Еженедельная газета «Юридическая практика»
Сегодня 18 марта 2019 года, 21:42

Генеральный партнер 2019 года

Адвокатское Бюро Гречковского - генеральный партнер газеты Юридическая практика в 2015 году
Еженедельная газета «Юридическая практика»

В фокусе: Госслужба

№ 46 (1090) Энергетикаот 13/11/18 (В фокусе: Госслужба)

Аналитический вклад ума

«Наш Директорат призван стать аналитическим центром Министерства юстиции Украины по выявлению существующих проблем и предложению путей для их решения», — отмечает Илья Черногоренко, руководитель нового «правового» структурного подразделения Минюста

 

Категория «доверие к судебной системе» была, есть и будет ключевой, когда речь идет об эффективности судебной реформы, но она может стать и предметом манипуляций, подчеркивает Илья ЧЕРНОГОРЕНКО

В прошлом году реформа государственного управления вышла на новый виток: в десяти пилотных министерствах, включая Министерство юстиции Украины, был запущен процесс создания специальных подразделений — директоратов, призванных держать руку на пульсе происходящих в профильных сферах изменений. В конце лета с.г. в Минюсте был создан Директорат правовой политики в сфере судоустройства, судопроизводства и смежных правовых институтов (Директорат). О планах работы, ключевых задачах и функциях нового структурного подразделения Минюста «Юридической практике» рассказал его руководитель — генеральный директор Директората Илья Черногоренко.

 

— Какова главная цель создания новых директоратов?

— Созданные в структурах десяти министерств новые директораты — это результат проведенной при финансовой поддержке Европейского Союза реформы государственного управления. Основная цель таких новаций — оптимизировать работу по формированию государственной политики в различных сферах и улучшить качество принимаемых правительственных решений. Особенность создания новых структурных подразделений в том, что их команды формируются практически с нуля. На конкурсной основе проводится тщательный отбор кандидатур специалистов, и те, кто его прошел, получат не только интересную работу, открывающую возможность для профессионального роста и реализации новаторских идей, но и достойное вознаграждение — конкурентную на рынке труда заработную плату.

 

— Какие задачи и функции будет выполнять возглавляемое вами структурное подразделение?

— Главные задачи и функции нашего Директората были прописаны в положении, утвержденном приказом Минюста 18 августа с.г. В сфере компетенции Директората — несколько направлений: исполнение решений, банкротство, судебная экспертиза, судоустройство, судопроизводство, адвокатура и адвокатская деятельность. Задачи нашего структурного подразделения достаточно глобальные. В части исполнения решений и банкротства это формирование государственной политики. Для судебной экспертизы ключевой задачей является определение стратегических направлений организации экспертного обеспечения правосудия. В сфере судоустройства, судопроизводства, адвокатуры и адвокатской деятельности — осуществление мониторинга и анализа эффективности нормативно-правовых актов. Наш Директорат призван стать аналитическим центром Минюста по выявлению существующих проблем и предложению наилучших альтернативных путей для их решения.

Если говорить о функциях Директората, то я бы выделил три ключевые. Первая — разработка концепций новых законов и других нормативно-правовых актов, а также подготовка изменений для действующих актов. Вторая — координация процессов привлечения и использования международной помощи в профильных сферах. Третья — изучение круга заинтересованных лиц и осуществление коммуникации с основными стейкхолдерами в соответствующих сферах компетенции.

— Знаем, что сейчас Директорат находится на этапе кадрового формирования. Как происходит процедура отбора государственных экспертов и руководителей экспертных групп, на каких специалистов делается ставка и когда завершится кадровый отбор?

— В начале октября с.г. стартовал процесс формирования нашей команды. Фактически первым кадровым решением в рамках конкурса стало мое назначение на должность генерального директора Директората. До этого я возглавлял офис Председателя Верховного Суда, ранее работал в проектах Совета Европы, а также получил степень магистра в лучшей юридической школе Лондона — Университете Королевы Марии.

На данный момент конкурсная комиссия уже отобрала девять экспертов, среди которых партнеры и адвокаты топовых юридических фирм, представители профильных парламентских комитетов, а также эксперты в сфере исполнения решений, с 10-летним опытом работы. Например, к группе по банкротству присоединился Владислав Филатов, один из самых известных украинских экспертов в этой сфере, а в состав группы по судоустройству вошел Владимир Чабан, адвокат ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры». Сейчас мы определяем руководителей экспертных групп, а также запускаем конкурс еще на пять вакансий государственных экспертов. Из 23 предусмотренных в штате нашего Департамента кадровых позиций десять уже заполнены. Вопрос по остальным вакансиям планируется закрыть в ближайшие месяцы, предположительно до конца 2018-го.

Процесс кадрового формирования имеет принципиальное значение, поскольку является некоей отправной точкой для перехода функционала от существующих департаментов министерств к новым структурным подразделениям. Так, согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 18 августа 2017 года № 644, полномочия и функции существующих департаментов должны перейти к новым директоратам при условии заполнения 50 % вакансий, но не позднее чем через шесть месяцев со дня назначения их руководителей.

— В 2017 году в Минюсте были созданы два директората — по стратегическому планированию и евроинтеграции, а также по правам человека, доступу к правосудию и правовой осведомленности. Какие достижения за год работы есть у этих структурных подразделений, будете ли вы ориентироваться на успехи коллег?

