Еженедельная газета «Юридическая практика»
Сегодня 19 мая 2019 года, 23:43

Генеральный партнер 2019 года

Адвокатское Бюро Гречковского - генеральный партнер газеты Юридическая практика в 2015 году
Еженедельная газета «Юридическая практика»

Отрасли практики

№ 46 (1090) Энергетикаот 13/11/18 (Отрасли практики)

Игра за интерес

Отстаивать свои интересы бизнес может не только в суде, но и в Антимонопольном комитете, Государственной регуляторной службе Украины или Совете бизнес-омбудсмена, что тоже довольно эффективно

Татьяна Титаренко
Специально для «Юридической практики»
Существенным плюсом антимонопольного комитета является его право собирать и анализировать факты, документы, экспертные заключения, которые имеют отношение к делу

Любой преуспевающей компании приходится рано или поздно разрешать конфликтные ситуации с конкурентами, чиновниками либо контрагентами. Зачастую выяснение отношений между сторонами происходит в суде. Но ограничиваются ли возможности бизнеса только судебными тяжбами?

Вовсе нет. Конфликты можно и нужно улаживать во внесудебном порядке. Конечно же, многое зависит от обстоятельств дела, которые в итоге определяют способ защиты. Например, если проблемы компании вызваны нарушением законодательства о конкуренции, то мы рекомендуем ей воспользоваться первым способом и обратиться в…

Антимонопольный комитет Украины

Или сокращенно АМКУ — орган со специальным статусом, основной задачей которого является защита конкуренции в предпринимательской деятельности и сфере государственных закупок. Обращение будет эффективным, если монополисты откровенно злоупотребляют своим положением. Нередко это проявляется в навязывании совершенно ненужных услуг и взыскании с бизнеса дополнительной платы. А установить подобный факт может только АМКУ.

Примеры злоупотреблений можно наблюдать и в транспортной отрасли. В одном из морских портов с судовладельцев довольно успешно взимался сбор за оформление судозахода, который уже уплачивался в составе корабельного сбора. Отказ от его уплаты приводил к судебным разбирательствам, путем которых филиал госоргана взыскивал с упрямца деньги.

Судовладелец, в свою очередь, решил отстаивать свои права другим путем и обратился в АМКУ. Комитет тут же начал расследование и установил, что плата за оформление судозахода, которая, по сути, уплачивается в составе корабельного сбора, взималась неправомерно. В своем решении АМКУ оштрафовал нарушителя и обязал его в будущем прекратить злоупотребление своим монопольным положением.

Существенным плюсом Антимонопольного комитета Украины является его право формировать доказательственную базу в отличие от того же суда, где оппоненты должны самостоятельно обосновывать законность своих требований. Согласно статье 35 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» именно АМКУ собирает и анализирует факты, документы, экспертные заключения, пояснения и другую информацию, которая имеет отношение к делу. Комитет также имеет достаточно широкие полномочия по сбору этих данных: по его запросу организации обязаны предоставлять закрытые сведения, в том числе и содержащие банковскую тайну. Отказ от раскрытия этой информации или любая другая попытка ее утаить влечет за собой серьезные штрафы.

АМКУ также применяет гибкий подход к анализу рынков, используя собственные критерии определения товарных и территориальных границ рынков, где совершаются нарушения. Именно благодаря такой методике решения Комитета могут касаться и «неклассических» монополистов.

Кроме того, Закон Украины «О защите экономической конкуренции» устанавливает специальный порядок возмещения ущерба, причиненного злоупотреблением монополиста. В таком случае нарушитель возмещает пострадавшей стороне убытки в двойном размере.

В практике любого бизнеса бывают случаи, когда его деятельность страдает не от действий монополистов, а от положений регуляторного акта. И в таких ситуациях лучший помощник — это…

Государственная регуляторная служба Украины

Иногда нормы того или иного нормативного акта либо его проекта не соответствуют принципам регуляторной политики и нарушают права хозяйствующих субъектов. Государственная регуляторная служба (ГРС) Украины имеет полномочия для того, чтобы инициировать внесение изменений во «вредоносный» документ либо повлиять другим образом в соответствии с Законом Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности». Например, в свое время именно решением ГРС Украины было остановлено действие приказа одного из министерств об обязательном контроле изолированного балласта в портах. Таким образом, Украина не только стала применять общемировую практику, но и избавила судовладельцев от очередной сложной бюрократической и откровенно коррупционной процедуры.

