в отношении которого отсутствует информация, позволяющая отнести его к низкорисковым, или который отнесен к высокорисковым на основании данных «тактической разведки», или который соответствует критериям высокого риска, предусмотренным методологией оценки риска.

Вот каким образом ВТО раскрывает этот стандарт: таможня должна использовать усовершенствованные методы идентификации и выявления потенциально высокорисковых грузов, включая, но не ограничиваясь электронными информационными средствами, предоставляющими полную информацию о грузе до его прибытия или отправки, стратегической разведкой, автоматизированными базами данных о торговле.

Стандарт № 6. Подробная информация в электронном виде

Этот стандарт определяет, что таможня должна требовать своевременную подробную информацию на электронных носителях. Своевременность означает возможность адекватно оценить имеющий место риск.

В Приложении к стандартам имеется более подробное описание этого стандарта. В частности, ВТО делает акцент на компьютеризации таможен, создании сис­тем обмена данными, развитии института электронной подписи. Особое внимание следует обратить на такие предложения ВТО, как внедрение систем прямого доступа таможни к онлайн-информации участников товарообмена, естественно, при условии соблюдения конфиденциальности коммерческой информации. По сути, речь идет о создании такой информационной технологии, которая позволила бы автоматически подавать таможенные декларации в электронном виде по каждой экспортно-импортной сделке. Такая технология должна гарантировать невозможность вмешательства как со стороны третьих лиц, так и со стороны участников процесса товарообмена.

На Украине сегодня уже существует обязательное требование о представлении ГТД на электронном носителе. Однако внедрение системы автоматического формирования ГТД, хотя бы в тех случаях, когда операции осуществляются через Интернет, вряд ли возможно в ближайшее время.

Стандарт № 7. Мониторинг и обмен информацией

ВТО полагает, что каждая таможня должна быть обеспечена средствами мониторинга и выявления рисковых грузов по определенным, заранее установленным критериями и средствами обмена этой информацией на международном уровне.

Стандарт № 8. Отчет о производительности

Смысл этого стандарта заключается в том, что таможня должна постоянно отчитываться в установленной форме о количестве досмотров, количестве высокорисковых грузов, проведенной оценке степени риска, в том числе непрямыми методами (без непосредственного контакта или досмотра груза), времени таможенной очистки, позитивных и негативных результатах. Такие отчеты должны обобщаться в ВТО.

Руководство национальной таможни также должно обобщать и анализировать отчеты на предмет оценки соблюдения стандартов.

Стандарт № 9. Оценка степени безопасности

ВТО поясняет, что руководство таможни (в узком смысле понимается главный таможенный орган государства) должно систематически оценивать безопасность товародвижения в международном товарообмене и оперативно заполнять возникающие бреши.

По сути, таможня должна на основе данных аналитической работы устанавливать каналы движения контрабанды или иные способы сокрытия от таможенного оформления и на собственном уровне вырабатывать меры противодействия.

Стандарт № 10. Честность работников таможни

Особых комментариев этот стандарт не требует. Вот как его понимает ВТО: руководство таможни и другие компетентные органы должны стремиться внедрять программы предотвращения ошибок и проступков среди персонала, выявлять и бороться с нарушением принципов честности.

Стандарт № 11. Таможенный досмотр экспорта

ВТО полагает, что таможня должна по запросу импортирующей страны проводить проверку высокорисковых грузов. Речь идет о том, чтобы в случае, когда такой досмотр не предусмотрен национальным законодательством ­экспортирующей страны, он мог быть проведен по запросу страны, куда следует груз, до его отправки.

Как ВТО видит взаимодействие таможни и бизнеса

Этому вопросу посвящены шесть стандартов.

Стандарт № 1. Партнерство

Таможенным брокерам следует осуществлять оценку процессов, предшествующих принятию решений, чтобы гарантировать, что их внутренняя практика предусматривает адекватные меры предосторожности на всех этапах товарообмена до момента выпуска товаров из-под таможенного контроля в стране назначения. (ВТО использует термин Authorized Economic Operator, заимствованный, в свою очередь, из таможенного права ЕС. По своему содержанию он несколько шире, чем украинское понятие «таможенный брокер», и включает в себя и другие организации, обслуживающие международный товарообмен).

