Еженедельная газета «Юридическая практика»
Сегодня 19 ноября 2018 года, 14:17

Генеральный партнер 2018 года

Адвокатское Бюро Гречковского - генеральный партнер газеты Юридическая практика в 2015 году
Еженедельная газета «Юридическая практика»

Юрдепартаменты

№ 44 (1088) Недвижимостьот 30/10/18 (Юрдепартаменты)

Комплекс заданий

«Основной фокус нашего развития — быть еще ближе к нашим внутренним клиентам, мы стремимся предугадывать потребности и предоставлять полный комплекс услуг» — Виктория Огрыза, руководитель юридического департамента компании PepsiCo в Украине

 

Основным и любимым направлением работы Виктории ОГРЫЗЫ является маркетинг и диджитал, поскольку в нем сливаются юридический анализ рисков, творческий подход и удовлетворение от полученного результата

Специфика работы юристов в крупных фирмах с каждым годом модернизируется и трансформируется, а компании с международной структурой в этом вопросе играют ведущую роль. О специфике работы юристов компании, коммуникации с юрслужбами в других странах и отношении к монополии на представительство в судах рассказала Виктория Огрыза, руководитель юридического департамента компании «PepsiCo в Украине».

 

— Виктория, расскажите о специфике работы юристов в компании с международной структурой?

— Работа в международной компании PepsiCo — это, безусловно, колоссальный опыт и профессиональная экспертиза, готовность и способность адаптироваться к изменениям. Ведь ничто так не постоянно, как изменения и трансформации. Бизнес должен быть конкурентным, то есть уметь достигать результатов совместно и правильным способом. Это один из принципов работы нашей компании. Потребитель должен иметь право выбора качественного вкусного любимого продукта. Поэтому задачи юридического департамента существенно трансформировались за последние пять лет.

Раньше роль юриста в компании определялась как fireman, который «тушит» уже возникшие критические ситуации и вытягивает сложные судебные дела, затем это была роль gatekeeper, чья задача состояла в том, чтобы оценить существующие и потенциальные риски, в том числе связанные с локальным законодательством, и предложить варианты решений. А сейчас наша функция звучит как unlock the door for business — юристы вовлекаются во все сферы и этапы развития бизнеса, начиная от идеи создания продукта, его производства до поставки и обратной связи потребителя, что в свою очередь затрагивает многие сферы как украинского законодательства, так и глобальных политик компании. Мы вместе с бизнесом думаем, как получить результат и несем совместную ответственность за риски, а значит, уверенно отстаиваем позицию компании в судах и при коммуникации с государственными органами.

 

— Как структурирована юридическая служба в вашей компании в Украине? Как происходит коммуникация с юрслужбами в других странах?

— В Украине в юридическом департаменте группы компаний PepsiCo работают восемь юристов, которые сопровождают два основных бизнеса компании — производство продуктов питания и их поставку. Это айсберг нашей работы, а по сути три отдела сопровождают все направления бизнеса. Юридический отдел, который возглавляет Алексей Скачко, занимается сделками слияния и поглощения (M&A), корпоративными вопросами, антимонопольными кейсами, вопросами, связанными с маркетингом, закупками, производством, экологией и трудовыми отношениями. Отдел по юридической поддержке продаж и сопровождению налогов, возглавляемый Александром Диденко, отвечает за юридическое сопровождение переговоров и заключение договоров с клиентами компании, в том числе с дистрибьюторами, торговыми сетями, небольшими магазинами, предпринимателями, кафе, барами, ресторанами. Кроме того, одними из важных направлений являются налоговое консультирование, вопросы антимонопольного регулирования вертикальных и горизонтальных соглашений, коммуникации с государственными органами и работа в комитетах Американской торговой палаты в Украине (АСС) и Европейской бизнес ассоциации (ЕBА). Также мы занимаемся оформлением права собственности на объекты недвижимости компании и землю. И, конечно же, активно вовлечены в комплаенс. Это и адаптация глобальных политик, и антикоррупционные тренинги, и составление памяток, и консультации, и контрольные проверки процессов компании совместно с сompliance-отделом и отделом внутреннего аудита.

Так что рабочая жизнь юристов в международной компании многогранна и, самое главное, интересна. Когда, сидя за чашечкой кофе, вспоминаешь, в каких проектах участвовала наша команда, какие невероятно сложные судебные дела мы выигрывали и как это находило отдачу в нашей компании, тебя переполняет чувство гордости за то, что юристы «PepsiCo в Украине» — это профи! И мы не стоим на месте. Основной фокус нашего развития — быть еще ближе к нашим внутренним клиентам, мы стремимся предугадывать потребности и предоставлять им полный комплекс услуг. Мы слушаем и слышим их обратную связь, чтобы сложные процессы и документы были понятны и доступны, а это в свою очередь позволяет бизнесу становиться активным и быстро реагировать на таком высококонкурентном рынке, как FMCG.

