Еженедельная газета «Юридическая практика»
Сегодня 13 декабря 2018 года, 01:21

Генеральный партнер 2018 года

Адвокатское Бюро Гречковского - генеральный партнер газеты Юридическая практика в 2015 году
Еженедельная газета «Юридическая практика»

Частная практика

№ 41 (1085) Слияния и поглощенияот 09/10/18 (Частная практика)

Партнерская доля

О тенденциях развития института партнерства в украинских юрфирмах

Алексей Насадюк
«Юридическая практика»

Основой практически каждой юридической фирмы независимо от организационно-правовой формы является ее партнерский состав, партнерство. На украинском рынке в той или иной мере представлены все основные модели построения партнерств, распространенных в мире. При этом системы партнерства нельзя назвать статичными, они меняются не только в персональном плане (в связи с присоединением новых партнеров либо, наоборот, выходом из партнерства, а также ротациями на должности управляющего партнера), эволюционируют и управленческие модели, и требования к партнерам, и их функциональные обязанности, и принципы распределения прибыли.

Денис Киценко, партнер АФ «Династия», отвечая на вопрос, кто такой партнер юрфирмы, приводит следующее определение: «Это известный на рынке специалист в определенном направлении, количество постоянных клиентов которого или способность привлечения клиентов которым настолько существенна для бизнеса конкретной юридической фирмы, что его привлечение к управлению или предоставление ему доли в капитале фирмы позитивно влияет на ее общий доход».

Тимур Бондарев, управляющий партнер АО Arzinger, говоря об эволюции партнерств, отмечает: «Украинский юридический бизнес четко следует основным глобальным тенденциям в сфере урегулирования отношений между партнерами, и мы видим все большее принятие на местном рынке лучших иностранных практик структурирования партнерских отношений». По его словам, консервативность украинского права и практики, равно как и молодость рынка в целом, налагают свой отпечаток, в связи с чем вряд ли можно говорить о полной адаптации иностранной практики в Украине, в то же время происходит постепенный отход от консервативных моделей. «Следует отметить, что очень часто при обсуждении систем партнерства дискуссии сужаются исключительно к модели распределения прибыли между партнерами, что, разумеется, является немаловажным аспектом взаимоотношений в бизнесе, но не основным: партнерам важно чувствовать свою причастность к бизнесу, возможность определять стратегию и судьбу бизнеса, участвовать в процессах утверждения направлений для инвестиций, видеть общую финансовую картину и т.д.».

При этом Тимур Бондарев обращает внимание на достаточного распространенную в Украине практику несоответствия номинального статуса партнера («зарплатного»), реальным правам и полномочиям соответствующего специалиста. Денис Киценко также говорит о дилемме «быть или казаться»: «Как и во многих других случаях, ключевой момент в отношении партнерства в юридическом бизнесе — это классическая дилемма «быть или казаться». В данном случае — быть крупной юридической фирмой, объединяющей «сто пятьсот» состоявшихся специалистов, каждый из которых не просто «боевая единица в себе», а «боевое подразделение в себе», или казаться такой. Когда все без «пиара от лукавого», то оснований для устойчивых и ровных отношений между партнерами намного больше, а взаимной честности и равного участия в работе вполне достаточно для того, чтобы жить долго и счастливо. А вот когда очень хочется показать, что юрфирма — гранд рынка, то включается механизм «+ 1 партнер» наподобие классического «+ 1» в показателях правоохранителей в недавнем прошлом. Второй случай, когда новый партнер не соответствует определению, указанному выше, — это попытка удержать в рамках компании очевидно прогрессирующего специалиста. В обоих случаях возникает конфронтация ролей и статусов «партнер» и «сотрудник», от которой компания в целом не выигрывает — лучше честная позиция наемного советника, чем «недопартнерство».

