На прошлой неделе лекторы Lеgal High School помогали своим слушателям разобраться во всех тонкостях трансфертного ценообразования (ТЦО). Так, Екатерина Кузьмина, специалист по трансфертному ценообразованию ЮФ Evris, рассказала о таком полезном для крупных налогоплательщиков инструменте, как предварительное согласование ценообразования в контролируемых операциях.
Предварительным согласованием ценообразования является процедура, в ходе которой между крупным налогоплательщиком и Государственной фискальной службой (ГФС) Украины согласовываются критерии для определения соответствия условий контролируемых операций принципу «вытянутой руки». Эксперт отметила, что в числе преимуществ предварительного согласования ценообразования в Украине — отсутствие платы за заключение таких договоров (в отличие от других стран). К слову, стоимость таких услуг в Германии составляет 20 тысяч евро, в России — более 30 тысяч евро.
Лектор назвала следующие преимущества заключения договора для бизнеса. В первую очередь это возможность решения вопросов относительно трансфертного ценообразования путем сотрудничества с ГФС Украины вместо судебных процессов, которые сегодня набирают обороты. Во-вторых, это гарантия невозможности доначисления налоговых обязательств, штрафов, пени относительно таких контролируемых операций. При этом лектор подчеркнула, что все указанные преимущества актуальны исключительно в случаях соблюдения налогоплательщиком всех условий договора. Екатерина Кузьмина надеется, что первые крупные налогоплательщики, которые обратятся в ГФС Украины для инициирования данной процедуры, останутся довольны, поскольку данная процедура интересна не только бизнесу, но и налоговым органам, поэтому они будут более лояльно относиться к «первопроходцам».
Схожее мнение прозвучало и в ходе лекции Игоря Чуфарова, партнера EYУкраина, в рамках модуля «ТЦО. Контроль и проверки», в которой юрист отметил: в проверках по ТЦО налоговые органы демонстрируют большую открытость, чем в обычных налоговых проверках, готовность слушать и слышать доводы налогоплательщиков.
Лектор рассказал, что за последние пять лет Государственной фискальной службой было проведено около 70 проверок по ТЦО: часть из них уже завершены, некоторые до сих пор находятся в производстве. Результат этих ревизий визуализируется в следующих цифрах: начислено 400 млн грн налога на прибыль, уменьшены налоговые убытки на сумму порядка 4 млрд грн, пеня и корректировка НДС в 2013—2014 годах составили около 100 млн грн.
По словам спикера, одними из ключевых отличий проверки по ТЦО от обычной налоговой ревизии являются временные рамки ее проведения. Так, средний срок проверки по ТЦО — больше одного года. Суть специализированной ревизии заключается в проверке применения методологии ТЦО. Как отмечалось, за пять лет в Украине документация по ТЦО была запрошена приблизительно у 250 налогоплательщиков.
О подходах налоговых органов к организации и проведению проверок контролируемых операций слушатели Lеgal High School узнали из первых уст в ходе лекции Николая Мишина, начальника отдела проверок трансфертного ценообразования Департамента аудита ГФС Украины.
Так, лектор рассказал о знаковых судебных делах и ключевых позициях контролируемых органов в спорах, касающихся отчетности. В частности, отмечалось, что ошибки в отчете о контролируемых операциях автоматически не расцениваются как нарушение требований подпункта 120.3 статьи 120 Налогового кодекса (НК) Украины и должны оцениваться только с позиции наличия факта недекларирования контролируемых операций. «Отчет должен подаваться относительно операций, которые признавались контролируемыми на момент их совершения, а не на момент подачи такого отчета», — подчеркивает спикер, добавляя, что отчет должен подаваться исключительно в электронном виде: подача другим способом является ненадлежащим выполнением требований подпункта 39.4.2 пункта 39.4 статьи 39 НК Украины.
Говоря о рисках ТЦО, которые учитываются при отборе «кейсов» для налогового контроля, Николай Мишин отметил, что при проведении анализа отчетов налоговыми органами учитываются результаты финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, в том числе, но не исключительно: убыточность в течение нескольких лет; несоответствие финансовых результатов налогоплательщика среднеотраслевым показателям; значительный объем операций внутригрупповых услуг, уплаченных роялти и/или процентов по финансовым заимствованиям; проведение хозяйственных операций, не типичных для текущей деятельности плательщика. К факторам риска лектор также относит значительный объем операций со связанными лицам или лицами, зарегистрированными в низконалоговых юрисдикциях; чрезмерные суммы задолженности по займам; низкое качество информации в отчетах о контролируемых операциях и/или документации по ТЦО.
Как подготовиться к проверкам контролируемых операций? Своим опытом в этих вопросах со слушателями Lеgal High School поделилась старший консультант группы трансфертного ценообразования «KPMG в Украине» Евгения Марущенко.
