Еженедельная газета «Юридическая практика»
Сегодня 20 марта 2019 года, 17:54

Генеральный партнер 2019 года

Адвокатское Бюро Гречковского - генеральный партнер газеты Юридическая практика в 2015 году
Еженедельная газета «Юридическая практика»

Акцент

№ 46 (1090) Энергетикаот 13/11/18 (Акцент)

Зимний творец

Зима пройдет под знаком формирования нового состава ВСП всеми неполитическими субъектами: наибольшим будет окно кадровых возможностей съезда судей

Ольга Кириенко
«Юридическая практика»
Судьба четырех вакансий в составе ВСП по судейской квоте будет решаться в Конгресс-холле отеля «Президент», в стенах которого наивысший орган судейского самоуправления уже собирался в сентябре 2014-го

Грядущая зима будет жаркой: это не метеорологическая сводка от Гидрометцентра — это прогноз «погоды» для сферы правосудия и смежных правовых институтов на ближайшие несколько месяцев, обусловленный «глобальным подкреплением» — новыми кадрами, которые Высший совет правосудия (ВСП) должен получить после того, как все неполитические субъекты его формирования проведут свои главные форумы. Судьи и прокуроры уже определились с соответствующими датами: 19–20 декабря с.г. состоится XVI внеочередной съезд судей, параллельно 20–21 декабря будет проведена всеукраинская конференция прокуроров. Теперь слово за адвокатами и учеными-юристами, которые должны запланировать проведение своих съездов на ближайшие зимние месяцы, но, скорее всего, уже в следующем году.

Наибольшим будет окно кадровых возможностей наивысшего органа судейского самоуправления. Если адвокатам, прокурорам и ученым-юристам нужно делегировать в состав ВСП по два своих представителя, то судьям — четыре. Причем только двое «новобранцев» по судейской квоте смогут ­приступить к ­исполнению полномочий членов ВСП сразу после избрания, остальным же придется дождаться окончания каденции своих предшественников. Но обо всем по порядку.

 Необходимость в кадровой «перезагрузке» ВСП, напомним, возникла ввиду нового концепта формирования и функционирования данного органа, предусмотренного конституционными изменениями в части правосудия. Согласно философии судебной реформы Высший совет правосудия является ключевым органом судейского управления, наделенным широким кругом полномочий и состоящим из судейского большинства: десять из 21 члена Совета — это служители Фемиды, делегированные самими судьями, плюс Председатель Верховного Суда (ВС), входящий в его состав по должности. При этом увеличение судейского присутствия в ВСП должно было проходить эволюционным путем, как, впрочем, и сам процесс трансформации Высшего совета юстиции (ВСЮ) в ВСП. После 30 сентября 2016-го (момент вступления в силу конституционных изменений в части правосудия) все члены ВСЮ, кроме политических фигур — Генпрокурора и министра юстиции Украины, — остались на своих местах, правда, уже в новом статусе членов ВСП и с оговоркой, что их каденция продолжается на срок их полномочий, которые не могут длиться дольше чем до 30 апреля 2019-го.

В конце апреля следующего года, как мы уже рассказывали в наших предыдущих публикациях, завершится каденция 12 нынешних членов ВСП (сейчас Совет насчитывает 19 человек). Только шесть представителей этого органа (не считая Председателя ВС) продолжат свою работу в Совете. Это Виктор Шапран, Игорь Артеменко, Владимир Говоруха, Андрей Овсиенко, Николай Худык и Лариса Швецова, которые на протяжении последних двух лет, но в разное время (по мере возникновения вакансий) были делегированы в состав ВСП судейским сообществом. Для остальных 12 членов этого органа судейского управления ближайшие полгода — это, так сказать, прощальная гастроль. А вот для всех субъектов формирования ВСП — период активных кадровых поисков, за перипетиями которых можно будет наблюдать в публичной плоскости, по крайней мере когда речь пойдет о заполнении вакансий по квоте коллегиальных, неполитических органов.

Так, согласно предписаниям части 1 статьи 9 Закона Украины «О Высшем совете правосудия» (Закон), судьи, адвокаты, прокуроры и ученые-юристы должны не позднее чем за 45 дней до момента проведения своего съезда/конференции проинформировать секретариат ВСП о соответствующем событии — дате и месте проведения форума. После чего секретариат Совета на своем официальном веб-портале публикует соответствующую информацию и запускает прием документов от кандидатов в состав ВСП. Для прокуроров эта кадровая процедура стартовала 22 октября и продлится до 19 ноября с.г. включительно, для судей таймер подачи документов был запущен 2 ноября и будет остановлен в 24.00 18 ноября 2018-го. На момент подготовки данной статьи (9 ноября с.г.) никакого кадрового ажиотажа не наблюдалось: в соответствующем разделе на официальном сайте ВСП значился только один кандидат, претендующий в состав этого конституционного органа по прокурорской квоте. Правда, как показывает практика проведения главных судейских форумов (служители Фемиды, к слову, единственные из всех субъектов формирования ВСП, кто уже апробировал, причем дважды, новую законодательную процедуру в этой части), пул претендентов определится лишь в последние дни подачи документов.

