Ни для кого не секрет, что меры по борьбе с распространением коронавируса COVID-19 и установление всеукраинского карантина привели к тому, что бизнес столкнулся с новыми препятствиями, среди которых полное прекращение работы, вынужденный перевод сотрудников на «дистанционку», отсутствие доходов для выплат заработных плат и платежей в бюджет, изучение ранее не применявшихся положений о форс-мажоре, невозможность исполнения судебных решений и пр.
За время карантина парламент принял ряд законов, направленных на предотвращение возникновения и распространения коронавирусной и обеспечение налоговых и других льгот:
– Закон Украины № 530-IX «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленных на предотвращение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19)» от 17.03.2020 г.
– Закон Украины № 533-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно поддержки налогоплательщиков на период осуществления мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения короновирусной болезни (COVID-19)» от 17.03.2020 г.
– Закон Украины № 540-ІХ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты, направленные на обеспечение дополнительных социальных и экономических гарантий в связи с распространением коронавирусной болезни (COVID-19)» от 30.03.2020 г.
1.Форс-мажор
Законом Украины № 530-IX от 17.03.2020 г. внесены изменения в ч. 2 ст. 14-1 Закона Украины «О торгово-промышленных палатах в Украине» и теперь карантин, установленный Кабинетом Министров Украины, входит в перечень форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы).
Сегодня органы ТПП Украины упростили процедуру подачи заявления на получение сертификата о форс-мажорных обстоятельствах. Для получения сертификата достаточно предоставить на официальный электронный адрес соответствующей ТПП:
В таком заявлении необходимо, в частности:
В арендных обязательствах ТПП рекомендует предоставлять документы, которые подтверждают невозможность использования помещения по целевому назначению (это могут быть письма арендодателя, приказ арендодателя, приказ арендатора).
Представители малого бизнеса (предприниматели и юридические лица, у которых среднее количество сотрудников за календарный год не превышает 50 лиц и годовой доход от любой деятельности не превышает эквивалент 10 млн евро) вправе получить сам сертификат из ТПП бесплатно; но для этого необходимо подать также пакет соответствующих подтверждающих документов (копии финансового отчета, штатного расписания и пр.). Однако это не освобождает от платы за рассмотрение документов на предмет засвидетельствования форс-мажорных обстоятельств.
Но для усиления поддержки малого бизнеса ТПП было принято решение с 27 марта 2020 года на период действия карантина предоставлять услугу по рассмотрению и принятию решения о возможности засвидетельствования форс-мажорных обстоятельств по договорам аренды бесплатно.
Вместе с тем, между введением карантина и невозможностью выполнить обязательства по договору должна быть установлена прямая причинно-следственная связь. К примеру, ТПП может подтвердить арендатору невозможность целевого использования помещения, или запрет ведения предпринимательской деятельности, но не может подтвердить невозможность своевременной оплаты арендной платы.
Не считаются форс-мажорными обстоятельствами (обстоятельствами непреодолимой силы) в любом случае: финансовый и экономический кризис, дефолт, рост официального и коммерческого курсов иностранной валюты к национальной валюте, несоблюдение/нарушение своих обязанностей контрагентом должника, отсутствие на рынке нужных для выполнения обязательства товаров, отсутствие у должника необходимых средств и тому подобное.
2. Арендные взаимоотношения
Актуальной темой остается вопрос невозможности использования по целевому назначению помещений субъектами хозяйствования, которые должны были приостановить свою деятельность.
Согласно ч. 4 ст. 762 ГК Украины арендатор вправе требовать уменьшения платы за использование имущества, если из-за обстоятельств, за которые он не отвечает, возможность пользования имуществом существенно уменьшилась; а по ч. 6 ст. 762 ГК Украины арендатор освобождается от платы за все время, на протяжении которого имущество не могло быть использовано им по обстоятельствам, за которые он не отвечает.
Законом №540-ІХ от 30.03.2020 г. предусмотрено, что с момента установления карантина и до его завершения наниматель может быть освобожден от платы за пользование имуществом в соответствии с ч. 6 ст. 762 ГК Украины. Фактически, в таком виде данная норма является сугубо декларативной и закон оставляет урегулирование вопроса оплаты арендной платы при невозможности использовать объект аренды на усмотрение сторон.