Что касается управленческих функций и полномочий партнеров в юрфирмах, то в АО Arzinger, как сказал Тимур Бондарев, все партнеры имеют одинаковый объем полномочий, доступ к финансам компании и принятию стратегических решений. Но при этом партнеры-основатели имеют ряд специальных полномочий, балансирующих потенциальные конфликтные ситуации. Достаточно большой объем управленческих полномочий делегирован управляющему партнеру, но все стратегически важные вопросы выносятся на рассмотрение и утверждение совета партнеров. «У нас также существуют постоянно действующие и ad hoc комитеты, к компетенции которых относится разрешение различных вопросов жизнедеятельности компании. Работа в таких комитетах строится по принципу волеизъявления партнеров и с учетом желания принимать непосредственное активное участие в тех или иных внутренних процессах: property committee, partnership committee etc. В работу некоторых комитетов активно вовлекаются и другие сотрудники компании, которые видят в себе силы и желание участвовать в процессах реформирования бизнеса и увеличения эффективности нашей деятельности», — рассказал управляющий партнер АО Arzinger. При этом он предостерегает от чрезмерного увлечения партнеров микроменеджментом — «это контрпродуктивно и неминуемо влечет конфликты, равно как и негативно влияет на бизнес».

В разрезе управления юрбизнесом и развития отдельных практик наиболее явно проявляется эволюция партнерских моделей. Наряду с вышеуказанным распределением «по комитетам по интересам» и делегированием отдельных полномочий админперсоналу распространение на украинском рынке получило назначение руководителями и координаторами отдельных практик юристов предпартнерского уровня (советников или старших юристов), при этом объем их полномочий сопоставим с «зарплатными» партнерами в других фирмах. Среди последних тенденций отметим также введение должностей соуправляющих партнеров либо создание управленческих комитетов — в частности, именно такие варианты выбрали партнерства, созданные вследствие слияния.


Комментарии

Непростая арифметика

Денис КИЦЕНКО, партнер АФ «Династия»

Экономические модели партнерства — это компромисс между «мы просто делим кости» и «действительно общий бизнес».

В рамках первого полюса практика каждого партнера воспринимается как separate business entity, а процессы, имеющие общее значение, не всегда прозрачны для всех партнеров. Означает ли это, что такой подход негативный? Отнюдь. В компаниях, в которых количество реальных партнеров преграждает возможность прямой коммуникации и обсуждения вопросов, имеющих общее значение, это может быть оптимальным вариантом. Только сколько таких в реальности? Единицы.

Второй полюс — излишне сложный алгоритм расчета дохода и многочисленные коэффициенты. Вряд ли он приведет к «долгожительству». Означает ли это, что все партнеры должны быть равны? Отнюдь, но все должны иметь равные права. За исключением делегирования ряда управленческих или представительских функций (например, в качестве признания за «исторические» заслуги), права партнеров не должны отличаться. Но не процент от дохода — тут как раз императивным выступает правило «каждому — по заслугам».

Прекрасный вопрос — как измерить заслуги перед компанией. Всегда ли это только сумма поступлений? Нет. Развитие бизнеса, структурное развитие компании, плотная работа с сотрудниками и многое другое — это те сферы, которые также необходимо учитывать. Можно ли их прописать в алгоритм? Скорее нет, слишком велик риск «выплеснуть ребенка вместе с водой». Вот тут часто приходят к формуле «от каждого — по способностям». А она работает только в случае взаимного уважения и доверия.


Блиц-интервью

Партнер должен быть признанным экспертом и лидером мнений

Тимур БОНДАРЕВ, управляющий партнер АО Arzinger

— Что является залогом успешного и стабильного партнерства?

— Партнер должен быть настоящим собственником бизнеса со всеми преимуществами и недостатками этого статуса. К сожалению, мы до сих пор видим на рынке множество «партнеров», которые фактически являются высокооплачиваемыми старшими юристами, так называемыми зарплатными партнерами, и имеют визитку партнера исключительно для оправдания повышенной биллинговой ставки и удовлетворения собственного эго, но практически не выступают партнерами бизнеса. Мы не верим в успешность этой модели, считаем, что она изначально обречена на поражение, — в нашей системе координат все партнеры являются собственниками бизнеса с соответствующими правами, обязанностями
и полномочиями.

 

— Каким основным критериям должен соответствовать партнер юрфирмы?