— Указанные структурные подразделения функционируют в Министерстве юстиции Украины с конца прошлого года. Они успели сформировать достаточно сильные и перспективные команды специалистов, которые уже демонстрируют результаты своей деятельности. Опыт работы, накопленный этими директоратами, станет дополнительным преимуществом, но ориентироваться мы будем на наши собственные достижения. Мне очень импонирует высказывание классика: «Единственный человек, с которым вы должны сравнивать себя, — это вы в прошлом. И единственный человек, лучше которого вы должны быть, — это вы сейчас». Уверен, что нас ждет свой путь! Мы понимаем, что времени на раскачку нет, поэтому должны быть готовыми включиться в работу буквально со старта.

 

— Процесс реформирования сферы правосудия еще в прошлом году вышел на финишную прямую, и сейчас новое законодательство, в том числе процессуальное, проходит испытание практикой. Войдет ли это направление в число ваших приоритетов для проведения мониторинга и оценивания результатов законодательного усовершенствования? с помощью каких инструментов будет осуществляться такой анализ?

— Практическую апробацию новое процессуальное законодательство проходит без малого год, и результаты уже есть. Не так давно, когда был опубликован рейтинг Doing Business 2019, стало известно, что Украина улучшила свои позиции в категории «Выполнение контрактов» в том числе благодаря упрощению процедуры рассмотрения малозначительных дел, поднявшись с 82-го места на 57-е. Оценка эффективности новых процессуальных кодексов, безусловно, может стать предметом нашего анализа, так как заданием Директората является мониторинг внедрения нормативно-правовых актов в сфере судопроизводства.

Если говорить об инструментах анализа, то согласно нашему положению Директорат может проводить консультации с заинтересованными сторонами, исследовать статистические данные, исследовать обращения государственных органов и обращения граждан, получать от органов государственной власти, предприятий и организаций необходимые для анализа материалы и документы и т.д.

 

— Главной целью проведения нынешней кампании по судебному реформированию стало стремление законодателя восстановить доверие к судебной власти. Будете ли вы проводить мониторинг уровня доверия граждан к отечественной Фемиде или же это задача другого Директората — по правам человека, доступу к правосудию и правовой осведомленности?

— Категория «доверие к судебной системе» была, есть и будет ключевой, когда речь идет об эффективности судебной реформы. В то же время она может стать и предметом манипуляций. Говоря о проведении мониторинга судоустройства, мы должны видеть полную картину его основных показателей. Только комплексный подход может дать четкое понимание, вписывается ли критерий «уровень доверия к судебной системе» по своей конкретике в канву мониторинга судоустройства или нет. Думаю, что ответ на вопрос о необходимости мониторинга уровня доверия граждан к отечественной Фемиде должна сгенерировать соответствующая профильная экспертная группа Директората. Более того, мы должны понимать конечную цель подобного исследования, а именно — станет ли мониторинг уровня доверия к судебной системе средством реализации тех функций Директората, которые четко определены в его положении.

Что касается задач Директората по правам человека, доступу к правосудию и правовой осведомленности, то могу заверить: в случае возникновения хоть малейшего сомнения в дублировании функций между директоратами я лично инициирую проведение консультаций во избежание параллельного выполнения одной и той же задачи двумя разными структурными подразделениями Минюста.

 

— Одна из задач возглавляемого вами Директората — подготовка концепций законов и других нормативно-правовых актов. Над усовершенствованием законодательного регулирования какого из четырех указанных направлений деятельности будете работать в первую очередь? Какие законодательные изменения вы планируете инициировать в обозримом будущем?

— Структура Директората не позволяет говорить о приоритетах в отдельных направлениях, ведь наше подразделение состоит из четырех экспертных групп, каждая из которых должна заниматься своим направлением — исполнением решений, банкротством, судебной экспертизой и судоустройством соответственно. Следовательно, все эти направления для нас являются приоритетными.

К вопросу о разработке конкретных законодательных изменений буду готов вернуться после проведенного Директоратом анализа состояния дел в указанных четырех сферах, выявления основных проблем и презентации альтернативных путей их решения. Понимая, что иногда скорость — враг качества, основной упор будем делать на максимальной эффективности нашей деятельности, чтобы оправдать надежды, которые были возложены на представителей новой генерации государственной службы в рамках реформы государственного управления.

 

(Беседовала Ольга КИРИЕНКО,

«Юридическая практика»)

 



Присоединяйтесь к обсуждению!

Автор *
E-mail
Текст *
Осталось
из 2550 символов
* - Поля, обязательные для заполнения.

№ 46 (1090) от 13/11/18 Текущий номер

Энергетика

№ 46 (1090)
Государство и юристы

Лицевой расчет

Документы и аналитика

Коварный знак

Отрасли практики

Положительный шах

Тема номера:

Спорное разрешение

Поддерживаете ли вы разделение Государственной фискальной службы Украины на два ведомства?

Да, это позволит навести порядок и в налоговой, и на таможне

Нет, все фискальные органы должны быть объединены в один

Нет, это делается исключительно из кадровых соображений

Как ни реорганизовывай, на налоговых поступлениях это не отразится

Ваш собственный вариант ответа или комментарий Вы можете дать по электронной почте voxpopuli@pravo.ua.

  • АФ «Династия»
"Юридическая практика" в соцсетях
Заказ юридической литературы

ПОДПИСКА