Как известно, законодательный концепт комплектации ВСЮ содержал существенный недостаток — необходимость принятия присяги члена ВСЮ на заседании парламента. Из-за этого церемониала работа данного органа не раз блокировалась. В процедуре формирования ВСП этот политический фактор отсутствует, а сам законодательный механизм содержит определенные предохранители от парализации работы — возможность заполнять вакансии заблаговременно, официализируя кадровый выбор субъекта формирования сразу после того, как он будет сделан. Статья 14 Закона предписывает неполитическим субъектам формирования ВСП принять соответствующее кадровое решение не позднее чем за два месяца до окончания каденции ранее делегированных представителей. А положения статьи 19 (часть 2) обязывают членов ВСП принимать присягу безотлагательно после избрания/назначения, при этом в части 4 указанной нормы оговаривается, что член ВСП приобретает полномочия с момента принятия присяги, но не ранее дня, следующего за днем завершения каденции его предшественника. В этой части было предусмотрено еще одно законодательное ноу-хау — институт трехмесячной пролонгации каденции члена ВСП (часть 3 статьи 5 Закона) для случаев, когда существует риск неполномочности состава Совета из-за окончания срока полномочий ее членов. Впрочем, применить этот инструмент в обозримом будущем, очевидно, не удастся, поскольку четкий конституционный дедлайн для полномочий нынешних 12 членов ВСП установлен в положениях Основного Закона, которые являются нормами прямого действия, в связи с чем пролонгация их каденции еще на три месяца невозможна.

Тот факт, что два из четырех неполитических субъектов формирования ВСП решили провести свои главные форумы в нынешнем году (а не в январе-феврале 2019-го), за четыре месяца до наступления конституционного часа «Ч», может объясняться как стремлением закрыть кадровые вопросы до «года выборов» (как известно, в следующем году нас ожидают сразу две политические гонки — президентская и парламентская), так и существованием риска, что решить данную кадровую задачу в рамках проведения одного съезда/конференции не удастся. Причем в случае с представителями судейского корпуса такие опасения не беспочвенны, ведь, как показала практика, миссия по заполнению вакансий в составе ВСП в свете новой расширенной квоты представительства оказалась полностью невыполнимой для двух предыдущих созывов наивысшего органа судейского самоуправления. В ходе XIV внеочередного съезда судей, который проходил в прошлом году, делегаты избрали четырех из необходимых шести членов ВСП, а в рамках XV очередного съезда (состоялся в начале марта с.г.) — двух из четырех.

Грядущему съезду судей предстоит как «подтянуть хвосты», решив кадровую задачу предшественников — избрав двух членов ВСП, чьи места в составе ВСП сейчас пустуют, так и освоить новое направление — определить, кто выйдет на замену двум членам, полномочия которых завершатся в апреле 2019-го. Поскольку это кадровое уравнение с двумя «неизвестными» — абсолютно разными алгоритмами вступления в полномочия членов ВСП, решить его наивысшему органу судейского самоуправления будет непросто. Ввиду того что Законом такой сценарий развития событий четко не урегулирован, ключ для решения этой задачи придется искать делегатам предстоящего форума. Причем уже сейчас можно прогнозировать, что на съезде судей будет реанимирован вопрос относительно введения «юрисдикционных» квот для вакансий в составе ВСП. Такое решение относится к разряду так называемых непопулярных, по крайней мере официальная риторика служителей Фемиды такова: судебная система Украины едина, и никакого разделения на общие и специализированные (административные и хозяйственные) суды в ней давно нет. Хотя в неформальном общении судьи признают: если на съезде нужно заполнить больше чем одну вакансию, без введения некоего лимита не обойтись, в противном случае голоса за разных кандидатов «рассеются», и в результате никто из претендентов не получит необходимого уровня поддержки делегатов. Хотя, как показала практика проведения последних двух главных судейских форумов, даже введение «юрисдикционной» квоты не является гарантией того, что волеизъявление делегатов (окно возможностей в этом случае не безгранично — согласно положениям части 5 статьи 15 Закона возможны всего два тура голосования — первый и повторный) будет результативным.

