Еженедельная газета «Юридическая практика»
Сегодня 21 июля 2018 года, 05:20

Генеральный партнер 2018 года

Адвокатское Бюро Гречковского - генеральный партнер газеты Юридическая практика в 2015 году
Еженедельная газета «Юридическая практика»
← Лента новостей

Валютная либерализация: быть или не быть?

Не секрет, что валютное законодательство Украины уже давно перестало отвечать требованиям сегодняшнего дня и нуждалось если не в кардинальном пересмотре, то хотя бы в серьезной модернизации. И вот 21 июня во втором чтении Верховной Радой наконец-то был принят новый закон о валюте и валютных операциях. В прессе его уже назвали и валютной свободой, и валютным безвизом, и даже уходом из валютного концлагеря, но так ли это на самом деле?

По заявлениям представителей Национального банка (именно он выступал автором законопроекта), рынок нуждался в едином простом и прозрачном законе, который бы заменил собой не только морально устаревший Декрет Кабинета Министров о системе валютного регулирования и валютного контроля, но и массу других нормативно-правовых актов, которых со времени принятия декрета (а это ни много ни мало двадцать пять лет) накопилось великое множество: начиная с законов, постановлений Национального банка и заканчивая разного рода письмами и разъяснениями контролирующих органов. С этим сложно не согласиться, и новый закон действительно написан на понятном языке, четко структурирован и достаточно лаконичен. Однако взглянем на него более детально.

Среди очевидных нововведений можно выделить следующие.

Первое — упразднение понятий «индивидуальная» и «генеральная» лицензия. Банки продолжают осуществление валютных операций на основании имеющейся банковской лицензии, другим уполномоченным учреждениям (к которым, помимо банков, отнесены небанковские финансовые учреждения и операторы почтовой связи) необходимо получить соответствующую лицензию Национального банка на осуществление валютных операций. Лицензии будут действовать бессрочно. При этом Национальному банку предоставлены широкие права в отношении определения перечня подлежащих и не подлежащих лицензированию валютных операций небанковских финансовых учреждений. Национальный банк также будет определять перечень не подлежащих лицензированию валютных операций, осуществление которых связано с предоставлением небанковскими финансовыми учреждениями и операторами почтовой связи финансовых услуг. Следует отметить, что выданные Национальным банком таким уполномоченным учреждениям до введения в действие закона генеральные лицензии на осуществление валютных операций продолжают действовать. Что касается всех прочих лицензий, то они свою силу утратят.

Второе — введение понятия «валютный надзор», которое по сути заменяет существующее сегодня понятие «валютный контроль». Как следствие, появятся агенты (уполномоченные учреждения, т.е. банки, небанковские финансовые учреждения, операторы почтовой связи) и органы валютного надзора (Национальный банк и Государственная фискальная служба соответственно). Как и раньше, Национальный банк будет осуществлять надзор за уполномоченными учреждениями, а Государственная фискальная служба — за прочими резидентами и нерезидентами. Порядок осуществления надзора агентами и далее будет устанавливаться Национальным банком. Пожалуй, единственное, но важное новшество здесь состоит в том, что валютный надзор не будет осуществляться в отношении операций, связанных с экспортом/импортом товаров, на сумму, меньшую от установленного законодательством размера финансовой операции, подлежащей обязательному финансовому мониторингу. То есть на сумму, меньшую 150 тысяч гривен.

Третье — банкам однозначно будет разрешено предоставлять своим клиентам — физическим лицам услугу по безналичной покупке/продаже иностранной валюты. Соответствующие изменения вносятся в Закон о банках и банковской деятельности, вследствие чего этот, без сомнений, удобный сервис (который, несмотря на неопределенность в законодательстве, какое-то время предоставлялся рядом банков, включая ныне национализированный «ПриватБанк», но в итоге был окончательно запрещен регулятором) получит вторую жизнь.

Четвертое — предоставление электронным деньгам статуса валютных ценностей. Это означает, что операции с электронными деньгами будут приравнены к валютным операциям. Таким образом, к примеру, перечисление электронных денег через границу, согласно новой терминологии, будет считаться трансграничным перечислением валютных ценностей и подлежать соответствующему регулированию.

