Еженедельная газета «Юридическая практика»
Сегодня 12 декабря 2018 года, 00:35

Генеральный партнер 2018 года

Адвокатское Бюро Гречковского - генеральный партнер газеты Юридическая практика в 2015 году
Еженедельная газета «Юридическая практика»

50 ведущих юридических фирм Украины 2018

№ 49 (1093) Адвокатураот 04/12/18 (50 ведущих юридических фирм Украины 2018)

Финансовые инновации

Стремительное развитие IT-технологий порождает спрос на новые цифровые решения в сфере финансов. Уже можно заметить позитивную динамику развития регуляторной составляющей и существенную поддержку со стороны государства в сфере развития финансовых услуг

Юлия Кирпа,
Глеб Бухарин

 

За последние десять лет рынок финансовых услуг стремительно трансформировался, и на данном этапе FinTech, как один из его сегментов, демонстрирует мощную фазу роста. Наиболее динамичный период развития мирового рынка FinTech наблюдался в 2014 году, и уже в течение первого полугодия 2018 года глобальный размер инвестиций достиг 18 млрд долл. США. Компании, предоставляющие финансовые услуги, и банковские учреждения активно внедряют новые технические решения, предлагая рынку инновационные продукты.

Пока Украина не упоминается среди лидеров мирового рынка FinTech, однако демонстрирует серьезные амбиции, что подтверждается бурным ростом индустрии. По последним данным в Украине на рынке FinTech работают около 80 компаний, большинство из них созданы в последние три года. Более того, появление новых игроков благоприятствует развитию вспомогательной инфраструктуры и привлекает интерес инвесторов.

Согласно данным USAID («Карта FinTech-рынка Украины»), по состоянию на первый квартал 2018 года наиболее конкурентными сегментами украинского FinTech-рынка являются платежи и денежные переводы (в этом направлении специализируется 31,6 % компаний), технологии и инфраструктура (19,3 %), кредитование (14 %) и маркетплейсы (7 %).

Кроме прочего развитие FinTech также повлияло на трансформацию структуры рынка финансовых услуг. Монополия банков пошатнулась вследствие конкуренции со стороны небольших FinTech-компаний и стартапов, демонстрирующих высокую гибкость и адаптивность к запросам клиентов. Однако банки удерживают свои позиции благодаря значительным финансовым ресурсам, которых нет у малого и среднего бизнеса. В любом случае подобные тенденции на рынке диктуют даже крупным банкам необходимость адаптации к реалиям, оптимизации своих стратегий и усиления внимания к цифровому сегменту.

Хорошим примером адаптивности банков является инициатива HSBC, Banco Santander, ANZ, BNP Paribas, Citi, Deutsche Bank и Standard Chartered Bank, которые недавно подписали протокол о намерениях, предусматривающий разработку глобальной цифровой сети для торгового финансирования «Сеть торговой информации». Платформа позволит упростить процесс предоставления банками финансирования малому и среднему бизнесу, сделать его более дешевым и безопасным. Ожидается, что платформа будет иметь базу данных, по которой можно быстро найти информацию о контрагентах и их кредитных операциях, что существенно снизит риски мошенничества и одновременного финансирования одного заемщика. Пользуясь платформой, заемщики также смогут подавать и верифицировать заявки на получение кредитов. В разработке «Сети торговой информации» уже принимают участие более 20 банков, а запуск платформы планируется во второй половине 2019 года. Организаторы намерены создать спрос на финансирование в размере 1,5 млрд долл. США в год.

Еще один позитивный пример в украинском банковском секторе — модернизация «Ощадбанка», который за три года прошел трансформацию от традиционного государственного до современного и инновационного банка с цифровой базой данных, мобильным приложением, системой «БанкID», бесконтактными платежами и другими интересными возможностями.

При этом важнейшим элементом эволюции симбиоза технологий и финансов является юриспруденция. Нормативное регулирование выступает гарантом правильного развития финансового рынка, защищает права и интересы поставщиков и потребителей финансовых услуг. В Украине регуляторами в сфере FinTech выступают Национальный банк Украины, Национальная комиссия государственного регулирования в сфере рынков финансовых услуг, Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку. Финансовый мониторинг осуществляется Государственной службой финансового мониторинга.

Несмотря на то что законодательное регулирование FinTech в Украине не самое прогрессивное, регуляторы и другие субъекты рынка глубоко заинтересованы в его усовершенствовании и развитии в соответствии с опытом Европейского Союза и обязательствами, которые взяла на себя Украина в рамках договора об ассоциации с ЕС.

