Еженедельная газета «Юридическая практика»
Сегодня 16 ноября 2018 года, 20:45

Генеральный партнер 2018 года

Адвокатское Бюро Гречковского - генеральный партнер газеты Юридическая практика в 2015 году
Еженедельная газета «Юридическая практика»

Судебная практика

№ 37 (1081) Морское правоот 11/09/18 (Судебная практика)

Из другого места

Для голосования на местных выборах зарегистрированное место жительства избирателя не должно быть временным — ВС

Кристина Пошелюжная
«Юридическая практика»

Говорят, что нет ничего более постоянного, чем временное. Но это правило не работает, когда речь заходит о выборах местного уровня и переселенцах. По крайней мере в этом убежден Кассационный административный суд (КАС) в составе Верховного Суда (ВС).

По информации СМИ, в Украине по состоянию на апрель 2018 года зарегистрировано около 1,5 млн внутренне перемещенных лиц. Одна из переселенок, назовем ее условно гр-ка Х., изъявила желание принимать участие в качестве избирателя во всех выборах по новому месту жительства. 14 ноября 2016 года гр-ка Х. обратилась в отдел ведения Государственного реестра избирателей Луцкого городского совета с заявлением о ее включении в списки избирателей на местных выборах. Однако днем позже ей отказали в изменении избирательного адреса. Отказ обоснован тем, что заявительница не предоставила документы, подтверждающие ее принадлежность к территориальной общине, следовательно, отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявления. Справка о регистрации внутренне перемещенного лица не была учтена при рассмотрении данного заявления.

 

Разные позиции

Гр-ка Х. обжаловала отказ в суде. 19 декабря 2016 года Луцкий горрайонный суд Волынской области стал на ее сторону. Суд исходил из того, что справка о постановке на учет внутренне перемещенного лица является документом, удостоверяющим место жительства лица. Поскольку истицей подтверждена регистрация в городе Луцке, то, согласно требованиям законодательства, она приобретает право избирателя на очередных выборах по месту своего нового места жительства в принимающей местной общине. Суд первой инстанции признал противоправным отказ и обязал отдел ведения Государственного реестра избирателей Луцкого городского совета внести данные в реестр об изменении избирательного адреса согласно сведениям о местонахождении истицы (месте постоянного жительства), указанным в справке о регистрации гр-ки Х. как внутренне перемещенного лица.

Но 30 марта 2017 года Львовский апелляционный административный суд отменил постановление суда первой инстанции и отказал в удовлетворении иска. По мнению суда, справка о постановке на учет внутренне перемещенного лица не является документом, в который вносятся сведения о зарегистрированном месте жительства лица, следовательно, заявление гр-ки Х. как внутренне перемещенного лица об изменении избирательного адреса на основании справки без соответствующего изменения регистрации места жительства является необоснованным и правомерно не удовлетворено ответчиком.

Решив отстаивать свое избирательное право до конца, гр-ка Х. обратилась в Верховный Суд. Свою кассационную жалобу она обосновывала тем, что уже больше года живет по новому адресу, и указала, что занимает активную гражданскую позицию.

Но Верховный Суд счел обоснованными выводы суда апелляционной инстанции и оставил кассационную жалобу без удовлетворения.

 

ВСе пропало

Суд напомнил, что право голоса на выборах депутатов местного совета, выборах городского головы имеют граждане Украины, имеющие право голоса в соответствии со статьей 70 Конституции Украины, принадлежащие к соответствующей территориальной общине и проживающие в пределах соответствующего избирательного округа. Документом, удостоверяющим личность, подтверждающим гражданство и удостоверяющим место жительства избирателя на местных выборах, является паспорт гражданина Украины, а для лиц, недавно получивших гражданство Украины, — временное удостоверение гражданина Украины.

КАС ВС также обращает внимание на то, что принадлежность гражданина к соответствующей территориальной общине и проживание его на соответствующей территории определяется его зарегистрированным местом жительства.

Закон Украины «О государственном реестре избирателей» устанавливает, что избирательным адресом избирателя является адрес его проживания или места пребывания либо другой адрес, изменяющий адрес проживания избирателя, что является основанием для прикрепления избирателя к соответствующему избирательному участку. Избирательный адрес избирателя определяется по зарегистрированному месту жительства и по адресу проживания избирателя в соответствии с Законом Украины «О свободе передвижения и свободном выборе места жительства в Украине». Этим же законом предусмотрено, что регистрация — это внесение в Единый государственный демографический реестр и паспортный документ информации о месте жительства или месте пребывания лица с указанием адреса проживания.

