Еженедельная газета «Юридическая практика»
Сегодня 12 декабря 2017 года, 04:56

Генеральный партнер 2017 года

Адвокатское Бюро Гречковского - генеральный партнер газеты Юридическая практика в 2015 году
Еженедельная газета «Юридическая практика»
← Лента новостей

Проблемные аспекты запуска нового Верховного Суда: мнения экспертов

После создания кадрового и законодательного фундамента для Верховного Суда (ВС), запуск работы новой кассационной инстанции — вопрос президентского церемониала (глава государства должен издать указы о назначении судей в соответствующие кассационные суды в составе ВС и поставить свою подпись под новым процессуальным законодательством) и времени, которое понадобиться новым «верховным» судьям для того, чтобы провести Пленум ВС и определиться с датой начала работы нового Суда. А между тем у многих, в первую очередь, у тех, кто так или иначе будет вовлечен в процесс грядущих трансформаций на вершине судебного Олимпа (представителей ныне действующих четырех инстанций высшего судебного звена и Государственной судебной администрации (ГСА) Украины), возникают организационные, процедурные и технические вопросы, которые остались без надлежащего законодательного регулирования. Некоторые из таких проблемных вопросов реанимировались в рамках экспертного обсуждения «Когда на Украине заработает новый Верховный Суд: условия и процедуры», организованного компанией «Чесно. Фільтруй суд!». В частности, обсуждались кадровые (дальнейшее профессиональное будущее работников аппаратов ликвидируемых Верховного и высших специализированных судов) и материально-технические аспекты начала работы нового ВС.

Так, по словам руководителя аппарата Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел (ВССУ) Виктора Капустинского, нужно было проводить кадровые и законодательные (конкурсный отбор новых «верховных» судей и создание новых процессуальных правил для ВС) процедуры и параллельно осуществлять комплекс организационно-подготовительных мероприятий, необходимых для их реализации. Ведь для запуска нового ВС необходимы ресурсы: финансовые, материально-технические, кадровые (для комплектации аппарата ВС), информационные и т.д. И соответствующую пошаговую организационную модель создания ВС, по словам г-на Капустинского, уже нужно презентовать для понимания, что необходимо делать.

Кроме того, как отмечалось, в украинской истории «судостроения» есть примеры создания новых судебных инстанций высшего звена, которые свидетельствуют о том, что с момента их создания и до фактического начала деятельности проходит достаточно много времени. Например, в случае с созданием Высшего административного суда Украины, то с момента назначения судей и до первого судебного решения ВАСУ прошло порядка полутора лет, а в случае с ВССУ для этого понадобилось три месяца. В ситуации с новым ВС все еще сложнее, ведь со дня начала его работы должны быть ликвидированы нынешние 4 инстанции. Причем, работоспособность последних после издания указов о назначении новых «верховных» судей существенно снизится, поскольку те из ныне действующих судей, кто получит путевку в новый ВС, уже не смогут осуществлять правосудие в Верховном и высших специализированных судах. При этом и трудоустроить новоиспеченных «верховных» судей будет довольно сложно, ведь Верховный Суд предусмотрен законом, но «физически еще не существует».

Говоря о вопросе материально-технического обеспечения грядущих преобразований на вершине судебного Олимпа, Татьяна Опанасюк, заместитель начальника юридического управления, начальник отдела правовой экспертизы ГСА Украины, акцентировала внимание на том, что частью 10 статьи 51 Бюджетного кодекса Украины установлено, что в случае создания государственных органов в текущем бюджетном периоде обеспечение их деятельности в этом периоде осуществляется в пределах расходов, предусмотренных для государственных органов, которые ликвидируются или реорганизуются в связи с созданием таких новых государственных органов. Механизм финансового обеспечения будущих пертурбаций также четко регламентируется в статье 26 проекта закона «О Государственном бюджете на 2018 год» (№7000). Кроме того, по убеждению г-жи Опанасюк, не должно быть особых проблем с организацией передачи имущества нынешних четырех инстанций новому ВС. Это же касается и зданий Верховного и высших специализированных судов, которые, очевидно, достанутся «по наследству» соответствующим кассационным судам в составе ВС и его Большой палате.

