600-90_WAIT
прапор_України

Генеральний партнер 2023 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Блог » 4 важных изменения законодательства в связи с коронавирусом

4 важных изменения законодательства в связи с коронавирусом

  • 03.05.2020 18:28

Ни для кого не секрет, что меры по борьбе с распространением коронавируса COVID-19 и установление всеукраинского карантина привели к тому, что бизнес столкнулся с новыми препятствиями, среди которых полное прекращение работы, вынужденный перевод сотрудников на «дистанционку», отсутствие доходов для выплат заработных плат и платежей в бюджет, изучение ранее не применявшихся положений о форс-мажоре, невозможность исполнения судебных решений и пр.

За время карантина парламент принял ряд законов, направленных на предотвращение возникновения и распространения коронавирусной и обеспечение налоговых и других льгот:

– Закон Украины № 530-IX «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленных на предотвращение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19)» от 17.03.2020 г.

– Закон Украины № 533-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно поддержки налогоплательщиков на период осуществления мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения короновирусной болезни (COVID-19)» от 17.03.2020 г.

– Закон Украины № 540-ІХ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты, направленные на обеспечение дополнительных социальных и экономических гарантий в связи с распространением коронавирусной болезни (COVID-19)» от 30.03.2020 г.

1.Форс-мажор

Законом Украины № 530-IX от 17.03.2020 г. внесены изменения в ч. 2 ст. 14-1 Закона Украины «О торгово-промышленных палатах в Украине» и теперь карантин, установленный Кабинетом Министров Украины, входит в перечень форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы).

Сегодня органы ТПП Украины упростили процедуру подачи заявления на получение сертификата о форс-мажорных обстоятельствах. Для получения сертификата достаточно предоставить на официальный электронный адрес соответствующей ТПП:

  • копию договора, выполнение обязательств по которому невозможно,
  • копию приказа (распоряжения) предприятия,
  • копию письменного уведомления контрагента о невозможности выполнения обязательств в установленный срок в связи с форс-мажором.

В таком заявлении необходимо, в частности:

  • указать наименование, объем и срок наступления невыполненных обязательств по договору в связи с форс-мажором;
  • подтвердить факт надлежащего выполнения обязательств по договору до даты наступления форс-мажорных обстоятельств.

В арендных обязательствах ТПП рекомендует предоставлять документы, которые подтверждают невозможность использования помещения по целевому назначению (это могут быть письма арендодателя, приказ арендодателя, приказ арендатора).

Представители малого бизнеса (предприниматели и юридические лица, у которых среднее количество сотрудников за календарный год не превышает 50 лиц и годовой доход от любой деятельности не превышает эквивалент 10 млн евро) вправе получить сам сертификат из ТПП бесплатно; но для этого необходимо подать также пакет соответствующих подтверждающих документов (копии финансового отчета, штатного расписания и пр.). Однако это не освобождает от платы за рассмотрение документов на предмет засвидетельствования форс-мажорных обстоятельств.

Но для усиления поддержки малого бизнеса ТПП было принято решение с 27 марта 2020 года на период действия карантина предоставлять услугу по рассмотрению и принятию решения о возможности засвидетельствования форс-мажорных обстоятельств по договорам аренды бесплатно.

Вместе с тем, между введением карантина и невозможностью выполнить обязательства по договору должна быть установлена прямая причинно-следственная связь. К примеру, ТПП может подтвердить арендатору невозможность целевого использования помещения, или запрет ведения предпринимательской деятельности, но не может подтвердить невозможность своевременной оплаты арендной платы.

Не считаются форс-мажорными обстоятельствами (обстоятельствами непреодолимой силы) в любом случае: финансовый и экономический кризис, дефолт, рост официального и коммерческого курсов иностранной валюты к национальной валюте, несоблюдение/нарушение своих обязанностей контрагентом должника, отсутствие на рынке нужных для выполнения обязательства товаров, отсутствие у должника необходимых средств и тому подобное.

2. Арендные взаимоотношения

Актуальной темой остается вопрос невозможности использования по целевому назначению помещений субъектами хозяйствования, которые должны были приостановить свою деятельность.

Согласно ч. 4 ст. 762 ГК Украины арендатор вправе требовать уменьшения платы за использование имущества, если из-за обстоятельств, за которые он не отвечает, возможность пользования имуществом существенно уменьшилась; а по ч. 6 ст. 762 ГК Украины арендатор освобождается от платы за все время, на протяжении которого имущество не могло быть использовано им по обстоятельствам, за которые он не отвечает.

Законом №540-ІХ от 30.03.2020 г. предусмотрено, что с момента установления карантина и до его завершения наниматель может быть освобожден от платы за пользование имуществом в соответствии с ч. 6 ст. 762 ГК Украины. Фактически, в таком виде данная норма является сугубо декларативной и закон оставляет урегулирование вопроса оплаты арендной платы при невозможности использовать объект аренды на усмотрение сторон.

В любом случае, освобождение от арендной платы возможно только в случае, если арендатор надлежащим образом докажет невозможность использования имущества по независящим от него обстоятельствам и освобождение от арендной платы или ее уменьшение должно быть урегулировано сторонами в той форме, в которой заключен договор аренды. Стороны должны заключить дополнительное соглашение о внесении соответствующих изменений и совместно урегулировать период освобождения от арендной платы, возврат аванса, или зачет уже оплаченной арендной платы в счет периодов аренды после завершения карантина.