По какому пути решения нынешней кадровой задачи пойдет XVI внеочередной съезд судей, прогнозировать сложно, но некоторые предположения мы все же сделаем. Очевидно, на грядущем форуме помимо «квотной» дилеммы возникнет вопрос, каким образом заполнять четыре вакансии, ведь у них разный «временной» статус. Первый из вариантов — сначала провести общее голосование в отношении всех кандидатов, и только потом уже отдельным решением съезда установить порядок вхождения победителей в состав ВСП, ориентируясь, скажем, на их позицию в рейтинговом голосовании (например, два кандидата, получившие наибольшее количество голосов, делегируются в состав ВСП сразу, остальные остаются «в запасе») или же на нынешний расклад по представительству от разных юрисдикций в ВСП (в этом случае наверняка вперед пропустят представителя административных судов, ведь победителя от этой юрисдикции не удалось определить в ходе XV очередного съезда судей). Второй из возможных сценариев — разделить голосование за кандидатов по временному статусу вакансий: определить отдельно тех членов ВСП, кто делегируется сразу, и тех, кто вступит в свои права после появления двух вакансий. Правда, этот вариант сложно реализовать. Скажем, как определить, кого из претендентов отнести к разряду «первопроходцев», а кого — к «запасным», и вообще вправе ли наивысший орган судейского самоуправления проводить такое деление ввиду отсутствия соответствующих законодательных предписаний?..

Еще одна из возможных проблем при формировании нового состава ВСП также касается судейской квоты в составе этого конституционного органа, точнее — одной из двух позиций, которые нужно заполнить про запас. Отметим, что одна вакансия «беспроблемная»: она возникнет в конце апреля 2019-го в связи завершением каденции Натальи Волковицкой, делегированной в состав ВСЮ в ходе проведения второго этапа XII внеочередного съезда судей в сентябре 2014-го, но принявшей присягу члена ВСЮ на пленарном заседании парламента лишь восемь месяцев спустя — 4 июня 2015-го. А вот ко второй есть вопросы, поскольку судейскому сообществу нужно будет заполнить одну из трех кадровых позиций, возникших в связи с прекращением полномочий трех нынешних членов ВСП, делегированных в свое время в состав ВСЮ Президентом Украины: Игоря Бенедисюка, Николая Гусака и Татьяны Малашенковой. Следовательно, «привязки» к конкретному предшественнику у данной вакансии «из будущего» не будет. И, возможно, никаких проблем и не возникнет, если все пойдет по законодательному сценарию: в конце апреля следующего года срок полномочий указанных трех членов ВСП прекратится в связи с наступлением конституционного дедлайна, и уже на следующий день член ВСП, делегированный судейским сообществом, вступит в свои права. Но если кто-то из этого «трио» решит досрочно прекратить свои полномочия в качестве члена ВСП, и к тому времени глава государства уже определится по результатам проведенной конкурсной процедуры со своими представителями в составе этого конституционного органа (хотя в Законе, отметим, нет прямых предписаний относительно заблаговременности принятия кадрового решения политическими субъектами формирования ВСП), возникнет вопрос очередности вхождения в состав ВСП «судейского» и «президентских» представителей. 

Как бы то ни было, а кадровые марафоны по формированию нового состава ВСП обещают быть очень интересными и информационно насыщенными, ведь помимо неполитических субъектов формирования этого органа свой кадровый выбор должны будут сделать Верховная Рада и Президент Украины (квота каждого — два члена ВСП), впервые опробовав новые законодательные механизмы. Но это информационный повод уже для наших следующих публикаций.



Присоединяйтесь к обсуждению!

Автор *
E-mail
Текст *
Осталось
из 2550 символов
* - Поля, обязательные для заполнения.

№ 46 (1090) от 13/11/18 Текущий номер

Энергетика

№ 46 (1090)
Государство и юристы

Лицевой расчет

Документы и аналитика

Коварный знак

Отрасли практики

Положительный шах

Тема номера:

Спорное разрешение

Поддерживаете ли вы разделение Государственной фискальной службы Украины на два ведомства?

Да, это позволит навести порядок и в налоговой, и на таможне

Нет, все фискальные органы должны быть объединены в один

Нет, это делается исключительно из кадровых соображений

Как ни реорганизовывай, на налоговых поступлениях это не отразится

Ваш собственный вариант ответа или комментарий Вы можете дать по электронной почте voxpopuli@pravo.ua.

"Юридическая практика" в соцсетях
Заказ юридической литературы

ПОДПИСКА