Еженедельная газета «Юридическая практика»
Сегодня 19 ноября 2018 года, 05:40

Генеральный партнер 2018 года

Адвокатское Бюро Гречковского - генеральный партнер газеты Юридическая практика в 2015 году
Еженедельная газета «Юридическая практика»
← Лента новостей

Валютная либерализация: быть или не быть?

Не секрет, что валютное законодательство Украины уже давно перестало отвечать требованиям сегодняшнего дня и нуждалось если не в кардинальном пересмотре, то хотя бы в серьезной модернизации. И вот 21 июня во втором чтении Верховной Радой наконец-то был принят новый закон о валюте и валютных операциях. В прессе его уже назвали и валютной свободой, и валютным безвизом, и даже уходом из валютного концлагеря, но так ли это на самом деле?

По заявлениям представителей Национального банка (именно он выступал автором законопроекта), рынок нуждался в едином простом и прозрачном законе, который бы заменил собой не только морально устаревший Декрет Кабинета Министров о системе валютного регулирования и валютного контроля, но и массу других нормативно-правовых актов, которых со времени принятия декрета (а это ни много ни мало двадцать пять лет) накопилось великое множество: начиная с законов, постановлений Национального банка и заканчивая разного рода письмами и разъяснениями контролирующих органов. С этим сложно не согласиться, и новый закон действительно написан на понятном языке, четко структурирован и достаточно лаконичен. Однако взглянем на него более детально.

Среди очевидных нововведений можно выделить следующие.

Первое — упразднение понятий «индивидуальная» и «генеральная» лицензия. Банки продолжают осуществление валютных операций на основании имеющейся банковской лицензии, другим уполномоченным учреждениям (к которым, помимо банков, отнесены небанковские финансовые учреждения и операторы почтовой связи) необходимо получить соответствующую лицензию Национального банка на осуществление валютных операций. Лицензии будут действовать бессрочно. При этом Национальному банку предоставлены широкие права в отношении определения перечня подлежащих и не подлежащих лицензированию валютных операций небанковских финансовых учреждений. Национальный банк также будет определять перечень не подлежащих лицензированию валютных операций, осуществление которых связано с предоставлением небанковскими финансовыми учреждениями и операторами почтовой связи финансовых услуг. Следует отметить, что выданные Национальным банком таким уполномоченным учреждениям до введения в действие закона генеральные лицензии на осуществление валютных операций продолжают действовать. Что касается всех прочих лицензий, то они свою силу утратят.

Второе — введение понятия «валютный надзор», которое по сути заменяет существующее сегодня понятие «валютный контроль». Как следствие, появятся агенты (уполномоченные учреждения, т.е. банки, небанковские финансовые учреждения, операторы почтовой связи) и органы валютного надзора (Национальный банк и Государственная фискальная служба соответственно). Как и раньше, Национальный банк будет осуществлять надзор за уполномоченными учреждениями, а Государственная фискальная служба — за прочими резидентами и нерезидентами. Порядок осуществления надзора агентами и далее будет устанавливаться Национальным банком. Пожалуй, единственное, но важное новшество здесь состоит в том, что валютный надзор не будет осуществляться в отношении операций, связанных с экспортом/импортом товаров, на сумму, меньшую от установленного законодательством размера финансовой операции, подлежащей обязательному финансовому мониторингу. То есть на сумму, меньшую 150 тысяч гривен.

Третье — банкам однозначно будет разрешено предоставлять своим клиентам — физическим лицам услугу по безналичной покупке/продаже иностранной валюты. Соответствующие изменения вносятся в Закон о банках и банковской деятельности, вследствие чего этот, без сомнений, удобный сервис (который, несмотря на неопределенность в законодательстве, какое-то время предоставлялся рядом банков, включая ныне национализированный «ПриватБанк», но в итоге был окончательно запрещен регулятором) получит вторую жизнь.

Четвертое — предоставление электронным деньгам статуса валютных ценностей. Это означает, что операции с электронными деньгами будут приравнены к валютным операциям. Таким образом, к примеру, перечисление электронных денег через границу, согласно новой терминологии, будет считаться трансграничным перечислением валютных ценностей и подлежать соответствующему регулированию.