К примеру, в ноябре 2017 года парламент принял Закон Украины «Об электронных доверительных услугах» (вступил в силу 7 ноября 2018 года). По сути этот законодательный акт ориентируется на регламент ЕС об электронной идентификации и доверительных услугах для электронных трансакций в пределах внутреннего рынка (известного как еIDAS). Данный закон поможет улучшить функционирование цифрового рынка, оптимизировать работу с электронными документами и данными, сделать трансграничное взаимодействие более безопасным и простым.

С целью улучшения ситуации на рынке платежей в Украине был подготовлен проект закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины касательно перевода средств. Законопроект основан на директиве ЕС о платежных услугах (известной как PSD2) и намерен дополнить действующий с 2001 года закон о платежных системах и переводе средств в Украине и другие нормативно-правовые акты. Цель законопроекта — улучшить регулирование и безопасность работы платежных систем в нашей стране таким образом, чтобы это отвечало реалиям современного финансового рынка. Указанный документ находится на стадии рассмотрения и, по мнению экспертов, нуждается в доработке.

Помимо законотворческой деятельности регуляторы принимают концепции и программы развития в финансовой сфере, в том числе в сфере финансовых технологий. Так, в 2017 году Национальный банк Украины (НБУ) принял Комплексную программу развития финансового сектора Украины до 2020 года. Программа содержит ряд инициатив, направленных на либерализацию регулирования рынка финансовых услуг, диджитализацию и повышение финансовой грамотности населения.

К слову, НБУ активно участвует в развитии FinTech в Украине. Одной из последних инновационных разработок НБУ, с точки зрения государственного регулирования, стало принятие новой редакции положения о системе «БанкID», предусматривающего порядок подключения и использования системы в качестве платформы верификации физических лиц для целей предоставления или получения услуг. На наш взгляд, успешное внедрение удаленной идентификации позволит полноценно использовать банковские и другие финансовые услуги онлайн.

В начале 2018 года Кабинет Министров Украины утвердил Концепцию развития цифровой экономики и общества Украины на 2018—2020 годы и план применяемых мер для ее реализации. Концепция содержит конкретные направления, цели цифрового развития Украины и пути достижения поставленных целей. Особое внимание уделяется важности гармонизации национального законодательства и стандартов с соответствующими европейскими. По мнению представителей исполнительной власти центрального уровня, концепция является первым шагом к стимулированию развития внутреннего рынка цифровых технологий, предлагает видение трансформации экономики традиционного типа в цифровую, устанавливает первичные шаги и стимулы к созданию условий для диджитализации экономики.

Рост спроса на цифровые решения в сфере финансов способствует появлению новых предложений. И уже можно заметить позитивную динамику развития регуляторной составляющей и существенную поддержку со стороны государства. Благодаря усилиям и сплоченной работе регуляторов и участников рынка прописанные в концепциях цели постепенно реализуются, а не остаются декларативными.

В ближайшей перспективе ожидаются последовательная гармонизация национального законодательства с нормативными актами ЕС, появление первых «регуляторных песочниц» и развитие формата сотрудничества регуляторов и бизнеса. Также возможно продвижение в направлениях, предусмотренных в Плане действий в сфере FinTech, принятом Еврокомиссией в марте 2018 года. Однако, на наш взгляд, следует сосредоточиться на приоритетных задачах, связанных с созданием развитой нормативной базы в соответствии со стандартами ЕС с целью успешной интеграции Украины в глобальный рынок финансовых услуг, в том числе в его FinTech-сегменте.



Присоединяйтесь к обсуждению!

Автор *
E-mail
Текст *
Осталось
из 2550 символов
* - Поля, обязательные для заполнения.

№ 49 (1093) от 04/12/18 Текущий номер

Адвокатура

№ 49 (1093)
Государство и юристы

Час КИК

РЕПОРТАЖ

Проверка на порочность

Самое важное

Войти в положение

Судебная практика

Плыть против стечения

15 декабря у вас ассоциируется с…

профессиональным праздником — Днем работников суда

годовщиной старта работы Верховного Суда

вступлением в силу нового процессуального законодательства

всем выше перечисленным

со снегом и холодом, это обычная дата в календаре

Ваш собственный вариант ответа или комментарий Вы можете дать по электронной почте voxpopuli@pravo.ua.

  • АФ «Династия»
"Юридическая практика" в соцсетях
Заказ юридической литературы

ПОДПИСКА