Еженедельная газета «Юридическая практика»
Сегодня 23 февраля 2019 года, 03:29

Генеральный партнер 2018 года

Адвокатское Бюро Гречковского - генеральный партнер газеты Юридическая практика в 2015 году
Еженедельная газета «Юридическая практика»

Государство и юристы

№ 6 (1102) Банковское правоот 05/02/19 (Государство и юристы)

Аграрная сторона

Как только селяне и фермеры начнут работать на высоком уровне и получать доходы не ниже европейских, Украина возглавит аграрные позиции, убежден народный депутат Украины Аркадий Корнацкий

 

«Украина имеет потенциал стать мировым агролидером буквально за несколько лет»,— считает Аркадий КОРНАЦКИЙ

Политик, юрист и аграрный инвестор Аркадий Корнацкий в интервью «ЮП» рассказывает о проблемах, с которыми сталкивается современный украинский фермер, и о юридических путях их устранения. Он считает, что в парламенте не зарегистрировано ни одного законопроекта, направленного на реальную борьбу с рейдерством, и убежден, что в вопросе оборота земли сельскохозяйственного назначения копировать зарубежный опыт чревато последствиями. В Украине может быть только украинская модель… Впрочем, читайте сами.

 

— Аркадий Алексеевич, довольно распространенным является стереотип, что современный украинский аграрий — это человек с лопатой, копающий в поле картошку. Согласны ли вы с таким определением? Какой он — современный украинский аграрий?

— Современный украинский аграрий — это неоднородный образ, его общий портрет составить нельзя. Можно выделить различные категории. Это и высокотехнологичное предприятие агроолигарха. Это и фермер-одиночка, который еле-еле тянет свое хозяйство в несколько гектаров. Это и нищий селянин, сельхозпроизводитель от природы. Да, это тоже современный украинский аграрий. Есть еще и категория аграрных инвесторов. Вот к ним я себя и отношу. Моя профессия — юрист, но так случилось, что я вынужден был инвестировать заработанные юридической профессией деньги в такую проблемную в 90-х годах, но близкую мне сферу, как сельское хозяйство. Это произошло в 1998 году по просьбе односельчан в моем родном селе ЧаусовоВторое Первомайского района Николаевской области. Местный колхоз «Шлях Ленина» на то время кормил уже только председателя, но не колхозников, и они пришли ко мне с просьбой «освободить» их от председателя, от полной неопределенности и неуверенности в завтрашнем дне, «забрать» землю и дать им возможность работать и жить. «Забирать» я отказался, но согласился выкупить землю и имущество. В итоге мои родители-колхозники при моем финансовом участии стали первыми в Украине законными собственниками всего земельно-имущественного комплекса колхоза. Так началась история ООО «Агрофирма Корнацких». С односельчанами мы изначально договорились, что заниматься сельхозпроизводством и руководить хозяйством будут они сами, но на деле все равно со мной согласовывался чуть ли не каждый шаг — по-другому они тогда еще не умели. Так что мне хорошо известны проблемы, с которыми ежедневно сталкивается аграрный бизнес.

 

— И какие же это проблемы?

— Это те же проблемы, с которыми сталкиваются абсолютно все слои трудового населения и предприниматели: бюрократия, коррупция, засилье чиновников, отсутствие правосудия, антинародная работа правоохранительных органов. Все эти проблемы встречаются и на пути каждого украинского агрария независимо от размера его производства. Естественно, за исключением олигархов — они являются частью правящей «элиты» и горя не знают. Всех остальных беспрестанно «кошмарят». К примеру, «Агрофирму Корнацких» можно считать средним предприятием, она обрабатывает около 16 тыс. га пашни. За все время нашего существования у нас практически не было спокойного дня. Мы еще не успели стать на ноги, как в 2000 году тогдашний глава государства дал указание всем органам власти и правоохранителям отобрать у Корнацких землю, а меня упрятать за решетку. Представляете, что значило такое указание главы государства, практически диктатора, и что за этим последовало?! Не успели отбиться от этого «гаранта», как стали «наезжать» другие такие же, вместе с бандитами, которых сейчас называют рейдерами. И так по сей день, даже при том, что я — народный депутат Украины.

 

— О борьбе с рейдерством хотелось бы поговорить детальнее. В Верховной Раде Украины зарегистрирован законопроект № 8121, предусматривающий введение определенных антирейдерских мер. Поддерживаете ли вы эту инициативу?

