По данным независимых аналитических исследований, уровень использования бизнесом цифровых технологий существенно вырастет в следующие пять лет, а именно: на 42 % — в Южной и Северной Америке, на 31 % — в Азии и странах Тихоокеанского региона, на 41 % — в Европе, Африке и на Ближнем Востоке. Стремительное внедрение цифровых технологий приводит к увеличению количества услуг, которые предоставляются конечным потребителям в электронном виде.
В финальном отчете относительно первого шага по имплементации плана по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (план BEPS) «Противодействие вызовам цифровой экономики» акцентируется внимание на том, что налогообложение НДС товаров и услуг по местонахождению конечного потребителя является более предпочтительным по сравнению с налогообложением по месту нахождения поставщика услуг (OECD (2015), Addressing the Tax Challenges of the Digital Economy, Action 1 — 2015 Final Report, OECD/G20 Base Erosion and Profit Shifting Project, OECD Publishing, Paris, — paragraph 52, section 2.4.2). Поставка электронных услуг конечным потребителям (в формате B2C) может приводить к ситуациям, когда такие услуги не будут облагаться НДС ни в государстве поставщика, ни в государстве получателя услуг. Например, когда государство поставщика электронных услуг облагает такие услуги НДС по местонахождению получателя, а государство конечного потребителя — по местонахождению поставщика. Также страна получателя не может применить механизм уплаты НДС резидентом за нерезидента (reverse charge), так как получателями услуг выступают физические лица.
Финальный отчет относительно первого шага по имплементации плана BEPS называет систему One Stop Shop, которая действует на территории ЕС, одним из достойных внимания способов налогообложения НДС B2C-услуг по месту нахождения конечного потребителя (OECD (2015), Addressing the Tax Challenges of the Digital Economy, Action 1 — 2015 Final Report, OECD/G20 Base Erosion and Profit Shifting Project, OECD Publishing, Paris, — paragraph 63, section 2.4.3.2).
В чем суть
Система One Stop Shop существовала в ЕС с 2003 года. Ее суть состояла в том, чтобы упростить администрирование НДС для компаний не из ЕС, которые поставляли электронные услуги в ЕС. Компания не из ЕС могла зарегистрироваться в одной из стран ЕС как плательщик НДС вместо того, чтобы регистрироваться плательщиком НДС в каждой стране.
C 1 января 2015 года были изменены правила налогообложения телекоммуникационных услуг, а также электронных услуг (Telecommunications, Broadcasting and Electronically supplied services — TBE). С 2015 года TBE, предоставленные на территории ЕС, должны облагаться НДС по местонахождению конечного получателя услуг. Это правило распространяется и на компании не из ЕС, в том числе на украинские компании. Поставщики TBE не из ЕС часто не знают или игнорируют обязанность уплачивать европейский НДС.
В то же время для снижения административной нагрузки при поставке TBE в разные страны ЕС начала действовать система mini One Stop Shop (MOSS) для B2C-поставок конечным потребителям из ЕС, которая заменила систему One Stop Shop. MOSS действует с 1 января 2015 года и является опциональной.
Если компания выбрала применение MOSS, НДС-регистрация необходима только в одной из стран ЕС (страна идентификации), а отчетность по НДС следует подавать только в стране идентификации. В таком случае MOSS должен применяться к поставкам TBE во все страны ЕС. Ставки НДС, как и по общим правилам, применяются по месту потребления TBE.
MOSS действует по двум схемам: 1) по схеме для компаний, зарегистрированных (созданных) в странах ЕС, 2) по схеме для компаний, которые не зарегистрированы в странах ЕС.
По схеме для компаний из ЕС страной идентификации обычно является страна, где размещен главный офис компании (но возможны и исключения).
Что касается использования схемы для компаний не из ЕС, то компания может самостоятельно выбрать страну идентификации.
При выборе MOSS, кроме обычных деклараций по НДС, компания ежеквартально подает MOSS-декларацию в стране идентификации с указанием информации о том, резиденты каких стран ЕС приобретали TBE у компании. Уполномоченные органы страны идентификации передают данные в уполномоченные органы стран, в которых осуществлялось потребление TBE (страны потребления). По результатам поданной MOSS-декларации уполномоченные органы страны идентификации пропорционально перечисляют НДС уполномоченным органам страны потребления.
Если компания не выбрала систему MOSS, то поставщики TBE должны регистрироваться плательщиками НДС в каждой стране ЕС, резиденты которой приобретают TBE, и платить НДС по ставкам страны, куда поставляется TBE.