В любом случае, освобождение от арендной платы возможно только в случае, если арендатор надлежащим образом докажет невозможность использования имущества по независящим от него обстоятельствам и освобождение от арендной платы или ее уменьшение должно быть урегулировано сторонами в той форме, в которой заключен договор аренды. Стороны должны заключить дополнительное соглашение о внесении соответствующих изменений и совместно урегулировать период освобождения от арендной платы, возврат аванса, или зачет уже оплаченной арендной платы в счет периодов аренды после завершения карантина.
Поскольку, как правило, наличие форс-мажорных обстоятельств не освобождает стороны от выполнения денежных обязательств по договору, арендодатель может утверждать об отсутствии оснований для неуплаты арендной платы. Дополнительными аргументами могут быть необходимость обслуживания помещения (эксплуатационные расходы: освещение, охрана, поддержание чистоты и т.п.), а также невозможность использования арендуемых площадей по другому назначению, к примеру, в качестве складских помещений, что позволило бы собственнику помещений получать гарантированную арендную плату с других арендаторов.
3. Продление процессуальных сроков и блокировка исполнения судебных решений
Законом №540-ІХ от 30.03.2020 г. были внесены изменения во все процессуальные кодексы. Этими изменениями автоматически продлены большинство процессуальных сроков на период карантина (кроме УПК, КоАП и КЗоТ).
Благодаря принятым нормам закона ни одно судебное решение сегодня не может вступить в законную силу, вследствие чего заблокирована процедура апелляционного обжалования и выдача судами исполнительных документов.
Все судебные решения судов первой инстанции, принятые во время действия карантина, вступят в силу только через 15 дней после его окончания, т.е. когда завершится срок на апелляционное обжалование. Это касается и судебных приказов, и заочных решений суда, и определений об обеспечении иска или об отмене такого обеспечения.
В безвыходной ситуации оказались морские судна, судебный арест с которых снят, а исполнен быть не может, т.к. органы пограничного, таможенного контроля и администрации портов не вправе выпустить судно с территории порта, не имея вступившего в силу судебного определения о снятии ареста.
Сейчас в парламент внесен законопроект №3383 от 23.04.2020 г., которым предлагается, чтобы во время действия карантина суд по заявлению участников дела и лиц, которые не принимали участия в деле, если суд решил вопросы об их правах, интересах и/или обязанностях, не только продлевал процессуальные сроки, а и восстанавливал сроки, установленные ГПК, ХПК, КАСУ. Проектом также расширяется перечень статей, которые касаются восстановления процессуальных сроков во время действия карантина.
4. Освобождение от уплаты штрафов, пени и мораторий на проверки
Законами №533-IX от 17.03.2020 г. и № 540-ІХ от 30.03.2020 г. предусмотрено, что штрафные санкции за нарушение налогового законодательства с 1 марта по 31 мая 2020 не применяются.
Вместе с тем, освобождение от штрафных санкций не распространяется на случаи:
Установлен мораторий на проведение документальных и фактических проверок на период с 18 марта по 30 июня 2020, кроме документальных внеплановых проверок относительно возмещения НДС из бюджета, производства, реализации, целевого использования топлива, спирта этилового, алкогольных напитков, табачных изделий.
Также с 1 марта по 31 мая 2020 плательщикам налогов не начисляется пеня, а уже начисленная, но не оплаченная за этот период пеня подлежит списанию.
Стоит отметить, что вышеуказанное не означает освобождение от начисления пени за невозврат валютной выручки в размере 0,3% в день от неполученной суммы. Текст новой нормы Налогового кодекса (п. 52-1 подраздела 10 раздела XX) имеет целью освобождение налогоплательщиков от санкций за нарушение налогового законодательства, а отнесение Закона Украины “О валюте и валютных операциях” к налоговому законодательству не является корректным.
30 апреля 2020 года в парламенте был зарегистрирован и принят за основу законопроект 3329-д, которым предлагается продлить период неприменения штрафных санкций и период моратория на проверки на срок до окончания карантина, в частности:
Нужно отметить, что даже несмотря на оптимистичные прогнозы по выходу из карантина с 12 мая 2020 года, отголоски вынужденной самоизоляции и закрытия многих компаний еще долго будут сказываться на предпринимателях, а законодательные изменения повлияют на многие сферы ведения бизнеса.
Ожидаем, что предложенные законопроекты №3383 от 23.04.2020 г. и №3329-д от 30.04.2020 г. будут без промедлений приняты парламентом для урегулирования проблемных аспектов жизнедеятельности населения и предприятий в условиях борьбы с коронавирусом.
Автор: Дарья Минченко, адвокат АО «Юрлайн», к.ю.н.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…