— Я на этот вопрос отвечу так: не могут воры и бандиты принять закон против воров и бандитов. Вся исполнительная власть — это квинтэссенция всего преступного, что есть в нашей стране. Не было и нет ни одного законопроекта, направленного на реальное противодействие рейдерству, на установление правопорядка. Все, что продуцирует Министерство юстиции Украины, как раз наоборот — улучшает условия для рейдерства. Вспомните только новшество трех-четырехлетней давности относительно возможности зарегистрировать в одном регионе Украины право собственности на недвижимость, которая находится в другом регионе. Или еще пример: в марте 2015 года я зарегистрировал законопроект о реальной децентрализации полномочий по распоряжению землями (№ 2267). Он был кратким по содержанию и лишал органы тогдашнего Госземагентства полномочий по распоряжению землями, передавая эти полномочия местным советам. Тотальную коррупцию в земельной сфере, существующую именно вследствие централизации полномочий по распоряжению землями, можно было бы одним ударом уничтожить. Но законопроект по указанию правительства «зарубили», он так и не был включен в парламентскую повестку дня, поскольку противоречил интересам земельной «мафии». Другой мой законопроект — № 5535-1  «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», тоже не хотят рассматривать, потому что он служит интересам селян и фермеров, а не чиновников-коррупционеров.

Некоторое время я очень тщательно работал с земельными законопроектами. Первые семь-восемь месяцев возглавлял земельный подкомитет «аграрного» комитета Верховной Рады Украины. Ни один антиселянский или антифермерский законопроект не был допущен мной к рассмотрению на комитете. Как следствие, меня незаконно отстранили от занимаемой должности, а в земельно-аграрном законотворчестве воцарился управляемый кавардак. 99 % законов в земельной сфере являются неконституционными. Не верите мне — посмотрите заключения Главного научно-экспертного управления аппарата Верховной Рады Украины по законопроектам: «не отвечает Конституции Украины», «не может быть рассмотренным», «подлежит возврату на доработку» — и так практически по каждому законопроекту. Но разве это кого-то останавливает? Нет!

 

— Вы сейчас говорите больше как политик. Давайте вернемся к юридическим механизмам, ведь ситуацию необходимо как-то решать. Какой, по вашему мнению, должна быть украинская модель оборота земель сельхозназначения? 

— Все носятся со всяким «зарубежным опытом». Конечно, знать опыт других стран полезно. Но ломать то бесценное, что есть у нас, и пытаться копировать польское или немецкое — это преступление. В Украине должна быть только украинская модель оборота земель сельскохозяйственного назначения. И такую модель я представил в своем законопроекте № 5535-1, который от основного законопроекта (№ 5535), написанного той самой земельной мафией, отличается принципиально.

Большинство украинцев, в том числе украинских юристов, не осознают всей глубины навязанного им за годы независимости правового сюрреализма. Например, для них является аксиомой то, что вся земля в Украине якобы государственная, все привыкли оперировать понятием «государственная собственность на землю» — ведь так написано в Земельном кодексе (ЗК) Украины! Действительно, часть 1 статьи 84 ЗК Украины гласит, что в государственной собственности находятся все земли Украины, кроме земель коммунальной и частной собственности. И все почему-то при этом забывают, что нормативно-правовыми актами высшей юридической силы — Декларацией о государственном суверенитете Украины от 16 июля 1990 года и Конституцией Украины 1996 года — закреплена народная собственность на землю! Подчеркиваю — закреплена, потому что даже в тоталитарные коммунистические времена не было как таковой государственной собственности на землю — она была всенародной собственностью со времен известного «Декрета о земле» 1917 года, и была такой всегда в соответствии со всеми редакциями Конституций СССР и УССР. Я не апологет коммунистов, у меня к ним не меньше претензий, чем у других, но странно, не правда ли, что «демократическая» власть отбирает у народа то, что он, хоть и номинально, но имел даже при тоталитарной коммунистической власти! Причем отбирает внаглую, открыто, с грубым и явным нарушением Конституции Украины, да еще и под прикрытием демократизации. А ведь собственность народа на землю и все иные экономические активы — это и есть основа демократии! В статье 13 Конституции Украины написано, что от имени украинского народа право собственника реализуют органы государственной власти и органы местного самоуправления. Да, но в пределах, определенных Конституцией Украины! А в Конституции нигде не записано, что органы государственной власти вправе бесплатно передавать эту землю в собственность юридическим лицам, которые называются органами государственной власти! Поэтому ЗК Украины в этой части прямо противоречит Основному Закону, часть 1 статьи 84 ЗК Украины является «мертвой» изначально, но все органы власти и чиновники распоряжаются землей именно как государственной собственностью. А с ними и все остальные твердят, как зомби: «госземля, госсобственность на землю»!.. И все законопроекты об обороте земель сельхозназначения, исходящие из-под пера власти, основаны на том, что земля государственная, а это категорически неправильно и грубо ущемляет права людей, прежде всего селян. Не может простой закон перечеркивать то, что закреплено Конституцией Украины! Такой закон является изначально недействительным и не подлежит исполнению!

