Еженедельная газета «Юридическая практика»
Сегодня 12 декабря 2018 года, 01:25

Генеральный партнер 2018 года

Адвокатское Бюро Гречковского - генеральный партнер газеты Юридическая практика в 2015 году
Еженедельная газета «Юридическая практика»

Частная практика

№ 49 (1093) Адвокатураот 04/12/18 (Частная практика)

Доверительный фон

«Юристу, который не сможет создать доверительные отношения с клиентами, будет очень сложно, с каким бы хорошим продуктом он к ним ни пришел», —  считает Олег Батюк, управляющий партнер киевского офиса МЮФ Dentons

 

Олег БАТЮК: «Наша фирма является мировым лидером в части применения искусственного интеллекта в юридической практике»

«На рынке должно быть больше юристов, которые понимают бизнес и запросы своего клиента и способны говорить с клиентом на одном языке», — считает Олег Батюк, управляющий партнер киевского офиса МЮФ Dentons. В интервью «Юридической практике» г-н Батюк поделился своим видением айтизации сферы юридических услуг, а также рассказал, на что обращать внимание юристам, заинтересованным в построении карьеры в международной юрфирме.

 

— Кто задает тренд развития глобального юррынка — юристы или клиенты?

— Клиенты, конечно, и это нормально. Но хотелось бы, чтобы юрфирмы были более активными, обращали внимание, какие процессы происходят в других странах и предвидели тенденции на локальных рынках. Пока что я не вижу особой активности в этом плане. Единицы прилагают усилия, чтобы быть на острие инновационного развития рынка юридических услуг.

— Недавно на форуме юрисконсультов довелось услышать, что инхаус-юристы не всегда довольны динамикой развития своих внешних советников, в том числе темпами внедрения решений с применением Legal Tech…

— Я бы поспорил с таким утверждением. Инхаусы всегда ближе к производству, к рынку, нежели юристы частной практики, и, наверное, нужен более тесный диалог между инхаусами и внешними советниками относительно индустрии, в которой эти люди работают.

Что касается Legal Tech, то могу сказать, что Dentons является мировым лидером в части применения искусственного интеллекта в юридической практике. Мы для этого даже создали специальную структуру в Калифорнии. Вместе с тем на украинском рынке еще очень мало примеров тому, как IT-решения внедряются в юридическую сферу. Поэтому, пока IT очень медленно заходит в наш украинский юридический мир, обсуждать этот вопрос можно лишь на уровне теоретических концепций. Есть и еще один момент — специализация. Для того чтобы юрист в юрфирме был на шаг впереди своего клиента, он должен быть очень узко специализированным, условно говоря, заниматься IT и больше ничем другим. Тогда у него появятся возможности развиваться в этой сфере, ходить на конференции, посещать различные инкубаторы, акселераторы и т.д. Но при этом кто-то должен платить ему зарплату. IT-стартапы, будем откровенны, платят не очень хорошо. Соответственно, нужно иметь группу узкоспециализированных юристов, которые могут быть и убыточными для фирмы. Не все сегодня на это готовы. Поэтому типичный юрист, позиционирующийся как специалист в IT, коммуникациях, или медиа, занимается этим направлением в лучшем случае половину своего времени. Остальное — это рутинная корпоративная, трудовая, налоговая работа.

Если бы мы имели постоянный поток хорошо оплачиваемой работы от уважаемых IT-компаний, а они бы активно внедряли свои разработки в юридическую практику, то, думаю, никто бы не жаловался. Пока же экономика развивается таким образом, что юрфирмам сложно обеспечить эти процессы.

 

— Ваши разработки в Калифорнии — это реакция на существующие запросы клиентов или предвидение направлений развития рынка?

— Это предвидение, что в какое-то время (одни говорят, что скоро, другие — не очень) большая часть рутинной юридической работы будет осуществляться искусственным интеллектом. Это понимают все, не все с этим согласны, и лишь единицы прилагают усилия, чтобы быть на острие этого процесса. Мы одни из тех, кто вкладывает в это серьезные средства из собственного кармана.

 

— Какие специалисты нужны в Украине, в том числе международным юрфирмам?

— Иногда кажется, что на рынке слишком много юристов. Но я бы ответил на этот вопрос по-другому. Нашему рынку нужно больше юристов, которые понимают бизнес и запросы своего клиента и способны говорить с клиентом на одном языке.

Запросы клиентов меняются постоянно. Международные клиенты в рамках своих корпоративных структур реагируют не только на то, что происходит на каком-то одном рынке, но и на глобальные вызовы. Нужно, чтобы юристы понимали эти процессы, отслеживали их, старались быть впереди.

Очень важно, чтобы юристы занимались развитием бизнеса и рынка. Чтобы они искали клиента, а найдя, старались работать с ним и по другим направлениям, не ограничиваясь своей специализацией, привлекали коллег. Рынок в этом нуждается.

 

— А в каких сферах сейчас наблюдается больший спрос на юридическую экспертизу?

