Еженедельная газета «Юридическая практика»
Сегодня 19 мая 2019 года, 23:31

Генеральный партнер 2019 года

Адвокатское Бюро Гречковского - генеральный партнер газеты Юридическая практика в 2015 году
Еженедельная газета «Юридическая практика»

В фокусе: Госслужба

№ 46 (1090) Энергетикаот 13/11/18 (В фокусе: Госслужба)

Аналитический вклад ума

«Наш Директорат призван стать аналитическим центром Министерства юстиции Украины по выявлению существующих проблем и предложению путей для их решения», — отмечает Илья Черногоренко, руководитель нового «правового» структурного подразделения Минюста

 

Категория «доверие к судебной системе» была, есть и будет ключевой, когда речь идет об эффективности судебной реформы, но она может стать и предметом манипуляций, подчеркивает Илья ЧЕРНОГОРЕНКО

В прошлом году реформа государственного управления вышла на новый виток: в десяти пилотных министерствах, включая Министерство юстиции Украины, был запущен процесс создания специальных подразделений — директоратов, призванных держать руку на пульсе происходящих в профильных сферах изменений. В конце лета с.г. в Минюсте был создан Директорат правовой политики в сфере судоустройства, судопроизводства и смежных правовых институтов (Директорат). О планах работы, ключевых задачах и функциях нового структурного подразделения Минюста «Юридической практике» рассказал его руководитель — генеральный директор Директората Илья Черногоренко.

 

— Какова главная цель создания новых директоратов?

— Созданные в структурах десяти министерств новые директораты — это результат проведенной при финансовой поддержке Европейского Союза реформы государственного управления. Основная цель таких новаций — оптимизировать работу по формированию государственной политики в различных сферах и улучшить качество принимаемых правительственных решений. Особенность создания новых структурных подразделений в том, что их команды формируются практически с нуля. На конкурсной основе проводится тщательный отбор кандидатур специалистов, и те, кто его прошел, получат не только интересную работу, открывающую возможность для профессионального роста и реализации новаторских идей, но и достойное вознаграждение — конкурентную на рынке труда заработную плату.

 

— Какие задачи и функции будет выполнять возглавляемое вами структурное подразделение?

— Главные задачи и функции нашего Директората были прописаны в положении, утвержденном приказом Минюста 18 августа с.г. В сфере компетенции Директората — несколько направлений: исполнение решений, банкротство, судебная экспертиза, судоустройство, судопроизводство, адвокатура и адвокатская деятельность. Задачи нашего структурного подразделения достаточно глобальные. В части исполнения решений и банкротства это формирование государственной политики. Для судебной экспертизы ключевой задачей является определение стратегических направлений организации экспертного обеспечения правосудия. В сфере судоустройства, судопроизводства, адвокатуры и адвокатской деятельности — осуществление мониторинга и анализа эффективности нормативно-правовых актов. Наш Директорат призван стать аналитическим центром Минюста по выявлению существующих проблем и предложению наилучших альтернативных путей для их решения.

Если говорить о функциях Директората, то я бы выделил три ключевые. Первая — разработка концепций новых законов и других нормативно-правовых актов, а также подготовка изменений для действующих актов. Вторая — координация процессов привлечения и использования международной помощи в профильных сферах. Третья — изучение круга заинтересованных лиц и осуществление коммуникации с основными стейкхолдерами в соответствующих сферах компетенции.

— Знаем, что сейчас Директорат находится на этапе кадрового формирования. Как происходит процедура отбора государственных экспертов и руководителей экспертных групп, на каких специалистов делается ставка и когда завершится кадровый отбор?

— В начале октября с.г. стартовал процесс формирования нашей команды. Фактически первым кадровым решением в рамках конкурса стало мое назначение на должность генерального директора Директората. До этого я возглавлял офис Председателя Верховного Суда, ранее работал в проектах Совета Европы, а также получил степень магистра в лучшей юридической школе Лондона — Университете Королевы Марии.

На данный момент конкурсная комиссия уже отобрала девять экспертов, среди которых партнеры и адвокаты топовых юридических фирм, представители профильных парламентских комитетов, а также эксперты в сфере исполнения решений, с 10-летним опытом работы. Например, к группе по банкротству присоединился Владислав Филатов, один из самых известных украинских экспертов в этой сфере, а в состав группы по судоустройству вошел Владимир Чабан, адвокат ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры». Сейчас мы определяем руководителей экспертных групп, а также запускаем конкурс еще на пять вакансий государственных экспертов. Из 23 предусмотренных в штате нашего Департамента кадровых позиций десять уже заполнены. Вопрос по остальным вакансиям планируется закрыть в ближайшие месяцы, предположительно до конца 2018-го.

Процесс кадрового формирования имеет принципиальное значение, поскольку является некоей отправной точкой для перехода функционала от существующих департаментов министерств к новым структурным подразделениям. Так, согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 18 августа 2017 года № 644, полномочия и функции существующих департаментов должны перейти к новым директоратам при условии заполнения 50 % вакансий, но не позднее чем через шесть месяцев со дня назначения их руководителей.

— В 2017 году в Минюсте были созданы два директората — по стратегическому планированию и евроинтеграции, а также по правам человека, доступу к правосудию и правовой осведомленности. Какие достижения за год работы есть у этих структурных подразделений, будете ли вы ориентироваться на успехи коллег?