А вот кадровый вопрос — относительно дальнейшего профессионального будущего работников аппаратов ликвидируемых Верховного и высших специализированных судов — у участников экспертной дискуссии вызвал особое беспокойство. По предварительным подсчетам, сейчас в этих инстанциях работает порядка 1, 5 тыс человек, и, скорее всего, такому количеству специалистов не найдется места в новом ВС, особенно учитывая тот факт, что на начальном этапе новая кассационная инстанция будет работать не в полную кадровую мощь (она, напомним, исчисляется 200 судьями). Кроме того, не понятно как именно за счет кадрового потенциала ликвидируемых судов будет формироваться аппарат нового ВС: это должно происходить в рамках конкурсной процедуры, которую представители общественности и международных институций называют более предпочтительной в контексте восстановления доверия к судебной системе, или же с помощью механизма перевода. Последний алгоритм с точки зрения оперативности кадрового обеспечения деятельности ВС является более целесообразным, но, очевидно, и в нем нужно будет предусмотреть определенные критерии отбора.

Вместе с тем реанимировался и вопрос правового статуса помощников судьей: в том числе говорилось о необходимости возвращения им статуса госслужащих (сейчас, напомним, помощники судей относятся к патронатной службе). Говоря об иностранном опыте руководитель Проекта ЕС «Поддержка реформ в сфере юстиции на Украине» Довидас Виткаускас озвучил статистические данные относительно количества помощников судей — «судебных клерков»— в других странах. Скажем, в Верховном Суде США у одного судьи более 10 правовых советников, в Люксембурге — около 5, в Литве — 3. Правда, в сравнении с объемами работы украинского Верховного Суда нагрузка на высшие судебные инстанции других государств «космически ниже». Например, в разрезе гражданского процесса годовая нагрузка на иностранные верховные суды следующая: в Англии — 67 дел, Норвегия — 82 дела, Голландия — 400 дел, Литва — 700 дел. При этом иностранный эксперт посоветовал: говоря об оптимальном количестве помощников украинских «верховных» судей, нужно учитывать не нынешнюю загруженность Суда, а думать об ожидаемом в будущем объеме рабаты ВС, в свете действия новых процессуальных фильтров.

В свою очередь «ЮП» задала экспертам концептуальный вопрос: что считать моментом создания нового ВС в контексте того, что законодатель разделяет понятия «создание» и «день начала работы» новой инстанции? «К слову, видел ли кто-то Указ Президента Украины о создании Верховного Суда?», — задал риторический вопрос аудитории заместитель председателя правления Центра политико-правовых реформ Роман Куйбида. Проводя аналогию с созданием Высшего специализированного суда по вопросам интеллектуальной собственности (IP-суд), он предположил, что, очевидно, президентскому указу относительно назначения «верховных» судей должен предшествовать указ главы государства о создании ВС, поскольку именно Президент Украины до конца 2017 года будет осуществлять полномочия по созданию, ликвидации и реорганизации судов. С начала следующего года, напомним, уже будут действовать новые правила: суды создаются, реорганизуются и ликвидируется законом, проект которого вносит в парламент Президент Украины после консультаций с Высшим советом правосудия (предписания статьи 125 Конституции Украины).

 



Присоединяйтесь к обсуждению!

Автор *
E-mail
Текст *
Осталось
из 1000 символов
* - Поля, обязательные для заполнения.

№ 49 (1041) от 05/12/17 Свежий номер

Адвокатура

№ 49 (1041)
Отрасли практики

Флаг в руки

Продвижение

С легким пиаром

Судебная практика

Довести до кондикции

Тема номера:

Код доступа

Какую из процессуальных новаций вы считаете самой спорной?

Электронное судопроизводство

Расширение способов судебной защиты

Сроки досудебного расследования в УПК

Встречное обеспечение иска

Механизмы недопущения злоупотребления процессуальными правами

Участие свидетелей в хозпроцессе

Досудебное урегулирование спора

Типовые и образцовые дела в КАСУ

Другую новацию

Все изменения спорны

Ваш собственный вариант ответа или комментарий Вы можете дать по электронной почте voxpopuli@pravo.ua.

  • aequo
"Юридическая практика" в соцсетях

fb youtube fb fb

Заказ юридической литературы

ПОДПИСКА