А если речь идет о систематических злоупотреблениях, то с 2012 года, когда был подписан Меморандум о взаимопонимании для украинской Антикоррупционной инициативы, предприниматели получили возможность обратиться в…

Совет бизнес-обмудсмена

Его очевидные преимущества — объективность, высокий профессионализм, оперативный сбор доказательственной базы и быстрое рассмотрение жалоб. Обращение в Совет бизнес-омбудсмена дает возможность привлечь внимание государственных органов к существующей проблеме, создать площадку для ее публичного обсуждения с представителями бизнеса. Примером практического применения данного подхода является судебное дело о признании противоправными действий госпредприятия по взиманию канального сбора с судов, следовавших в Карантинную и Ланжероновскую гавани Одесского морского порта, где судом в качестве доказательств в обоснование иска было учтено среди прочего решение Совета бизнес-омбудсмена.

Наконец, не стоит забывать о пункте, прописываемом во многих договорах и предусматривающем, что спорные вопросы улаживаются «путем переговоров между сторонами», который был успешно реализован во время диалога с руководством Одесской таможни. Последняя согласилась с приведенными аргументами и перешла от конфликта к конструктивному решению проблемы. Так что отстаивать свои интересы бизнес может не только в суде, но и в других инстанциях, что также довольно эффективно. А профессиональные юристы помогут вам подготовить весомые доводы для урегулирования разногласий.

 

ТИТАРЕНКО Татьяна — управляющий партнер ЮК Legrant, г. Одесса


Мнения

Бизнес-защитник

 

Александр КАМША,
адвокат ЮФ «Ильяшев и Партнеры»

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины № 691 от 26 ноября 2014 года в Украине был создан Совет бизнес-омбудсмена. Данным постановлением так же утверждено Положение о Совете бизнес-омбудсмена.

Основной задачей Совета является помощь во внесудебном урегулировании споров, возникающих между предприятиями и органами государственной власти, органами местного самоуправления, субъектами хозяйствования, относящимися к их сфере управления, а также их должностными лицами.

Бизнес-омбудсмен может принимать жалобы от субъектов предпринимательства относительно коррупционных деяний либо иных нарушений их законных прав.

Рассмотрение жалобы включает в себя ряд действий, в том числе получение ответов на запросы Совета, проверку информации о возможных причинах возникновения нарушений, проведение личных встреч с должностными лицами, которые могут быть причастны к нарушению прав предпринимателей.

Жалоба рассматривается в течение трех месяцев с момента начала рассмотрения. После рассмотрения жалобы бизнес-омбудсмен в случае, если жалоба была обоснованной, предоставляет рекомендации соответствующему органу государственной власти, органу местного самоуправления или субъекту хозяйствования, который находится в сфере их управления, о путях реагирования на факт нарушения прав предпринимателей.

 

Предупреждать конфликт

 

Юна ПОТЕМКИНА,
старший юрист  ЮФ Asters

Альтернативные формы внесудебного урегулирования споров указывают на то, что наряду с защитой прав в судебном и административном порядке следует выделять альтернативную защиту прав.

Согласно Закону Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности» Государственная регуляторная служба (ГРС) Украины фактически выступает посредником при координации действий органов власти, институтов гражданского общества и предпринимательства по вопросам дерегуляции хозяйственной деятельности. Инструменты, которые предлагает ГРС, рассчитаны на предварительную оценку регулирования и отвечают на вопрос: «Интересы какого бизнеса могут быть нарушены?».

В качестве основной цели своей деятельности ГРС Украины должна стремиться к активному участию в превенции конфликтов не только разрешать возникающие споры, но и предупреждать потенциальные. В этом смысле ГРС может быть площадкой достижения баланса интересов сторон при выработке прозрачных, эффективных, обоснованных решений. Совместная оценка имеющихся фактических обстоятельств регулирования повышает шанс дальнейшего исполнения принятых норм.



Присоединяйтесь к обсуждению!

Автор *
E-mail
Текст *
Осталось
из 2550 символов
* - Поля, обязательные для заполнения.

№ 46 (1090) от 13/11/18 Текущий номер

Энергетика

№ 46 (1090)
Государство и юристы

Лицевой расчет

Документы и аналитика

Коварный знак

Отрасли практики

Положительный шах

Тема номера:

Спорное разрешение

Поддерживаете ли вы проведение досрочных парламентских выборов?

Безусловно, нужна полная перезагрузка власти.

Да, все равно парламент не будет должным образом работать до выборов.

Для этого пока нет правовых оснований.

Незачем спешить — до плановых выборов осталось совсем немного.

Ваш собственный вариант ответа или комментарий Вы можете дать по электронной почте voxpopuli@pravo.ua.

  • aequo
"Юридическая практика" в соцсетях
Заказ юридической литературы

ПОДПИСКА