Юристы Украины активно взаимодействуют c коллегами на глобальном и европейском уровнях. Компания приветствует общение и обмен лучшими практиками за пределами границ конкретного бизнес-юнита. Например, мы совместно со странами Европы и России согласовываем маркетинговые активности и рекламные ролики глобальных брендов PepsiCo, чтобы и наше локальное законодательство, и местные особенности были учтены при разработке концепций. Это существенно упрощает и структурирует юридическое согласование, а также дает юристам понимание, какие особенности европейского законодательства отличают Украину и как это можно применить в украинских реалиях. Если есть необходимость получения лицензий, приобретения прав на объекты интеллектуальной собственности, упаковку, ингредиенты, то мы сразу подключаемся на этапе разработки стратегии взаимодействия с глобальными поставщиками, поскольку поставка идет в страны разной юрисдикции, а наша задача — адаптировать бизнес-условия к локальным договорам с учетом местного законодательства и устоявшейся практики. При этом разница во времени, языковые и культурные отличия нисколько не блокируют нашу работу, а наоборот, добавляют красок и драйва в наше общение.

 

— Каким процессам юрслужба уделяет больше внимания: договорной работе, оптимизации налогообложения, сопровождению судебных споров? Приведите примеры наиболее интересных/знаковых проектов за год.

— Мы сопровождаем все направления бизнеса, и могу сказать, что работа выглядит сбалансированной. Мы практически ушли от фокусирования внимания на договорах. Здесь я активно продвигаю идею типовых договоров, лимитов по суммам, без привлечения юристов, с введением автоматизации в процессы составления и проверки документа. Для меня работа юриста по рутинным договорам — это вчерашний день. Поэтому в договорах мы стараемся фокусироваться в основном на нестандартных или новых сделках, но не забываем и о важных направлениях. Например, договорная работа с дистрибьюторами, крупными клиентами связана с постоянной оценкой на предмет соответствия требованиям конкурентного законодательства. Работа с поставщиками требует максимальной сосредоточенности на комплаенс-процессах нашей компании.

Основным и любимым направлением нашей работы, конечно же, является маркетинг и диджитал. Это невероятно интересно, я бы даже сказала, что это работа для души. Здесь сливаются воедино юридический анализ рисков, тактика ведения сложных переговоров с маркетологами, творческий подход к предложенным вариантам и полное удовлетворение от полученного результата.

Работа с маркетингом научила меня слышать и находить баланс интересов. К тому же наши ежегодные тренинги по ответственному маркетингу, комплаенсу поставщиков, обращению с деловыми подарками позволили повысить уровень знаний сотрудников, дали им понимание, что любой результат и прибыль, которые мы планируем получить, должны быть достигнуты правильно, законными методами и в первую очередь этичным способом. А это позволяет минимизировать количество судебных споров с участием компании. Поэтому наша судебная практика немногочисленна, но в большей части эффективна и касается трудовых отношений и налогов. Одним из значимых примеров слаженной работы бизнеса и юристов стал запуск нового продукта в линейке соков и нектаров «Фрукты целые». Это был сложный комплексный проект, подготовка к нему заняла полтора года, а его результатом стал продукт с определенными свойствами и четкими коммуникационными утверждениями для потребителя на упаковке. Все рекламные тексты прошли оценку юридических рисков, подтверждены лабораторными заключениями, практикой Европы и американскими научными исследованиями. Работа юристов в данном проекте была одной из ключевых, поскольку мы сами ставили критические вопросы, подвергали сомнениям все рекламные утверждения и сами находили аргументы и доказательства, имитируя таким образом представление интересов в Антимонопольном комитете Украины или суде. Еще одним немаловажным успехом работы нашего департамента стал возврат авансовых платежей налога на прибыль. Мы смогли это сделать путем переговоров с Государственной фискальной службой Украины, несмотря на неоднозначную судебную практику по таким вопросам.

 

— Привлекаете ли вы к работе внешних юридических консультантов? Если да, то по каким вопросам? Каковы критерии выбора внешних консультантов?

— Сегодняшние реалии ведения бизнеса в Украине влияют на модель работы юридического департамента, и мы все больше интересуемся услугами внешних юридических консультантов в тех вопросах, где нам необходимы подтвержденная критическая экспертиза и скорость получения результата. У нас существует запрос на юридические мнения second opinon и юридическое сопровождение в судебных делах посредством конкретных отдельных работ (таких, как экспертиза, налоговая консультация, разъяснение госорганов). Поэтому основными критериями выбора становятся репутация компании и консультанта, подтвержденный опыт и честность в отношениях с клиентом. Отличный внешний консультант — это тот, кто понимает, что продает услугу юристу, с кем вы можете разговаривать на одном языке, опуская основы маркетинга и тактики лучших продаж. Для меня как для клиента важно понимать, каким способом будет достигнута конкретная цель, какие для этого есть основания и законодательная база. В мире юридических услуг очень сильная конкуренция и большой пул юридических компаний и консультантов, способных качественно оказать поддержку. Поэтому если нас как клиентов слышат, мы сотрудничаем.