— Указанные структурные подразделения функционируют в Министерстве юстиции Украины с конца прошлого года. Они успели сформировать достаточно сильные и перспективные команды специалистов, которые уже демонстрируют результаты своей деятельности. Опыт работы, накопленный этими директоратами, станет дополнительным преимуществом, но ориентироваться мы будем на наши собственные достижения. Мне очень импонирует высказывание классика: «Единственный человек, с которым вы должны сравнивать себя, — это вы в прошлом. И единственный человек, лучше которого вы должны быть, — это вы сейчас». Уверен, что нас ждет свой путь! Мы понимаем, что времени на раскачку нет, поэтому должны быть готовыми включиться в работу буквально со старта.

 

— Процесс реформирования сферы правосудия еще в прошлом году вышел на финишную прямую, и сейчас новое законодательство, в том числе процессуальное, проходит испытание практикой. Войдет ли это направление в число ваших приоритетов для проведения мониторинга и оценивания результатов законодательного усовершенствования? с помощью каких инструментов будет осуществляться такой анализ?

— Практическую апробацию новое процессуальное законодательство проходит без малого год, и результаты уже есть. Не так давно, когда был опубликован рейтинг Doing Business 2019, стало известно, что Украина улучшила свои позиции в категории «Выполнение контрактов» в том числе благодаря упрощению процедуры рассмотрения малозначительных дел, поднявшись с 82-го места на 57-е. Оценка эффективности новых процессуальных кодексов, безусловно, может стать предметом нашего анализа, так как заданием Директората является мониторинг внедрения нормативно-правовых актов в сфере судопроизводства.

Если говорить об инструментах анализа, то согласно нашему положению Директорат может проводить консультации с заинтересованными сторонами, исследовать статистические данные, исследовать обращения государственных органов и обращения граждан, получать от органов государственной власти, предприятий и организаций необходимые для анализа материалы и документы и т.д.

 

— Главной целью проведения нынешней кампании по судебному реформированию стало стремление законодателя восстановить доверие к судебной власти. Будете ли вы проводить мониторинг уровня доверия граждан к отечественной Фемиде или же это задача другого Директората — по правам человека, доступу к правосудию и правовой осведомленности?

— Категория «доверие к судебной системе» была, есть и будет ключевой, когда речь идет об эффективности судебной реформы. В то же время она может стать и предметом манипуляций. Говоря о проведении мониторинга судоустройства, мы должны видеть полную картину его основных показателей. Только комплексный подход может дать четкое понимание, вписывается ли критерий «уровень доверия к судебной системе» по своей конкретике в канву мониторинга судоустройства или нет. Думаю, что ответ на вопрос о необходимости мониторинга уровня доверия граждан к отечественной Фемиде должна сгенерировать соответствующая профильная экспертная группа Директората. Более того, мы должны понимать конечную цель подобного исследования, а именно — станет ли мониторинг уровня доверия к судебной системе средством реализации тех функций Директората, которые четко определены в его положении.

Что касается задач Директората по правам человека, доступу к правосудию и правовой осведомленности, то могу заверить: в случае возникновения хоть малейшего сомнения в дублировании функций между директоратами я лично инициирую проведение консультаций во избежание параллельного выполнения одной и той же задачи двумя разными структурными подразделениями Минюста.

 

— Одна из задач возглавляемого вами Директората — подготовка концепций законов и других нормативно-правовых актов. Над усовершенствованием законодательного регулирования какого из четырех указанных направлений деятельности будете работать в первую очередь? Какие законодательные изменения вы планируете инициировать в обозримом будущем?

— Структура Директората не позволяет говорить о приоритетах в отдельных направлениях, ведь наше подразделение состоит из четырех экспертных групп, каждая из которых должна заниматься своим направлением — исполнением решений, банкротством, судебной экспертизой и судоустройством соответственно. Следовательно, все эти направления для нас являются приоритетными.

К вопросу о разработке конкретных законодательных изменений буду готов вернуться после проведенного Директоратом анализа состояния дел в указанных четырех сферах, выявления основных проблем и презентации альтернативных путей их решения. Понимая, что иногда скорость — враг качества, основной упор будем делать на максимальной эффективности нашей деятельности, чтобы оправдать надежды, которые были возложены на представителей новой генерации государственной службы в рамках реформы государственного управления.

 

(Беседовала Ольга КИРИЕНКО,

«Юридическая практика»)

 



Присоединяйтесь к обсуждению!

Автор *
E-mail
Текст *
Осталось
из 2550 символов
* - Поля, обязательные для заполнения.

№ 46 (1090) от 13/11/18 Текущий номер

Энергетика

№ 46 (1090)
Государство и юристы

Лицевой расчет

Документы и аналитика

Коварный знак

Отрасли практики

Положительный шах

Тема номера:

Спорное разрешение

Поддерживаете ли вы проведение досрочных парламентских выборов?

Безусловно, нужна полная перезагрузка власти.

Да, все равно парламент не будет должным образом работать до выборов.

Для этого пока нет правовых оснований.

Незачем спешить — до плановых выборов осталось совсем немного.

Ваш собственный вариант ответа или комментарий Вы можете дать по электронной почте voxpopuli@pravo.ua.

  • Antika
"Юридическая практика" в соцсетях
Заказ юридической литературы

ПОДПИСКА