Еженедельная газета «Юридическая практика»
Сегодня 12 декабря 2018 года, 00:42

Генеральный партнер 2018 года

Адвокатское Бюро Гречковского - генеральный партнер газеты Юридическая практика в 2015 году
Еженедельная газета «Юридическая практика»

50 ведущих юридических фирм Украины 2018

№ 49 (1093) Адвокатураот 04/12/18 (50 ведущих юридических фирм Украины 2018)

Порт-прогноз

В рейтинге Всемирного банка Logistics Performance Index 2018, который оценивает уровень логистической эффективности стран, Украина заняла 66-ю позицию из 160, поднявшись по сравнению с предыдущим рейтингом на 14 пунктов. Но вопреки уникальному логистическому потенциалу, в том числе и морскому, наша страна продолжает терять транзитные грузы, а грузооборот в портах только уменьшается. Отчасти это можно объяснить конъюнктурой на мировых рынках и снижением украинского аграрного экспорта. Однако в украинских портах не созданы условия для привлечения крупных частных инвесторов, частные стивидоры подвергаются систематической дискриминации со стороны государства, что влияет на привлекательность наших гаваней

Татьяна Титаренко

 

Украинская портовая отрасль функционирует в чрезмерно зарегулированном правовом поле, и это не способствует притоку частных инвестиций в отрасль. Основываясь на практике работы со стивидорными компаниями, контейнерными линейными перевозчиками, судовладельцами, экспедиторами, морскими агентами и фрахтователями, мы можем констатировать, что наиболее злостным и систематическим нарушителем прав частных портовых операторов в 2018 году стало государство.

Примечательно, что нарушения своих прав и злоупотребление монопольным положением со стороны государственных структур отмечают все опрошенные нами участники рынка морских перевозок в портах Украины. Речь идет о злоупотреблении монопольным положением со стороны ГП «Администрация морских портов Украины» (АМПУ), которое согласно Закону Украины «О морских портах Украины» должно гарантировать соблюдение антимонопольного законодательства и создание равноправной конкуренции для бизнеса всех форм собственности.

 

Для тех, кто в море

Как правило, бизнес обвиняет АМПУ в навязывании услуг по свободным тарифам, которые входят в состав портовых сборов, уплачиваемых бизнесом. И вот эту ситуацию рассмотрим подробнее.

С мая 2017 года субъекты хозяйствования, осуществляющие агентирование судов в Одесском порту, подвергаются ущемлению своих прав и интересов со стороны субъекта хозяйствования, занимающего монопольное положение на рынке услуг, оплачиваемых в составе портовых сборов, а также спецуслуг, — АМПУ. Как известно, в Одесском порту существует практика проведения погрузочно-разгрузочных работ (ПРР) по варианту «судно-судно» («борт-борт»). Важно отметить, что проведение ПРР по варианту «борт-борт» предусмотрено законодательством. Более того, законодательством дифференцированы ставки причального сбора в зависимости от варианта проведения ПРР. В соответствии с приказом Министерства инфраструктуры Украины «О портовых сборах» от 27 мая 2013 года № 316 при выполнении операции ПРР по варианту «судно-судно» ставка причального сбора применяется со скидкой 50 %.

Однако еще в мае 2017 года Одесский филиал ГП «АМПУ» направил большинству агентов электронной почтой проект договора о предоставлении комплекса услуг по организации грузопереработки зерновых грузов на рейде и/или «борт-борт». При этом в телефонном режиме агенты были предупреждены о следующем: отныне за проведение ПРР по варианту «борт-борт» на рейде или у причалов Одесского порта, которые ранее беспрепятственно осуществлялись без каких-либо дополнительных оплат, будет взиматься плата за предоставление вышеуказанного «комплекса услуг». В случае неподписания договора или непредоставления агентом гарантийных писем об оплате «комплекса услуг» за период до подписания договора АМПУ не предоставит разрешения на проведение грузовых операций по варианту «борт-борт», а суда будут поставлены на вынужденную рейдовую стоянку до полной оплаты.

 

Почему бизнес платит дважды

На самом деле правовых предпосылок для такого навязывания услуг в АМПУ несколько, и все они «зашиты» в действующем законодательстве.

