Адвокатура Украины, если быть откровенным, сейчас в глубоком кризисе. Общество не понимает нашей роли, постоянно допускает отождествление адвоката с его клиентом. Государство и правоохранительные органы не проявляют уважения к нашим профессиональным правам и конституционной функции. Мы не имеем влияния на ситуацию в правовой сфере и на законодательство в сфере уголовной юстиции. Адвокаты отстранены от вопросов самоуправления, не верят в перемены и находятся под давлением страха использования против них дисциплинарной ответственности за высказывания своей позиции.
Сформировать стратегию
Можно ли это изменить? Ответ — да. Каким образом? Нам надо сконцентрироваться на трех задачах.
Во-первых, сформировать стратегию развития адвокатуры Украины. Это ответственность лидеров самоуправления. Но это должны быть лидеры новой формации. Лидеры, которые ставят цели сообщества выше своих собственных интересов и амбиций. Лидеры, которые не будут использовать инструмент дисциплинарной ответственности против тех, кто готов выражать свою позицию.
Во-вторых, нормативно усилить наши профессиональные права и гарантии. Привлечь к их защите широкие адвокатские массы, правозащитные центры и международные институты, СМИ и политиков, которые понимают, что такое право на защиту.
В-третьих, — и это, пожалуй, главное, — сделать доступным участие всех адвокатов в самоуправлении. Убрать любые искусственные барьеры в процессе избрания органов управления. Ввести ротацию руководства самоуправления. Самоуправление — это почетная ответственность, а не привилегия. Сделать функционирование органов самоуправления и использование ресурсов эффективными и транспарентными.
Как найти новое лидерство, лидерство в новом формате? Как привлечь широкие адвокатские массы к активной деятельности в самоуправлении? Законопроект № 9055 предлагает простые и действенные решения.
Вводится обязательная ротация руководства органов самоуправления. Срок пребывания в должности сокращается до трех лет (сегодня — пять), и не более двух каденций подряд.
Сегодня нет никаких ограничений, отдельные коллеги возглавляют органы десятилетиями. Повторю: самоуправление — это ответственность и почетная обязанность перед адвокатским сообществом, а не профессия. Мы должны избавиться от института адвокатской бюрократии и номенклатуры. Функции институциональной стабильности должны выполнять исполнительные органы/профессиональные менеджеры, для которых это станет их ежедневной работой.
Децентрализация. Законопроект качественно меняет баланс полномочий между центром и региональной адвокатурой, денонсирующей жесткую вертикаль «министерства адвокатуры». Именно совет региона должен стать центром решения вопросов и проблем адвоката. Исключается дискриминационная норма, которой фактически требовалось разрешение от Совета адвокатов Украины на проведение собрания адвокатов региона.
Предусмотрено право съезда отменять решения Совета адвокатов Украины. Это наполняет содержанием функцию съезда как высшего органа самоуправления. Указанное дает адвокатам рычаг влияния на Совет адвокатов Украины.
Устанавливается периодичность проведения съезда и региональных собраний — ежегодно. Ежегодные адвокатские собрания не дадут сообществу «консервировать» решение вопросов, а руководители будут вынуждены систематически отчитываться перед адвокатами. Это также улучшит коммуникацию в адвокатской среде и позволит адвокатуре быть более мобильной как в воздействии на ключевые события внутри нашего общества, так и в реакции на события в правовой системе страны. Сложность созыва и расходы на проведение не могут быть аргументами на фоне глобальных целей развития адвокатуры.
Убираются искусственные преграды на участие адвокатов в самоуправлении.
Во-первых, отменяются собрания адвокатов районов больших городов по выдвижению делегатов на областную конференцию, что всегда было полем для манипуляций. После принятия законопроекта № 9055 каждый адвокат Киева, Днепра или Харькова сможет попасть на собрание адвокатов области и не только высказать свое мнение, но и избирать или быть избранным в органы самоуправления.
Во-вторых, совершенствуется сам порядок проведения собрания. Появляется требование о заблаговременной публикации на сайтах органов самоуправления повестки дня, а также обязанность обнародования материалов, необходимых для принятия решений. Принятие решений, которые не внесены в повестку дня, запрещается. Это исключит возможность повторения ситуации, когда на одном из съездов адвокатов были проголосованы 12 ключевых решений, которые не значились в повестке дня и, соответственно, по которым не было никаких предварительных дискуссий и обсуждений.
Уделяется внимание и транспарентности использования ресурсов адвокатуры.
Утвержденный бюджет
Все органы адвокатуры будут действовать только на основании и в пределах заранее утвержденных бюджетов. Именно адвокаты на съезде (центральный уровень) и собрании региона (региональный уровень) определяют направления и объемы расходов адвокатских взносов. Подробные отчеты об исполнении бюджетов должны публиковаться на сайтах органов самоуправления. А отчетность центральных органов подлежит проверке независимым аудитом. Эти инструменты должны положить конец разговорам о нецелевом использовании ресурсов адвокатуры.
Необходимость реформы самоуправления отмечают и европейские эксперты. Опираясь на всемирные стандарты, на опыт европейской адвокатуры, эксперты Совета Европы в Отчете о результатах оценки потребностей адвокатского самоуправления в Украине (ноябрь 2017 года) дают ряд рекомендаций по совершенствованию самоуправления адвокатуры Украины. В частности, эксперты рекомендуют:
— оптимизировать структуру самоуправления;
— внедрить европейские стандарты и подходы в дисциплинарной практике;
— обеспечить прозрачность бюджетного планирования и отчетность;
— осуществить аудит и реорганизацию управленческой структуры;
— провести анализ учебных потребностей и модернизировать учебные программы;
— пересмотреть концепцию стажировки;
— обеспечить гарантии невозможности дисфункции Единого реестра адвокатов Украины. Интегрировать его в другие базы, в том числе судебные.
Адвокатское самоуправление Украины нуждается в модернизации, «новой крови», новом формате лидерства. Законопроект № 9055, разработанный в Совете по судебной реформе и поданный в парламент, полностью соответствует этим целям. Надеемся на его принятие.
БУГАЙ Денис — адвокат, партнер ЮК VB PARTNERS, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…