Пятое — с момента введения в действие закона, а произойдет это через семь месяцев со дня его опубликования, утратят силу такие основополагающие нормативные документы, как Декрет Кабинета Министров о системе валютного регулирования и валютного контроля, а также Закон о порядке осуществления расчетов в иностранной валюте. Поскольку в новом законе отсутствуют какие-либо специальные положения на этот счет, формально будет снят целый ряд ограничений. Закон не будет требовать получения отдельных разрешений в виде упомянутых выше индивидуальных лицензий на осуществление таких валютных операций, как вывоз, перечисление и пересылка за пределы Украины валютных ценностей или же в Украину национальной валюты, предоставление и получение резидентами кредитов в иностранной валюте, использование национальной валюты на территории Украины как средства платежа или залога (правда, единым законным платежным средством в Украине, конечно же, останется гривна), размещение валютных ценностей на счетах и вкладах за пределами территории Украины, осуществление инвестиций за рубеж. Также отменяются обязательные для соблюдения сегодня сроки зачисления экспортной валютной выручки и осуществления импортных операций на условиях отсрочки поставки.

Одновременно с этим, как отмечает сам Национальный банк, либерализация не означает отсутствие контроля. Закон предоставляет регулятору небывалый спектр полномочий в области валютного регулирования. Так, помимо описанного выше, Национальный банк будет устанавливать: порядок расчетов по валютным операциям; структуру валютного рынка, условия и порядок торговли иностранной валютой и банковскими металлами; порядок осуществления перевода и трансграничного перемещения валютных ценностей. Также Национальный банк будет иметь право вводить «средства защиты», к которым новый закон относит:

- обязательную продажу доли поступлений в иностранной валюте в предусмотренных нормативно-правовыми актами Национального банка пределах;

- установление граничных сроков расчетов по экспортным и импортным операциям;

- установление особенностей осуществления операций, связанных с движением капитала;

- введение разрешений и/или лимитов на осуществление отдельных валютных операций;

- резервирование средств по валютным операциям;

- установление прочих, предусмотренных Законом о Национальном банке, ограничений (однако в данном случае обязательным условием является наличие соответствующего решения Совета по финансовой стабильности.

При этом порядок применения средств защиты, в т.ч. критерии их внедрения, продолжения и отмены устанавливаются нормативно-правовыми актами Национального банка, хоть и с учетом положений закона.

Резюмируя вышеизложенное, прежде всего отметим, что, безусловно, принятие закона является для рынка позитивным событием. Но вместе с тем бросается в глаза тот факт, что по своей сути он является рамочным. Несмотря на кажущееся при беглом прочтении упрощение в процедурах и требованиях, при детальном изучении документа становится очевидным, что многое отдано на откуп регулятора. Национальный банк будет наделен достаточным количеством рычагов, позволяющих ему не только оставить в силе все действующие сегодня ограничения (или как минимум их большую часть), но и в случае необходимости ввести новые. Как следствие, наверняка не стоит ожидать существенных послаблений в валютном регулировании с момента введения в силу закона. Национальный банк уже успел озвучить планы по «постепенному и осторожному» снятию имеющихся валютных ограничений. Время покажет, а пока остается надеяться, что предоставленные ему рычаги регулятор использует действительно эффективно, направив их действие на дальнейшее улучшение инвестиционного климата в стране.

Виктор Панченко, старший юрист ЮФ Aequo.

 



Присоединяйтесь к обсуждению!

Автор *
E-mail
Текст *
Осталось
из 1000 символов
* - Поля, обязательные для заполнения.

№ 46 (1090) от 13/11/18 Свежий номер

Энергетика

№ 46 (1090)
Государство и юристы

Лицевой расчет

Документы и аналитика

Коварный знак

Отрасли практики

Положительный шах

Тема номера:

Спорное разрешение

Поддерживаете ли вы введение налога на выведенный капитал?

Да, в перспективе это будет эффективней налогообложения прибыли

Да, но только для малого и среднего бизнеса

Нет, для государства это непозволительная роскошь

Ни один закон не искоренит такое явление, как уклонение от уплаты налогов

Ваш собственный вариант ответа или комментарий Вы можете дать по электронной почте voxpopuli@pravo.ua.

  • aequo
"Юридическая практика" в соцсетях
Заказ юридической литературы

ПОДПИСКА