Далее. Даже большинство юристов имеют смутное представление о предмете регулирования этого закона, я уж не говорю о товароведах и прочих «не юристах» в Верховной Раде Украины, которые сейчас «строгают» земельные законопроекты. Мой законопроект (№ 5535-1) отражает реальное состояние земельных прав и защищает правообладателей от беспредела чиновников, сфера его действия распространяется на нераспаеванные и неприватизированные земли сельскохозяйственного назначения, то есть на все земли, которые до сих пор являются коллективной собственностью или используются на праве постоянного пользования.

Таких земель — несколько миллионов гектаров, и мой законопроект перекрывает коррупционерам возможности украсть эти земли у народа. Именно это они хотят сделать в первую очередь посредством своего законопроекта — украсть неприватизированные и нераспаеванные земли. А потом и частные селянские земли захватить!

Еще один уровень защиты земельных прав народа в моем законопроекте — усиление правового режима сельхозземель. Земля сельхозназначения должна «крутиться» только в среде сельхозпроизводителей, только они могут быть ее собственниками! Никакие банки, инвестиционные компании, любые другие несельхозяйственные производители и жители городов не должны быть субъектом права собственности на эту землю. Только физлица-селяне, потому что они по своему статусу являются сельхозпроизводителями, плюс фермерские хозяйства и хозяйственные товарищества, для которых сельскохозяйственное производство является основным видом деятельности и не менее 51 % права собственности на которые принадлежит гражданам Украины. Такой подход обезопасит от скупки земли иностранцами.

А если украинский горожанин захочет иметь в собственности сельхозземлю — милости просим, становитесь сельхозпроизводителем!

Для защиты селян от обмана при отчуждении земли существенное значение имеет роль государства в этом процессе. Чиновники привыкли держать всех в ежовых рукавицах и ни за что не отвечать. Так не должно быть. Если ты, государство, берешь на себя функцию госрегистрации сделки по переходу права собственности на землю, то будь добр, проведи правовую экспертизу сделки, а в случае обмана селянина отвечай перед ним в полном объеме за ущерб, который ему нанесен. Это также предусмотрено моим законопроектом.

Важнейшим является вопрос цены земли. Мой законопроект предусматривает введение понятия минимальной цены земли. То есть такого минимума, который ни при каких обстоятельствах не может быть меньше. Размер этой «минималки» должен составлять 20-кратную сумму сегодняшней арендной платы, то есть селянин как бы получает арендную плату за 20 лет, это около 100 тыс. грн за гектар. Мне могут сказать, что это не очень много. Возможно, но это далеко не все. В случае отчуждения/приобретения сельхозземли по минимальной цене покупатель в дополнение к выплаченной цене будет также обязан ежегодно осуществлять пожизненную доплату селянину, я назвал ее рентой. Ее величину я предлагаю установить в размере средней арендной платы за прошедшие 20 лет. Это меньше, чем сегодняшняя арендная плата, но селянин, как говорится, не остается без куска хлеба.

Введение минимальной цены и ренты имеет огромное значение. Во-первых, для защиты селянина от несправедливого обезземеливания и для обеспечения ему того самого «куска хлеба». Во-вторых, для сохранения земли в собственности селянской семьи или в крайнем случае в селе. При отчуждении земли на условиях минимальной цены будет включаться механизм государственного финансирования оборота сельхозземель. Покупатель-селянин, покупатель-фермер будут получать беспроцентные кредиты в размере 100 % суммы минимальной цены. Во всех остальных случаях при отчуждении земли по более высоким ценам (так называемым коммерческим), чем минимальная, такое кредитование будет невозможным. В третьих, этот механизм даст возможность мелким фермерам не потерять ту землю, которую они сейчас арендуют, и выкупить ее при необходимости.

Еще один барьер против обезземеливания селян и дикого рынка — очередность в приобретении земли.

При отчуждении земли устанавливается очередность на ее приобретение. Первоочередное право имеют члены семьи, затем собственник смежного земельного участка. Если ни члены семьи, ни «сосед» не хотят покупать землю, тогда такое право наступает у арендатора. А если и он не хочет — тогда земля может быть продана любому другому сельхозпроизводителю.