 

— Многие ли юристы службы получили свидетельство о праве на занятие адвокатской деятельностью? Как ваша компания выполняет требования относительно исключительного права адвокатов на судебное представительство?

— Сегодня у нас работают два внештатных адвоката — в Днепре и Николаеве. У нас с ними отличный тандем — юристы департамента, например, готовят иски и разрабатывают стратегию дела, а адвокаты участвуют в судебных слушаниях и мастерски используют аргументы и тактики ведения дела. Адвокатские запросы очень эффективны для формирования доказательственной базы. От такого взаимного сотрудничества выигрывают все. Это развитие профессиональных навыков и коллаборации.

В любом случае мы не стоим на месте в развитии своей модели работы — сейчас три юриста, в том числе и я, получают свидетельство о право на занятие адвокатской деятельностью. Мы практически у цели. Поэтому вполне могу сказать, что к адвокатской монополии я отношусь прагматично. В подобных ситуациях я всегда отвечаю себе на вопрос: могу ли лично я повлиять на то, что происходит? Если да — действуй! Если нет — адаптируйся и извлекай пользу. Когда я готовилась к экзамену, то по сути за две недели напомнила себе, что же собственно должен знать и уметь практикующий юрист, какие нюансы в новых процессуальных кодексах есть для защиты интересов нашей компании. А главное — я поняла, что есть сферы адвокатской работы, которые точно не мои, например, уголовный процесс. Здесь я отдам пальму первенства адвокатам-профессионалам. Не могу не затронуть законопроект № 9055, который предусматривает представительство работодателя. Я вижу здесь существенное ограничение прав адвокатов-инхаусов, которые на равных условиях, при одинаковых требованиях к знаниям и навыкам во всех отраслях права получают адвокатское свидетельство, как правило, за собственный счет, и в итоге могут крайне ограниченно пользоваться своим статусом адвоката, при этом даже не покрыв все вопросы своей компании. Простой пример: в группу PepsiCo в Украине входят два юридических лица. Новый законопроект вынуждает трудоустраивать юристов во все компании, что неинтересно бизнесу, или нанимать внешних адвокатов. При этом действие свидетельств на право заниматься адвокатской деятельностью для инхаусов приостанавливается. Я все же надеюсь, что наш голос будет услышан в этом вопросе. Условия работы и права всех адвокатов независимо от направления их деятельности должны быть равными и справедливыми.

 

— Как в компании реализованы функции compliance и GR? Относятся ли они к функционалу юрслужбы?

— В компании PepsiCo на глобальном уровне compliance, GR и юристы входят в одно направление, а работа на локальном уровне зависит от размера бизнеса и количества сотрудников. Поэтому в Украине персонально служба compliance не находится, но эффективно взаимодействует с юристами. Я, как член compliance-комитета, участвую в расследованиях внутри компании, реагирую и озвучиваю юридическое мнение по вопросам, полученным службой compliance на линию компании Speaк up. Юристы департамента проводят ежегодные тренинги по антикоррупционной политике и консультируют службы на предмет взаимодействия с госорганами и поставщиками. Также мы очень продуктивно работаем со службой GR. Это действительно командная работа. Мы совместно участвуем в АСС и ЕBA в обсуждении важных для бизнеса вопросов, даем свою критическую оценку и высказываем предложения относительно профильных законов и нормативных актов.

Работа в PepsiCo предоставляет неограниченные возможности для профессионального роста юриста и его активного развития за пределами профессии. Ну и, конечно же, networking — наше все.

 

(Беседовала Светлана ТАРАСОВА,

«Юридическая практика»)

 



Присоединяйтесь к обсуждению!

Автор *
E-mail
Текст *
Осталось
из 2550 символов
* - Поля, обязательные для заполнения.

№ 44 (1088) от 30/10/18 Текущий номер

Недвижимость

№ 44 (1088)
Отрасли практики

Поставить на спор

Репортаж

Ценностный комплекс

Тема номера:

Оборотная сторона

Юрдепартаменты

Получить по услугам

Поддерживаете ли вы введение налога на выведенный капитал?

Да, в перспективе это будет эффективней налогообложения прибыли

Да, но только для малого и среднего бизнеса

Нет, для государства это непозволительная роскошь

Ни один закон не искоренит такое явление, как уклонение от уплаты налогов

Ваш собственный вариант ответа или комментарий Вы можете дать по электронной почте voxpopuli@pravo.ua.

  • aequo
"Юридическая практика" в соцсетях
Заказ юридической литературы

ПОДПИСКА