«Вместе с тем зарегистрированное место жительства не должно быть временным, как следует из статьи 1 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине», которой установлено, что территориальная община — эти жители, объединенные постоянным жительством в пределах села, поселка, города, которые являются самостоятельными административно-территориальными единицами, или добровольное объединение жителей нескольких сел, имеющих единый административный центр», — отмечает КАС ВС. Согласно Закону Украины «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц», справка о постановке на учет внутренне перемещенных лиц удостоверяет место жительства такого лица на период наличия определенных оснований (вооруженного конфликта, временной оккупации, повсеместного проявления насилия, массовых нарушений прав человека, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера).

При этом коллегия судей Кассационного административного суда отмечает, что в соответствии со статьей 6 Закона Украины «О свободе передвижения и свободном выборе места жительства в Украине» регистрация места жительства осуществляется только по одному адресу.

«Предоставляя анализ указанных правовых норм, Верховный Суд соглашается с выводом суда апелляционной инстанции, что право участия в таких выборах должны иметь только те граждане Украины, которые постоянно проживают на соответствующей территории и имеют регистрацию места жительства на территории соответствующего села, поселка или города», — говорится в постановлении суда.

«Именно место регистрации в паспорте гражданина Украины имеет ключевое юридическое значение при решении избирательных споров относительно включения в списки избирателей для голосования на очередных выборах, поскольку в зависимости от места регистрации избирателя определяется его избирательный адрес», — констатирует ВС.

Кроме того, Верховный Суд считает, что ссылка истца на справку о постановлении на учет как внутренне перемещенного лица не принимается во внимание, поскольку по закону не является основанием для изменения места голосования избирателя, то есть голосования не по избирательному адресу.

Постановление ВС вступило в силу с даты его принятия (25 июля 2018 года) и обжалованию не подлежит (дело № 161/16573/16-а).

 

Не местными едиными

Судебная практика лишь подтвердила то, о чем говорят уже давно: переселенцы в Украине остаются без права голоса на местных выборах. И речь идет не столько о судебной практике (тогда ВС еще не высказывался по данному вопросу), сколько о законодательстве. Ряд общественных организаций разработали и добились регистрации в Верховной Раде Украины законопроекта о внесении изменений в некоторые законы Украины относительно избирательных прав внутренне перемещенных лиц и других перемещающихся внутри страны граждан.

Законопроект № 6240 зарегистрирован еще в марте 2017 года. Авторы документа сетуют на то, что Конституция Украины не устанавливает никаких цензов оседлости для получения гражданами Украины активного избирательного права на выборах всех уровней, а законодательство о Государственном реестре избирателей в части установленных оснований для определения избирательного адреса не учитывает факта постоянного проживания граждан не по месту регистрации.

В пояснительной записке к законопроекту говорится не только о местных выборах. На выборах Президента Украины и народных депутатов Украины избиратели, которые фактически не проживают по месту регистрации, вправе воспользоваться процедурой временного изменения места голосования без изменения избирательного адреса. «При этом действующее законодательство не позволяет избирателю, воспользовавшемуся процедурой временного изменения места голосования без изменения избирательного адреса, голосовать в одномандатных избирательных округах на выборах народных депутатов Украины. Ограничение права отдельных групп граждан голосовать в одномандатных избирательных округах на парламентских выборах противоречит представительскому мандату народного депутата Украины и имеет дискриминационные признаки», — отмечают авторы.

Основные цели законопроекта — обеспечить возможность (в том числе переселенцев) реализовывать свои избирательные права на выборах всех уровней, усилить интеграцию переселенцев по новому месту жительства, усовершенствовать процедуру определения избирательного адреса избирателя, устранить нарушение избирательных прав граждан.

В предложенных изменениях к Закону Украины «О Государственном реестре избирателей» предусматривается, что избиратель получает возможность обратиться с мотивированным обращением в орган ведения реестра об определении другого избирательного адреса, а не предусмотренного зарегистрированным местом жительства.

Хотя до выборов Президента Украины и народных депутатов Украины еще далеко, избирательная гонка уже стартовала. Дойдут ли руки парламентариев в сложившихся условиях до решения этого избирательного вопроса? Весьма сомнительно…



Присоединяйтесь к обсуждению!

Автор *
E-mail
Текст *
Осталось
из 2550 символов
* - Поля, обязательные для заполнения.

№ 37 (1081) от 11/09/18 Текущий номер

Морское право

№ 37 (1081)
Конспект

Выходить на поверку

Отрасли практики

Признать годным

Судебная практика

Из другого места

Тема номера:

Отформатировать иск

Поддерживаете ли вы введение налога на выведенный капитал?

Да, в перспективе это будет эффективней налогообложения прибыли

Да, но только для малого и среднего бизнеса

Нет, для государства это непозволительная роскошь

Ни один закон не искоренит такое явление, как уклонение от уплаты налогов

Ваш собственный вариант ответа или комментарий Вы можете дать по электронной почте voxpopuli@pravo.ua.

  • Antika
    АФ «Династия»
"Юридическая практика" в соцсетях
Заказ юридической литературы

ПОДПИСКА