Чтобы земля «не вышла за пределы семьи» в случае, если один член семьи хочет продать землю на условиях минимальной цены, а другие члены семьи и хотели бы ее купить, но не имеют средств для этого, должно быть введено 100-процентное государственное кредитование, о котором уже упоминалось: или такой беспроцентный кредит выдает государственный банк, или кредит выдает коммерческий банк, а проценты возмещает государство. Такой же механизм должен действовать и для других покупателей земли на условиях минимальной цены. Сейчас одними из главных противников оборота земель сельхозназначения являются фермеры: они боятся остаться без арендованной земли. Их страхи абсолютно оправданы — у них нет денег, чтобы выкупить землю. Кредитование решает этот вопрос.

 

— И как вы оцениваете перспективы принятия этого законопроекта?

— Разумной и достойной альтернативы моему законопроекту нет, никто еще ничего лучшего не придумал и вряд ли придумает. Он полностью соответствует интересам селян, фермеров, сельхозинвесторов и государства, а добиться такой гармонии интересов очень непросто. Кстати, он уже много лет как апробирован на практике: Корнацкие после выкупа паев платят селянам ренту. И ничего, не разорились. Поэтому я уверен, что мой законопроект должен быть принят. Но, конечно же, вряд ли это возможно при этом составе Верховной Рады Украины. И тем более это невозможно по инициативе этого правительства. Оно как раз планировало еще с 1 июля 2017 года в соответствии с законопроектом № 5535 ввести в Украине дичайший земельный рынок, но я им все карты спутал.

 

— В числе проблем вы указали на отсутствие правосудия. Но в стране который год проводится судебная реформа…

— Дорогие мои, молодые и наивные люди, на самом деле никаких нужных реформ в Украине не происходит. В Украине происходит только лишь переформатирование коррупционно-бюрократических схем с их дальнейшим расширением и укреплением. В том числе в судебной сфере. Я голосовал за эту так называемую судебную реформу из-за двух вещей — перспективы значительного обновления судебного корпуса и приобретения гражданами права на подачу конституционной жалобы. В итоге «реформы» институт конституционной жалобы фактически не работает, а судебный корпус не обновлен. Более того, структура судов усложнена до невозможности, а судебный сбор существенно повысился. Все это не сделало правосудие более доступным, его как не было, так и нет, как была коррупция в судах, так она и осталась. Никаких улучшений не произошло не только в судебной системе, но и в правоохранной. Везде «реформаторы» нас обманули.

 

— То есть больших надежд вы не возлагаете и на Высший антикоррупционный суд?

— А вот на него определенные надежды возлагаю. Высший антикоррупционный суд находится на этапе его кадрового наполнения — наконец-то заработали механизмы отбора, благодаря, конечно, международным экспертам, привлеченным к процессу. Есть надежда, что в этом суде будут работать незаангажированные люди. Но в существующих условиях я не уверен, что эту незаангажированность они смогут сохранить.

В Украине ничего к лучшему не изменилось и не изменится, если от власти не отстранить всю так называемую политическую элиту. Борьба с внешним врагом — это большая проблема, но власть страны делает все за этого внешнего врага. К примеру, так называемая реформа местного самоуправления является не чем иным, как подготовкой федерализации Украины — чтобы порвать Украину на куски и уничтожить ее государственность. Но то, что мы пока не можем изменить ситуацию сегодня, не значит, что нам не стоит бороться.

 

— Как вы оцениваете потенциал Украины как аграрного государства на международной арене?

— Украина имеет потенциал стать мировым агролидером буквально за несколько лет. Но для этого нужно создать инвестиционные условия не хуже, чем в Китае. Необходимо возродить украинское село. Как только селяне и фермеры начнут работать на так называемом европейском уровне и получать доходы не ниже европейских коллег (я для этого подготовил концепцию Сельской политики и уже внедряю ее) наша страна возглавит не только аграрные позиции, но и экономические в целом.

Но снова-таки — все это возможно только при условии очистки украинского политического поля от сорняка по имени «политическая элита».

 

 

(Беседовала Кристина ПОШЕЛЮЖНАЯ,

«Юридическая практика»)



Присоединяйтесь к обсуждению!

Автор *
E-mail
Текст *
Осталось
из 2550 символов
* - Поля, обязательные для заполнения.

№ 6 (1102) от 05/02/19 Текущий номер

Банковское право

№ 6 (1102)
Государство и юристы

Тяжелая ниша

Судебная практика

Негласные правили

Тема номера:

Сертификат соответствия

Частная практика

Культурный шик

Новый Закон Украины «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью»…

качественно и эффективно регулирует отношения участников

реальных проблем не решает

окончательно нивелирует необходимость Хозяйственного кодекса Украины как правового акта

Ваш собственный вариант ответа или комментарий Вы можете дать по электронной почте voxpopuli@pravo.ua.

  • Antika
"Юридическая практика" в соцсетях
Заказ юридической литературы

ПОДПИСКА