Например, компания из Люксембурга регулярно поставляет программное обеспечение посредством интернета конечным потребителям из Великобритании и Ирландии. Компания из Люксембурга должна начислять НДС в размере 20 % при поставке софта потребителям из Великобритании и в размере 23 % при поставке потребителям из Ирландии. При этом необходимо зарегистрироваться плательщиком НДС, подавать НДС-отчетность в Великобритании и Ирландии и уплатить НДС-обязательства в каждой из этих стран. Если компания выбрала MOSS, то достаточно подавать MOSS-декларации в Люксембурге и уплатить налоговые обязательства в Люксембурге (но по ставкам НДС в Великобритании и Ирландии). Уполномоченный орган Люксембурга самостоятельно перечислит налоговые обязательства в Великобританию и Ирландию.
С 1 января 2019 года вступают в силу изменения, которые дадут возможность компаниям из ЕС применять правила НДС по месту регистрации компании-поставщика (а не по местонахождению получателя услуг), если размер TBE, поставляемых за границу, не превышает 10 тысяч евро (без НДС). Поставщик TBE может применять правила НДС по месту нахождения потребителя по собственному выбору. Если поставщик сделает выбор в пользу правил по месту нахождения потребителя, то будет их применять в течение двух календарных лет.
Введение барьера в размере 10 тысяч евро позволяет избавить небольшой бизнес из ЕС, поставляющий TBE, от дополнительной административной нагрузки.
Планируется, что с 2021 года MOSS будет применяться также к B2C-поставкам товаров.
MOSS и Украина
Применение MOSS в Украине актуально в следующих случаях: при продаже украинскими компаниями TBE потребителям из ЕС, при покупке украинскими потребителями TBE у компании из ЕС, при использовании MOSS как модели администрирования НДС в Украине.
Многие украинские компании хотят работать на рынке ЕС, но игнорируют элементарные законодательные требования. Необходимо учитывать, что компании не из ЕС (в том числе украинские), поставляющие TBE конечным потребителям из ЕС, по общему правилу должны регистрироваться плательщиками НДС в стране, потребители которой приобретают TBE, после получения первого евроцента за оказанные услуги.
Регистрационные НДС-лимиты для компаний из ЕС не применяются для компаний не из ЕС при поставке TBE (не путать с лимитами от 35 тысяч до 100 тысяч евро на дистанционную поставку товаров). Незнание законодательства ЕС не освобождает украинские компании, которые не платят европейский НДС, от ответственности.
Если украинская компания поставляет TBE в несколько стран ЕС, она может применить MOSS. Украинская компания может выбрать любую страну ЕС в качестве страны идентификации по схеме для компаний не из ЕС и получить там идентификационный номер для целей НДС.
Для украинской компании одним из самых важных критериев при выборе страны для идентификации может стать уровень расходов на подготовку отчетности по НДС.
В случае систематических поставок TBE из Украины потребителям в ЕС оптимальным вариантом с операционной точки зрения может стать регистрация дочерней компании в ЕС.
Поскольку TBE, по правилам ЕС, облагаются НДС по местонахождению потребителя, европейский НДС при поставке в Украину не начисляется, соответственно, MOSS не применяется.
MOSS как целостная система актуальна только для объединений государств с разными таможенными территориями, экономически тесно связанными. Но как концепция упрощенной регистрации нерезидентов для целей НДС при продаже TBE конечным потребителям из Украины MOSS представляет собой весьма интересное решение для украинского законодателя.
Система может работать следующим образом: если нерезидент Украины поставляет TBE конечным потребителям из Украины (при достижении определенного лимита или без лимита), он должен зарегистрироваться плательщиком НДС в Украине по упрощенной процедуре (возможно онлайн), подавать НДС-отчетность и платить украинский НДС. Похожая система действует не только в ЕС, но и в Индии, Турции, Японии и других странах мира.
Поиск украинским правительством компенсаторов в случае принятия налога на выведенный капитал может привести к появлению украинской интерпретации MOSS в обозримом будущем.
Вместо P.S.
MOSS — это инструмент, который будет лишь усиливать свое значение в ЕС. Украинскому бизнесу следует принимать во внимание наличие такого инструмента при поставке TBE конечным потребителям из ЕС. Также нельзя исключать, что Украина начнет облагать НДС TBE, поставляемые украинским конечным потребителям от нерезидентов.
ЗАДЕРИГОЛОВА Антон — юрист ЮФ AVELLUM, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…