Родился в 1978 году в г. Днепродзержинске Днепропетровской области. В 2001 году окончил Национальную юридическую академию имени Ярослава Мудрого (с отличием). Профессиональную деятельность начал в 2000 году. С 2001 года имеет опыт комплексного правового сопровождения хозяйственной деятельности на рынках природного газа, электрической и тепловой энергии. В 2002 году присоединился к ЮК «Шкребец и Партнеры», в 2012-м стал партнером АО «Шкребец и Партнеры». С 2005 года занимается адвокатской деятельностью. Признан одним из ведущих специалистов в области энергетики и природных ресурсов в рейтинге Ukrainian Law Firms 2018.
— Энергетический рынок Украины в последние два-три года претерпел существенные изменения, прежде всего в законодательном поле, однако активности больших международных игроков в 2018-м почти не видно. Значит ли это, что инвесторы по-прежнему смотрят в сторону Украины с некоторыми опасениями?
— Несмотря на определенный прогресс, достигнутый в последние годы в ходе законодательной реализации реформ в энергетическом секторе, большинство инвесторов по отношению к Украине занимают выжидательную позицию. Они тоже понимают, что многие актуальные положения, в частности, законодательства о рынке природного газа, электрической энергии остаются на бумаге и требуют принятия адекватных и эффективных мер по их практической реализации. Определенным исключением является рынок возобновляемых источников энергии (ВИЭ), имеющий в силу национальной специфики регулирования свои особенности. Энергетическая стратегия Украины на период до 2035 года в плане создания предпосылок инвестиционной привлекательности говорит о необходимости улучшения делового климата в целом, в том числе утверждения верховенства права. Украине нужно сформировать прозрачные, ликвидные рынки, интегрировать энергетическую инфраструктуру в европейскую (ENTSO-E, ENTSO-G) как с институциональной точки зрения, так и с правовой.
— Какие проекты в части приватизации активов в энергетическом секторе привлекательны для инвесторов?
— Распоряжение Кабинета Министров Украины от 10 мая 2018 года № 358-р предусматривает в качестве объектов большой приватизации энергетической отрасли пакеты акций шести облэнерго и четырех ТЭЦ. Что касается участия в энергетических проектах,то определенный интерес для инвестора, безусловно, представляет машиностроительное предприятие «Турбоатом». Позитивные изменения приватизационной политики государства видны на примере «Центрэнерго», конкурс по продаже акций которого назначен Фондом госимущества Украины на 13 декабря текущего года. Для повышения инвестиционной привлекательности объекта в условия продажи, в частности, включили положение об ограничении суммы выплачиваемых дивидендов 30 % прибыли по результатам финансово-хозяйственной деятельности 2018 года, а срок исполнения обязательств покупателя относительно условий, не имеющих определенного периода их исполнения (кроме мобилизационных заданий), ограничен периодом в пять лет. Кроме того, распоряжение правительства от 3 октября 2018 года № 756-р отдельно оговаривает включение в договор купли-продажи пакета акций положения об оплате продавцом покупателю пропорционально количеству акций, принадлежащих государству в уставном капитале, сумм убытков, начисленных и взысканных по решению суда на основаниях, возникших до отчуждения (так называемые warranties and indemnities). Данное положение в совокупности с предусмотренной законом возможностью подчинения приватизационного договора праву Англии и Уэльса повышает шансы привлечения к процессу приватизации крупных иностранных игроков.
— Особый интерес вызывает рынок возобновляемой энергии. Несмотря на то что «зеленый тариф» снижается, конкуренция среди участников рынка только усиливается. Какие проекты в этой сфере вы бы отметили?
— Энергетическая стратегия Украины на период до 2035 года предполагает увеличение доли возобновляемых источников энергии в общей первичной поставке энергии (в том числе с гидрогенерирующими мощностями и термальной энергией) до 25 %. Тенденция к увеличению темпов присоединения к энергосистеме Украины объектов ВИЭ, прежде всего в южных областях и на территории «острова Бурштынской ТЭС», рассматривается предпосылкой к дестабилизации ее работы. Что касается конкуренции в данном сегменте, то она, по-видимому, будет только расти независимо от перспективы снижения тарифов, введения тарифных аукционов и принятия существующих законопроектов об обеспечении конкурентных условий производства электрической энергии из альтернативных источников. Рынку и регулятору еще предстоит установить баланс между необходимостью государственной поддержки «зеленого» инвестора и интересами потребителей, а также решить проблему балансировки энергосистемы Украины в связи с наметившимся в последние годы стремительным увеличением удельного веса генераций ВИЭ. Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), 17 сентября 2018 года опубликовала проекты разработанных на основе Закона Украины «О рынке электрической энергии» нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность гарантированного покупателя и покупки электроэнергии по «зеленому тарифу». По информации регулятора, в июле — сентябре 2018 года в Украине введены в эксплуатацию новые генерирующие объекты ВИЭ общей установленной мощностью 160,1 МВт, что в 2,4 раза превышает показатель за аналогичный период прошлого года. Только в 2018 году около 1300 домохозяйств установили солнечные панели на крышах своих домов. Из последних крупных проектов ВИЭ в Украине можно отметить реализацию норвежской компанией NBT AS проекта ветроэлектростанции в Херсонской области, «ДТЭК ВИЭ» — проекта ветроэлектростанции в Запорожской области (Приморская ВЭС), «Токмак Солар Энерджи» — проекта солнечной электростанции в Запорожской области и другие.
— Какие последние изменения в сфере законодательства, на ваш взгляд, будут определять дальнейшее развитие энергетической отрасли в Украине?
— Законодательство в энергетической сфере в последнее время, безусловно, претерпело значительные изменения, заложившие основу для ее развития. Так, в газодобывающей отрасли в рамках утвержденной распоряжением Кабинета Министров Украины от 28 декабря 2016 года № 1079-р концепции на законодательном уровне удалось реализовать снижение ставок рентной платы на период до 2023 года, децентрализацию ренты, а также осуществить меры по дерегуляции в нефтегазовой сфере. 24 октября 2018 года в указанную концепцию правительство внесло изменения, связанные с обеспечением перехода к электронным аукционам для выдачи лицензий на разработку и с упрощением доступа к геологической информации. Несмотря на некоторые проблемы реализации на практике, изменения в Кодекс газотранспортной системы в части введения суточной балансировки, внесенные постановлением НКРЭКУ от 27 декабря 2017 года № 1437, существенным образом меняют правила игры на рынке природного газа. Принятые регулятором на основе Закона Украины «О рынке электрической энергии» кодексы системы передачи, распределения, коммерческого учета электрической энергии и другие нормативные документы продолжают реализацию энергетической стратегии Украины на период до 2035 года и закрепляют архитектуру модели рынка, являющейся базовой для европейского энергетического пространства (ENTSO-E).
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…