Пятое — с момента введения в действие закона, а произойдет это через семь месяцев со дня его опубликования, утратят силу такие основополагающие нормативные документы, как Декрет Кабинета Министров о системе валютного регулирования и валютного контроля, а также Закон о порядке осуществления расчетов в иностранной валюте. Поскольку в новом законе отсутствуют какие-либо специальные положения на этот счет, формально будет снят целый ряд ограничений. Закон не будет требовать получения отдельных разрешений в виде упомянутых выше индивидуальных лицензий на осуществление таких валютных операций, как вывоз, перечисление и пересылка за пределы Украины валютных ценностей или же в Украину национальной валюты, предоставление и получение резидентами кредитов в иностранной валюте, использование национальной валюты на территории Украины как средства платежа или залога (правда, единым законным платежным средством в Украине, конечно же, останется гривна), размещение валютных ценностей на счетах и вкладах за пределами территории Украины, осуществление инвестиций за рубеж. Также отменяются обязательные для соблюдения сегодня сроки зачисления экспортной валютной выручки и осуществления импортных операций на условиях отсрочки поставки.

Одновременно с этим, как отмечает сам Национальный банк, либерализация не означает отсутствие контроля. Закон предоставляет регулятору небывалый спектр полномочий в области валютного регулирования. Так, помимо описанного выше, Национальный банк будет устанавливать: порядок расчетов по валютным операциям; структуру валютного рынка, условия и порядок торговли иностранной валютой и банковскими металлами; порядок осуществления перевода и трансграничного перемещения валютных ценностей. Также Национальный банк будет иметь право вводить «средства защиты», к которым новый закон относит:

- обязательную продажу доли поступлений в иностранной валюте в предусмотренных нормативно-правовыми актами Национального банка пределах;

- установление граничных сроков расчетов по экспортным и импортным операциям;

- установление особенностей осуществления операций, связанных с движением капитала;

- введение разрешений и/или лимитов на осуществление отдельных валютных операций;

- резервирование средств по валютным операциям;

- установление прочих, предусмотренных Законом о Национальном банке, ограничений (однако в данном случае обязательным условием является наличие соответствующего решения Совета по финансовой стабильности.

При этом порядок применения средств защиты, в т.ч. критерии их внедрения, продолжения и отмены устанавливаются нормативно-правовыми актами Национального банка, хоть и с учетом положений закона.

Резюмируя вышеизложенное, прежде всего отметим, что, безусловно, принятие закона является для рынка позитивным событием. Но вместе с тем бросается в глаза тот факт, что по своей сути он является рамочным. Несмотря на кажущееся при беглом прочтении упрощение в процедурах и требованиях, при детальном изучении документа становится очевидным, что многое отдано на откуп регулятора. Национальный банк будет наделен достаточным количеством рычагов, позволяющих ему не только оставить в силе все действующие сегодня ограничения (или как минимум их большую часть), но и в случае необходимости ввести новые. Как следствие, наверняка не стоит ожидать существенных послаблений в валютном регулировании с момента введения в силу закона. Национальный банк уже успел озвучить планы по «постепенному и осторожному» снятию имеющихся валютных ограничений. Время покажет, а пока остается надеяться, что предоставленные ему рычаги регулятор использует действительно эффективно, направив их действие на дальнейшее улучшение инвестиционного климата в стране.

Виктор Панченко, старший юрист ЮФ Aequo.

 



Присоединяйтесь к обсуждению!

Автор *
E-mail
Текст *
Осталось
из 1000 символов
* - Поля, обязательные для заполнения.

№ 27 (1071) от 10/07/18 Свежий номер

Защита персональных данных

№ 27 (1071)
Акцент

Фастсуд

Документы и аналитика

Не дремлющее ОКУ

Репортаж

Пас медиа

Судебная практика

Дело случая

К кому бы вы обратились для исполнения судебного решения?

к государственному исполнителю;

к частному исполнителю;

к коллектору;

мне все равно к кому, главное, чтобы решение было исполнено.

Ваш собственный вариант ответа или комментарий Вы можете дать по электронной почте voxpopuli@pravo.ua.

  • АФ «Династия»

"Юридическая практика" в соцсетях
Заказ юридической литературы

ПОДПИСКА