— Партнер должен быть признанным экспертом и лидером мнений в собственной сфере компетенции, быть командным игроком, разделять и принимать корпоративную культуру и ценности АО Arzinger, иметь четко развитые инстинкты собственника, равно как и быть самодостаточной личностью, иметь долгосрочное видение и подходы к бизнесу. Для нас очень важно, чтобы личный доход не был основной мотивацией для партнера Arzinger. Разумеется, наш бизнес обеспечивает достойный доход партнерам, но мы четко отдаем себе отчет в том, что личный доход не должен стоять во главе мотивационного списка, поскольку этот подход может сыграть плохую шутку в долгосрочной перспективе как для отдельно взятого партнера, так и для бизнеса в целом. При этом, разумеется, каждый партнер Arzinger понимает, что мы работаем в очень конкурентной среде и финансовые показатели являются одним из критериев успешности бизнеса.

— Какой объем управленческих полномочий имеют партнеры вашей фирмы?

— В нашей системе координат все партнеры имеют одинаковый объем полномочий независимо от стажа работы в компании, успешности и т.д., это значит, что все партнеры имеют полный доступ к финансам компании и право принимать стратегические решения. При этом партнеры-основатели наделены рядом специальных полномочий, балансирующих потенциальные конфликтные ситуации. У нас выстроено эффективное корпоративное управление, достаточно большой объем полномочий с точки зрения операционной деятельности и выполнения утвержденной стратегии бизнеса имеет управляющий партнер, в то же время важные стратегические решения, затрагивающие интересы других партнеров (об инвестициях, альянсах, бюджетах и т.д.), выносятся на рассмотрение и утверждение совета партнеров. При этом каждый партнер имеет практически неограниченную управленческую свободу в части развития собственной практики с учетом утвержденной стратегии бизнеса.

 

— При каком количественном составе партнерства целесообразно вводить дифференциацию управленческих компетенций партнеров?

— На мой взгляд, вопрос не в количестве партнеров, а в размере бизнеса и задачах, которые ставятся перед ним. Огромное значение также имеют особенности корпоративной культуры бизнеса — мне известны случаи, когда в некоторых фирмах партнеры занимаются микроменеджментом, глубоко вникая практически во все самые незначительные операционные вопросы, что, на мой взгляд,  неминуемо приводит к конфликтам, а также негативно влияет на бизнес. Именно поэтому очень важно правильно выстроить внутреннюю систему управления, чтобы удовлетворить потребности всех партнеров и при этом сохранить оперативность принятия решений и адаптивность бизнеса к новым реалиям, что очень важно в современном мире. Безусловно, расширение бизнеса так или иначе связано с увеличением количества партнеров, что влечет за собой дальнейшие реформы, в том числе и в части изменения структуры управления. Мы постоянно находимся в поиске наиболее оптимальных и легких моделей управления с целью обеспечения быстрого реагирования на потребности рынка. Следует также отметить, что у меня существует огромный уровень доверия к менеджменту среднего звена — руководителям функциональных подразделений Arzinger, в связи с чем большинство задач, которые обычно закреплены за управляющим партнером, делегированы именно на уровень функций, а мы, как партнеры, можем освободить время для работы с клиентами.

(Беседовал Алексей НАСАДЮК, «Юридическая практика»)

 



Присоединяйтесь к обсуждению!

Автор *
E-mail
Текст *
Осталось
из 2550 символов
* - Поля, обязательные для заполнения.

№ 41 (1085) от 09/10/18 Текущий номер

Слияния и поглощения

№ 41 (1085)
Государство и юристы

IP-адрес

Отрасли практики

Неопознанный объект

Судебная практика

Допустимые меры

Тема номера:

Бюро находок

15 декабря у вас ассоциируется с…

профессиональным праздником — Днем работников суда

годовщиной старта работы Верховного Суда

вступлением в силу нового процессуального законодательства

всем выше перечисленным

со снегом и холодом, это обычная дата в календаре

Ваш собственный вариант ответа или комментарий Вы можете дать по электронной почте voxpopuli@pravo.ua.

  • aequo
  • Antika
"Юридическая практика" в соцсетях
Заказ юридической литературы

ПОДПИСКА