Еженедельная газета «Юридическая практика»
Сегодня 19 ноября 2018 года, 07:34

Генеральный партнер 2018 года

Адвокатское Бюро Гречковского - генеральный партнер газеты Юридическая практика в 2015 году
Еженедельная газета «Юридическая практика»
← Лента новостей

За 13 лет существования КАС админсуды рассмотрели около 11 млн дел — М.Смокович

За тринадцать лет существования Кодекса административного судопроизводства (КАС) Украины административные суды рассмотрели около 11 млн дел. Такую статистику озвучил сегодня председатель Кассационного административного суда в составе Верховного Суда (КАС ВС) Михаил Смокович в ходе пресс-брифинга в Украинском кризисном медиацентре на тему «Публичная служба и административное судопроизводство: достижения и вызовы». В пресс-брифинге также приняли участие президент Высшего административного суда земли Рейнланд-Пфальц (Германия) Ларс Брокер и судья, глава административного департамента Верховного суда Латвии Вероника Крумини.

Именно сегодня, но 13 лет назад, Верховная Рада Украины приняла КАС Украины — один из механизмов контроля гражданами органы государственной власти и местного самоуправления. В основу обоснования принятия соответствующего кодифицированного акта легла необходимость защиты прав избирателей, а сейчас админсуды надлежащим образом защищают все права и свободы граждан в сфере публично-правовых отношений. К вышеуказанной статистике Михаил Смокович добавил, что 700 тыс. дел из этих 11 млн рассмотрено Высшим административным судом Украины и КАС ВС, в 67-70% случаев исковые заявления граждан удовлетворяются.

Опыт Украины

Г-н Смокович отметил, что административная институция является новой для Украины. «Мы по крупицам собирали ее из других стран и разработали собственную модель административного судопроизводства», — подчеркнул г-н Смокович. При принятии КАС Украины депутаты руководствовались «избирательной необходимостью», но в основе создания административных судов и принятия КАС Украины, по словам Михаила Смоковича, лежит следующий принцип: если власть не боится своего народа, она создает административные суды, которые помогают народу контролировать власть. «Это основная причина создания административных судов в Украине», — резюмировал он.

Институт типового/образцового дела называют одним из главных достижений измененного процессуального законодательства. Этот институт не является ноу-хау Украины — такие институты действуют и в Германии, и в Латвии. Михаил Смокович отметил, что этот институт направлен на более быстрое и динамичное возобновление нарушенного права, следовательно, на улучшение эффективности административного судопроизводства. То есть основания цель института — не борьба с чрезмерной нагрузкой (хотя это тоже), а создание ориентира для нижестоящего суда с тем, чтобы решать типовые дела быстрее и быстрее защищать нарушенные права и свободы человека.

Михаил Иванович сообщил, что в суд поступило 39 представлений, КАС ВС принял уже семь образцовых дел. И эти решения исполняют свою миссию настолько, что защищают даже граждан, которые не обратились в суд. «Субъекты властных полномочий привели свою практику в соответствие с правовыми позициями, заложенными в образцовых решениях», — объяснил он.

Опыт Германии

Идея демократического государства заключается в том, что государство существует для граждан, а не наоборот. На этом акцентировал внимание Ларс Брокер. Без существования административных судов государство не может выполнять свои задачи. Именно админсуды создают гражданам условия с тем, чтобы поспорить с государством по поводу принятого решения или осуществленного им действия. Суды важны и для самого государства, ведь через судебную практику можно узнать уровень правоприменения органами управления. Ларс Брокер сообщил, что сотрудничество немецких и украинских коллег началось с момента создания админсудов в Украине и продолжается до сих пор. Ему отрадно наблюдать в числе судей и молодых ученых, которые освобождены от старых советских представлений о публичном праве и готовы к изменениям, к дальнейшему развитию этой отрасли права.

Г-н Брокер сообщил, что административное судопроизводство существует и активно действует в Германии уже более 150 лет. Первые административные суды появились в герцогстве Баден и в Пруссии. Так исторически сложилось: деятельность административных судов повлияла и на создание надлежащей административной практики органов управления. Появление административных судов привело и к формированию неких догматических принципов в отношениях государства и гражданина. Принятие закона об админсудах — это новый вызов и для судей, и для общества, и для государства. И за тринадцать лет украинские суды, по словам Ларса Брокера, прорубили проходы в настоящих зарослях и теперь по протоптанным тропам могут двигаться свободно. «В кризисные времена больше всего страдают админсуды. Именно админсуды защищают общество, именно общество должно защищать административные суды. Возьмите те же дела о выборах или мирных собраниях, о защите свободной прессы», — привел пример Ларс Брокер.

Что касается опыта внесения изменений в Кодекс административного судопроизводства Германии, то у них это очень «устойчивый документ», а изменения вносятся редко. Тем не менее часто изменяется материальное законодательство, а админсуды вынуждены приспосабливаться к изменениям. Глава Высшего административного суда земли Рейнланд-Пфальц рассказал, что сейчас административный процесс очень загружен, в том числе делами беженцев. К примеру, в его суде 80% дел касаются вопросов предоставления убежища. Сейчас ведутся дискуссии о необходимости внесения изменений в процессуальное законодательство с целью ускорить административный процесс. Последние серьезные изменения в КАС Германии вносились в 1994 году.

Опыт Латвии

А вот в Латвии изменяют закон об административном процессе раз в четыре-пять лет. Судьи участвуют в разработке правовых норм, они держат руку на пульсе. «Но любые новшества мы пытаемся имплементировать постепенно», — отметила Вероника Крумини. Она подчеркнула, что создание административных судов — это нормальное развитие демократического правового государства. О внедрении административных судов в судебную систему в Латвии начали говорить еще в 1991 году. Соответствующий закон был разработан в 2001 году, а вступил в силу тремя годами позже. «Это нормальный инструмент для защиты человека в отношениях с государством в каждом демократическом обществе», — акцентировала внимание судья. Что касается нагрузки на кассационную инстанцию, то г-жа Крумини озвучила следующие цифры: ежегодно ВС Латвии рассматривает примерно 1,5 тыс. административных дел, 1,2 тыс. гражданских дел и 250 уголовных.

Вероника Крумини отметила, что до появления административных судов многие решения государственных учреждений были необоснованными. Суды стали их отменять. С созданием административных судов начались дискуссии о качестве судебных решений, о качестве судебных заседаний.

 



Присоединяйтесь к обсуждению!

Автор *
E-mail
Текст *
Осталось
из 1000 символов
* - Поля, обязательные для заполнения.

№ 46 (1090) от 13/11/18 Свежий номер

Энергетика

№ 46 (1090)
Государство и юристы

Лицевой расчет

Документы и аналитика

Коварный знак

Отрасли практики

Положительный шах

Тема номера:

Спорное разрешение

Поддерживаете ли вы введение налога на выведенный капитал?

Да, в перспективе это будет эффективней налогообложения прибыли

Да, но только для малого и среднего бизнеса

Нет, для государства это непозволительная роскошь

Ни один закон не искоренит такое явление, как уклонение от уплаты налогов

Ваш собственный вариант ответа или комментарий Вы можете дать по электронной почте voxpopuli@pravo.ua.

  • АФ «Династия»
"Юридическая практика" в соцсетях
Заказ юридической литературы

ПОДПИСКА