Во-первых, это специфический статус и широкие полномочия ГП «АМПУ» согласно статье 15 Закона Украины «О морских портах Украины». С одной стороны, АМПУ как субъект хозяйствования предоставляет услуги судам на подходе и непосредственно в акватории морского порта для их безопасного судоходства, маневрирования и стоянки. Обычно такие услуги ГП «АМПУ» предоставляет монопольно (как субъект естественной монополии или как субъект, который де-факто занимает монопольное положение на рынке соответствующих услуг). С другой стороны, ГП «АМПУ» было создано с целью организации и обеспечения безопасности мореплавания, взимания и целевого использования портовых сборов, координации своей деятельности и деятельности капитана морского порта, лоцманской службы, владельцев морских терминалов, портовых операторов, других субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в морском порту. То есть в ряде случаев АМПУ выступает в правоотношениях как субъект властных полномочий (что подтверждено судебной практикой, например, решением Высшего административного суда Украины от 22 июня 2017 года по делу № 815/6477/16).

Во-вторых, это сама специфика услуг в морских портах (в частности, услуг, оплачиваемых в составе портовых сборов). Как следует из законодательства, портовые сборы являются платой за определенные услуги, предоставляемые в порту судозахода. Законодательство также регулирует ставки портовых сборов, порядок их взимания и использования, однако прямо не регламентирует, за какие именно услуги судовладелец платит портовые сборы.

Хотя системное, логическое толкование норм законодательства, в том числе приказа № 316, позволяет установить природу услуг, оплачиваемых в составе портовых сборов, на практике происходят попытки их двойной тарификации — дополнительно как услуг ГП «АМПУ» по свободным тарифам.

Вот и получается, что полтора года в результате действий АМПУ, который занимает де-факто монопольное положение, участники рынка морских перевозок вынуждены предоставлять гарантийные письма об уплате несуществующих услуг, не предусмотренных действующем законодательством, и, что самое важное, их уплачивать.

Вышеуказанный пример нарушений прав частных портовых операторов, увы, не единственный. Можем вспомнить введение швартового и инфраструктурного сборов, инициированную АМПУ услугу в виде дополнительной платы за оформление прихода судна в морской порт и его выхода из порта, уведомление администрациями портов о повышении тарифов в одностороннем порядке с 1 января 2019 года.

 

Как защитить свои интересы

Бизнес может и должен защищать свои права и законные интересы, принимая непосредственное участие в формировании новой практики применения морского права в портах. Например, защищая бизнес от применения «двойного тарифа», можно направить жалобу в Антимонопольный комитет Украины о признании факта доминирующего положения АМПУ и нарушения этим ведомством монопольного законодательства. Важна системная работа для решения проблемы представителей целой отрасли — активное и публичное участие бизнеса в обсуждении причин и последствий нарушения законодательства может помочь в итоге в рассмотрении судебных дел и привести к прецедентным решениям для отрасли и формированию новой практики применения морского права для страны в целом.

Конструктивный диалог бизнеса, специализированных юристов в сфере морского права и регулятора способен не только улучшить грузооборот в портах Украины, но и повысить рейтинг Украины в Logistics Performance Index 2019.

 



Присоединяйтесь к обсуждению!

Автор *
E-mail
Текст *
Осталось
из 2550 символов
* - Поля, обязательные для заполнения.

№ 49 (1093) от 04/12/18 Текущий номер

Адвокатура

№ 49 (1093)
Государство и юристы

Час КИК

РЕПОРТАЖ

Проверка на порочность

Самое важное

Войти в положение

Судебная практика

Плыть против стечения

15 декабря у вас ассоциируется с…

профессиональным праздником — Днем работников суда

годовщиной старта работы Верховного Суда

вступлением в силу нового процессуального законодательства

всем выше перечисленным

со снегом и холодом, это обычная дата в календаре

Ваш собственный вариант ответа или комментарий Вы можете дать по электронной почте voxpopuli@pravo.ua.

  • Antika
  • АФ «Династия»
"Юридическая практика" в соцсетях
Заказ юридической литературы

ПОДПИСКА