— Это IT, энергетика, фармацевтика, банковско-финансовая сфера, особенно некоторые регуляторные направления. Никуда не девается корпоративное право, трудовое, налоги.

Юрист должен иметь не только образование и профессиональные навыки, но и понимание, чем должен быть юрист в частной практике, и таких специалистов хотелось бы видеть у нас на рынке побольше. Перефразирую известное выражение: пусть будет больше хороших юристов, ведь разных и так достаточно.

 

— Как вы оцениваете молодых специалистов? Вопрос в большей части о качестве юридического образования в Украине.

— Для меня это всегда больной вопрос, поскольку я много лет работал в Киевском национальном университете имени Тараса Шевченко, хотя уже давно не имею отношения к системе юридического образования.

Ответ здесь очень простой — в Украине есть несколько хороших вузов, которые дают возможность получить знания. К сожалению, процесс получения знаний, его качество и его оценка очень колеблются. И я бы не сказал, что в целом я доволен. Приходится сталкиваться с молодыми коллегами, чей уровень знаний оставляет желать лучшего, хотя они окончили хорошие вузы и имели в целом неплохие оценки.

Очень многое зависит от самого специалиста. Те, кто знает, чего хочет, сумеют взять необходимое даже в плохом вузе. А коллеги, случайно попавшие в юриспруденцию, даже в самом лучшем вузе не смогут воспользоваться имеющимися возможностями и перспективами.

 

— Что бы вы рекомендовали старшекурсникам и молодым специалистам, заинтересованным в построении карьеры в международной юрфирме? На что им обращать внимание, нужно ли получать образование за рубежом?

— Для меня обучение за границей никогда не было определяющим фактором. Это говорит лишь о том, что человек, наверное, неплохо знает иностранный язык. Для международной юрфирмы это, безусловно, важно. Также необходима хорошая подготовка в фундаментальных дисциплинах: гражданское право, трудовое, налоговое, процессуальное. Это тот базис, на котором строится вся работа юристов и без которого не обойтись даже в узкоспециализированных направлениях практики. Понятно, что университеты не дают полной гаммы специальных вопросов, с которыми мы сталкиваемся на практике.

Никакой университет также не научит навыкам работы в юридической фирме — для студента важно найти возможность пройти стажировку или тренинг в международной или локальной юрфирме, дополнив фундаментальные знания определенными прикладными дисциплинами, востребованными на рынке. Такая стажировка дает очень хорошее понимание специфики работы. Таким молодым специалистам на этапе трудоустройства уже не надо объяснять, что такое клиент, ответственность, конфиденциальность, billable hours, откуда берутся деньги и выплачивается зарплата.

 

— В контексте айтизации сферы юруслуг звучат мнения о важности технических знаний и навыков для юристов. Насколько эти прогнозы оправданы? Какие компетенции необходимы юристам будущего?

— Написание программ — дело все же программистов, а не юристов. Хотя на стыке этих профессий возможны различные конфигурации.

Но если говорить о классическом сценарии, то и в эпоху искусственного интеллекта у юристов останется работа. И здесь есть несколько аспектов. Первый: юридическая практика — это общение между людьми. Юристу, который не сможет создать отношения со своим клиентом, будет очень сложно, с каким бы хорошим продуктом он ни пришел. Это знание людей, умение с ними разговаривать на их языке, умение им помочь и понимание, в чем ты можешь им помочь. Никакой искусственный интеллект, насколько мне известно, этого пока не делает.

Второй: я думаю, что тут будет такая же ситуация, как в авиации. Пилотам часто задают вопрос, кто управляет самолетом — вы или приборы? Правильный ответ — люди управляют самолетом с помощью приборов. Точно так же и в юриспруденции — юристы будут давать задание искусственному интеллекту, что ему делать, но не будут говорить программистам, как искусственный интеллект должен решать их задачу. Высшего технического образования для этого не требуется. Хотя не исключаю, что кому-то это может быть интересно.

 

(Беседовал Алексей НАСАДЮК,

«Юридическая практика»)

 



Присоединяйтесь к обсуждению!

Автор *
E-mail
Текст *
Осталось
из 2550 символов
* - Поля, обязательные для заполнения.

№ 49 (1093) от 04/12/18 Текущий номер

Адвокатура

№ 49 (1093)
Государство и юристы

Час КИК

РЕПОРТАЖ

Проверка на порочность

Самое важное

Войти в положение

Судебная практика

Плыть против стечения

15 декабря у вас ассоциируется с…

профессиональным праздником — Днем работников суда

годовщиной старта работы Верховного Суда

вступлением в силу нового процессуального законодательства

всем выше перечисленным

со снегом и холодом, это обычная дата в календаре

Ваш собственный вариант ответа или комментарий Вы можете дать по электронной почте voxpopuli@pravo.ua.

  • aequo
"Юридическая практика" в соцсетях
Заказ юридической литературы

ПОДПИСКА