Согласно законодательству Украины, срок исковой давности по ТЦО составляет семь лет, то есть операции 2018 года потенциально могут быть проверены налоговыми органами в 2025 году.
Проверки по ТЦО в Украине можно разделить на два типа. Первый — это проверки отчета о контролируемых операциях (в связи с неподачей или несвоевременной подачей такого отчета, неполным декларированием контролируемой операции в отчете, неподачей документации по ТЦО), второй — проверки относительно ценообразования или соблюдения принципа «вытянутой руки» (по вопросам полноты начисления и уплаты налогов во время совершения контролируемых операций).
Основаниями для проверки соблюдения принципа «вытянутой руки» или ценообразования являются предоставление документации по трансфертному ценообразованию, непредоставление или предоставление с нарушением отчета о контролируемой операции либо документации по трансфертному ценообразованию.
Евгения Марущенко обратила внимание, что сроки подачи документов для проверки по трансфертному ценообразованию составляют десять рабочих дней с момента начала проверки или 15 рабочих дней с момента дополнительного запроса контролирующего органа. Акт проверки обязательно должен содержать документально подтвержденные факты отклонения условий в контролируемой операции от рыночных, а также доказательства и расчеты того, что это привело к занижению сумм налога.
«ГФС Украины активно использует механизм направления специальных запросов в налоговые органы иных юрисдикций», — сообщила Лариса Антощук, менеджер, руководитель практики разрешения налоговых споров KPMG Law Ukraine в рамках лекции«Споры по сути. Актуальная судебная практика». При этом полученные ответы (а они приходят практически на все запросы) становятся поводом для выхода налоговых органов на проверку.
Лектор представила прогноз на 2018—2020 годы по делам в сфере ТЦО. В частности, увеличится количество споров с доказательственной базой, полученной по «спецзапросам», направленным в зарубежные компетентные органы. «Бизнесу в свою очередь следует также активно вести переписку с контрагентами по вопросу предоставления информации относительно проверки компетентными органами их деятельности», — считает Лариса Антощук.
Спикер также обратила внимание, что фискальные органы во всех странах определяют справедливый размер прибыли (прибыли, которую должно было бы получить ассоциированное предприятие в каждом государстве) и оценивают правильность установления субъектами хозяйствования трансфертной цены при отсутствии рыночных факторов.
Кроме того, лектор ознакомила слушателей и с украинской судебной практикой. «У нас все еще на этапе формирования подходы к подготовке доказательственной базы», — отметила Лариса Антощук. Также, по ее словам, в небольшой категории дел бизнес привлекает судебных экспертов, чтобы предоставить суду экспертные и правовые заключения.
Лариса Антощук посоветовала применять методические рекомендации Организации экономического сотрудничества и развития по ТЦО. По ее словам, сегодня они учтены лишь в четырех судебных делах.
Продолжая расширять горизонты для своих слушателей, LHS предоставляет им возможность узнать об актуальных тенденциях в международной практике от иностранных спикеров. В рамках модуля «ТЦО. Контроль и проверки» состоялась лекция специалиста из Голландии, ассоциированного партнера Crowe LF UA, эксперта в области международного налогообложения Рустама Вахитова, который рассказал, как избежать нарушений в сфере трансфертного ценообразования.
В начале лекции г-н Вахитов обозначил общемировые тенденции в сфере ТЦО. По словам лектора, наблюдается резкое повышение прозрачности структур. «Сегодня в большинстве юрисдикций введены правила по раскрытию конечных бенефициаров, существует автоматический обмен информацией по банковским счетам. И хотя Украина к этому процессу пока не присоединилась, но через год-два эти процессы будут актуальны и для Украины», — подчеркнул Рустам Вахитов. Также в числе общих тенденций — повышение квалификации налоговых органов, усиление международного сотрудничества и гармонизация законодательства (БЕПС).
Как сказал лектор, основными источниками рисков для проведения проверок являются обмен информацией между налоговыми органами разных стран; пострановая отчетность (и хотя Украина пока не имплементировала такое законодательство, это не значит, что украинские группы освобождены от этого), обработка данных; налоговые проверки; политические тренды; медиа/пресса.
Рассказывая о последнем источнике, Рустам Вахитов отметил, что результаты проверок, осуществляемых (налоговое давление) журналистами или обществом, в последующем могут заинтересовать контролирующие органы. Пример такого расследования голландскими журналистами был представлен слушателям LHS.
Для уменьшения рисков нарушений в сфере ТЦО лектор рекомендует придерживаться последовательной политики в вопросах ТЦО, документировать все факты, проводить своевременный и полный комплаенс, заключать предварительные соглашения о ценообразовании и осуществлять мониторинг изменений и тенденций.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…