Речь идет о том, чтобы, помимо формального таможенного контроля, обес­печивался неформальный контроль за грузопотоком. По сути, ВТО считает, что таможенный брокер должен контролировать соблюдение своим клиентом таможенного законодательства и при необходимости направлять клиента в «верное русло».

Надо сказать, что некоторые элементы этого стандарта у нас уже внедрены. Так, существует Порядок проведения идентификационного осмотра товаров и иных предметов декларантом. Однако декларант в данном случае не играет ключевой роли, осмотр проводится в присутствии работника таможенного органа, который собственно и обеспечивает контроль за соблюдением законодательства. ВТО же полагает, что необходимо обеспечить самостоятельное участие таможенных брокеров на этапах, когда груз не находится под таможенным контролем.

Стандарт № 2. Безопасность

Таможенные брокеры обязаны внед­рять в свою работу оптимальную мировую практику обеспечения безопасности.

Стандарт № 3. Лицензирование таможенных брокеров

ВТО полагает, что таможенные органы совместно с таможенными брокерами должны выработать критерии, по которым организации будут приобретать статус таможенных брокеров. Эти критерии должны обеспечивать уменьшение рисков, с одной стороны, и быструю обработку грузов — с другой.

Привлекает внимание тот факт, что ВТО считает нормальным участие таможенных брокеров в разработке лицензионных условий их работы. Более того, ВТО полагает, что таможенные брокеры должны играть в этом процессе ведущую роль. Соответственно, таможенные органы должны пользоваться преимуществами, которые дает самоуправление в среде таможенных брокеров.

Стандарт № 4. Технологии

Все участники международного товарообмена должны использовать современные технологии.

Стандарт № 5. Обмен информацией

Таможенные органы должны периодически совершенствовать программы сотрудничества с бизнесом.

В качестве примера того, как это сотрудничество может происходить, ВТО предлагает обеспечить таможенных брокеров телефонными номерами сотрудников таможни, по которым с ними можно связаться в чрезвычайных случаях.

Таможенные органы должны постоянно проводить консультации с представителями бизнеса как на национальном, так и на региональном уровнях.

Стандарт № 6. Упрощение

Таможенные органы должны сотрудничать с таможенными органами других стран в целях упрощения международного товарообмена. В частности, заинтересованной общественности должна быть предоставлена возможность участвовать в процессе разработки изменений в законодательство.

Здесь нельзя не вспомнить о создании при Государственном таможенном комитете Общественного совета с целью обес­печить проведение консультаций общественности по вопросам формирования и реализации государственной политики в сфере таможенного дела.

Будущее международного таможенного дела глазами ВТО

Если попытаться обобщить рассмот­ренные рамочные стандарты, то вырисовывается приблизительно такая картина работы таможни в мире.

1. Все (или большинство) таможенных органов в развитых странах организованы схожим образом, используют одинаковые подходы к управлению, оценке рисков, организации таможенного досмотра.

2. Функционирует единая таможенная информационная система, доступ к которой имеют все таможенные органы всех стран. Эта система интегрирована в более общую, глобальную торговую и платежную систему.

3. Информация о каждой международной транзакции поступает в единую таможенную информационную систему автоматически, что рассматривается как подача декларации. Такая информация поступает в таможенные органы государств отправки и назначения.

4. Информационная система обрабатывает информацию, в результате чего таможня в стране назначения осведомлена обо всех грузах, которые направляются к ней, сроках их прибытия.

5. По специально установленным критериям происходит автоматический отбор грузов, досмотр которых должен быть проведен с особой тщательностью.

6. Функционирование единой информационной системы обеспечивается не только таможенными органами, но и таможенными брокерами (authorized economic operators).

7. Таможенные брокеры являются активными участниками таможенного конт­роля, обеспечивают соблюдение закон­ности экспортерами и импортерами.