Поскольку, как правило, наличие форс-мажорных обстоятельств не освобождает стороны от выполнения денежных обязательств по договору, арендодатель может утверждать об отсутствии оснований для неуплаты арендной платы. Дополнительными аргументами могут быть необходимость обслуживания помещения (эксплуатационные расходы: освещение, охрана, поддержание чистоты и т.п.), а также невозможность использования арендуемых площадей по другому назначению, к примеру, в качестве складских помещений, что позволило бы собственнику помещений получать гарантированную арендную плату с других арендаторов.

3. Продление процессуальных сроков и блокировка исполнения судебных решений

Законом №540-ІХ от 30.03.2020 г. были внесены изменения во все процессуальные кодексы. Этими изменениями автоматически продлены большинство процессуальных сроков на период карантина (кроме УПК, КоАП и КЗоТ).

Благодаря принятым нормам закона ни одно судебное решение сегодня не может вступить в законную силу, вследствие чего заблокирована процедура апелляционного обжалования и выдача судами исполнительных документов.

Все судебные решения судов первой инстанции, принятые во время действия карантина, вступят в силу только через 15 дней после его окончания, т.е. когда завершится срок на апелляционное обжалование. Это касается и судебных приказов, и заочных решений суда, и определений об обеспечении иска или об отмене такого обеспечения.

В безвыходной ситуации оказались морские судна, судебный арест с которых снят, а исполнен быть не может, т.к. органы пограничного, таможенного контроля и администрации портов не вправе выпустить судно с территории порта, не имея вступившего в силу судебного определения о снятии ареста.

Сейчас в парламент внесен законопроект №3383 от 23.04.2020 г., которым предлагается, чтобы во время действия карантина суд по заявлению участников дела и лиц, которые не принимали участия в деле, если суд решил вопросы об их правах, интересах и/или обязанностях, не только продлевал процессуальные сроки, а и восстанавливал сроки, установленные ГПК, ХПК, КАСУ. Проектом также расширяется перечень статей, которые касаются восстановления процессуальных сроков во время действия карантина.

4. Освобождение от уплаты штрафов, пени и мораторий на проверки

Законами №533-IX от 17.03.2020 г. и № 540-ІХ от 30.03.2020 г. предусмотрено, что штрафные санкции за нарушение налогового законодательства с 1 марта по 31 мая 2020 не применяются.

Вместе с тем, освобождение от штрафных санкций не распространяется на случаи:

  • нарушения договоров долгосрочного страхования жизни или договоров страхования в рамках негосударственного пенсионного обеспечения, 
  • отчуждения имущества, находящегося в налоговом залоге без согласия контролирующего органа,
  • нарушения требований законодательства в части производства, хранения, целевого использования, реализации топлива, спирта этилового, алкогольных напитков, табачных изделий,
  • начисления, декларирования и уплаты НДС, акцизного налога, рентной платы.

Установлен мораторий на проведение документальных и фактических проверок на период с 18 марта по 30 июня 2020, кроме документальных внеплановых проверок относительно возмещения НДС из бюджета, производства, реализации, целевого использования топлива, спирта этилового, алкогольных напитков, табачных изделий.

Также с 1 марта по 31 мая 2020 плательщикам налогов не начисляется пеня, а уже начисленная, но не оплаченная за этот период пеня подлежит списанию.

Стоит отметить, что вышеуказанное не означает освобождение от начисления пени за невозврат валютной выручки в размере 0,3% в день от неполученной суммы. Текст новой нормы Налогового кодекса (п. 52-1 подраздела 10 раздела XX) имеет целью освобождение налогоплательщиков от санкций за нарушение налогового законодательства, а отнесение Закона Украины “О валюте и валютных операциях” к налоговому законодательству не является корректным.

30 апреля 2020 года в парламенте был зарегистрирован и принят за основу законопроект 3329-д, которым предлагается продлить период неприменения штрафных санкций и период моратория на проверки на срок до окончания карантина, в частности:

  • продление срока неприменения штрафных санкций за нарушение налогового законодательства, совершенное в период с 1 марта по последний календарный день месяца (включительно), в котором завершается действие карантина;
  • продление срока неначисления пени по последний календарный день месяца (включительно), в котором завершается действие карантина;
  • продление освобождения от уплаты ЕСВ за себя ФЛП и лицами, осуществляющими независимую профессиональную деятельность на период с 1 по 31 мая 2020 года;
  • продление моратория на проведение документальных и фактических проверок по последний календарный день месяца (включительно), в котором завершается действие карантина;
  • до 30 июня 2020 года останавливается течение сроков, установленных ст. 56 НК Украины (в части процедуры административного обжалования), по жалобам налогоплательщиков, по предоставлению налоговиками индивидуальных консультаций и ответов на запросы бизнеса. С 1 июля 2020 года исчисление сроков, которые приостанавливались на время карантина, продлится с учетом времени, прошедшего до такого приостановления.

Нужно отметить, что даже несмотря на оптимистичные прогнозы по выходу из карантина с 12 мая 2020 года, отголоски вынужденной самоизоляции и закрытия многих компаний еще долго будут сказываться на предпринимателях, а законодательные изменения повлияют на многие сферы ведения бизнеса.

Ожидаем, что предложенные законопроекты №3383 от 23.04.2020 г. и №3329-д от 30.04.2020 г. будут без промедлений приняты парламентом для урегулирования проблемных аспектов жизнедеятельности населения и предприятий в условиях борьбы с коронавирусом.

Автор: Дарья Минченко, адвокат АО «Юрлайн», к.ю.н.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

unnamed
tg-10
На-сайт_балы_600х90
На-сайт1_600x90
Slide

СВІЖИЙ ВИПУСК

Чи потрібно відновити військові суди в Україні?

Подивитися результати

Loading ... Loading ...

PRAVO.UA