Если эта картина вызывает у вас скептическое отношение, вспомните, что еще 20 лет назад мало кто представлял функционирование сети Интернет в том виде, в каком она существует сейчас. Поэтому, хотя описанное выше является лишь отдаленной перспективой, необходимо помнить, что это направление, по которому идет мир, и игнорировать его нельзя. Рамочные стандарты — не просто фантазия футурологов, это документ, разработанный авторитетной международной организацией на основе скрупулезного изучения тенденций мирового развития. Если бы эти стандарты не соответствовали видению будущего тех людей, которые это будущее создают, ВТО, объединяющая таможенные органы почти всего мира, никогда бы их не одобрила. Вот почему нашей стране следует быть готовой к такому развитию событий, чтобы не оказаться в стороне от реальных грузопотоков.

Это завтра, а сегодня…

Заглядывая в далекое, а может быть, и не очень далекое будущее, не стоит забывать, что соответствие стандартам необходимо по возможности обеспечивать уже сейчас. Как может измениться украинская таможня в свете одобрения рамочных стандартов ВТО?

Для начала посмотрим, каким стандартам мы уже реально соответствуем. Прежде всего, ныне существуют формальные правовые основы обмена информацией между таможенными органами Украины и России, Украины и Польши. Наше законодательство уже давно предусматривает подачу ГТД на электронном носителе. Созданы электронные базы данных таможенной информации. На законодательном уровне установлены правила и формы таможенной статистики.

Но не стоит обольщаться. ВТО объединяет таможни множества стран, находящихся порой на диаметрально противоположных полюсах экономического и культурного развития. Украина в этом рейтинге занимает далеко не последнее место, поэтому многие стандарты кажутся нам само собой разумеющимися. Но все же существуют уровни, которых еще предстоит достичь.

Во-первых, остается актуальным вопрос о технологическом обеспечении. Надо отдать должное: сегодня украинская таможня в той или иной мере информатизирована. Вместе с тем не секрет, что далеко не каждый таможенный пост имеет, например, собственную весовую. Не имеет ли смысл выработать некое подобие государственной программы обеспечения таможни, которая предусматривала бы единые, пусть и минимальные, стандарты технологического обеспечения таможенных органов?

Во-вторых, степень вовлеченности таможенных брокеров в процесс таможенного оформления пока ограничивается посредничеством между экспортером или импортером. ВТО же видит в таможенных брокерах главный инструмент реализации таможенной политики, механизм своего рода негосударственного (первичного) таможенного контроля, облегчающий работу таможни в свете все возрастающего объема международной торговли. Возможно, на фоне этого активизируется деятельность ассоциаций и объединений таможенных брокеров. Нельзя исключить, что с их участием или без такового будут выработаны лицензионные условия деятельности таможенных брокеров. Кстати, норма об обязательном лицензировании деятельности таможенных брокеров вступает в силу с 1 января 2006 года.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Дадим каждому следователю по статусу!

Деловая практика

Кто регистратор недвижимости?

Законодательная практика

Все льготы — в один кодекс!

Комментарии и аналитика

Замечания к проекту Трудового кодекса

Несогласованные налоговые санкции

Ударим рейтингом по ...?

Земельный сервитут как институт права

Неделя права

Минимизаторам — бой!

Германия нам поможет!?

Защита прав журналистов

Что ждет судей-пенсионеров?

А визу получать придется…

Реестр событий

Прокурор вернулся. Надолго ли?

КМУ установил зарплату председателям

Совмещать или не совмещать?

Репортаж

Третейским судьям — собственный орган

Судебная практика

Предъявите ваши документы...

Закон vs. Международный договор

Судебные решения

Акциз любит счет

Если хочешь воспользоваться льготой, будь внимателен

Является ли официальным опубликование закона в газете «Голос Украины»?

Тема номера

Новые стандарты таможенного дела

Частная практика

Директором быть хорошо, а партнером — лучше!

Юридический форум

«Вырасти» в глазах инвесторов

Когда в кодексах согласья нет

Інші новини

PRAVO.UA