Голый контроль — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №35 (1079) » Голый контроль

Голый контроль

Гражданский контроль за деятельностью власти в чистом виде: надзорные функции народа предложено регламентировать в рамках отдельного закона
В отечественном законодательстве вскоре может появиться новый термин «гражданское сопротивление» — право субъектов гражданского контроля выразить в мирной форме публичное несогласие с решениями или действиями органов власти

Рассвет гражданского общества в Украине, произошедший на волне Революции достоинства, породил новый тренд в отечественном законотворчестве — моду на создание специальных механизмов, которые предусматривают общественное участие в различных процедурах (вспомнить хотя бы о конкурсных алгоритмах отбора судей). Но парламентарии решили пойти дальше, предусмотрев общественный контроль за деятельностью власти в чистом виде: надзорные функции народа, которые сегодня регулируются целым рядом законов (например, «Об обращениях граждан», «Об общественных объединениях», «О доступе к публичной информации», «О политических партиях» и т.д.), в том числе и Основным, предлагается регламентировать в рамках отдельного нормативно-правового акта. Речь идет о законопроекте № 9013 с одноименным названием «О гражданском контроле за деятельностью органов власти, их должностных и служебных лиц», инициированном народным депутатом Украины Сергеем Каплиным.

Этой законодательной инициативой, как декларируется, на основании части 2 статьи 5 Конституции Украины устанавливается право и определяется механизм осуществления гражданского контроля за деятельностью органов власти, их должностных и служебных лиц по выполнению ими требований Конституции и законов Украины, других актов законодательства, определяющих права и свободы человека и гражданина и механизм их реализации, и устанавливается ответственность этих органов, должностных и служебных лиц.

Проект закона по объему небольшой: его «тело» состоит из восьми статей, включая «норму-тезаурус», которая содержит определение трех понятий — «гражданский контроль», «гражданское сопротивление» и «органы власти». К последний категории автор законодательной инициативы относит органы государственной власти, в том числе Президента Украины, правоохранительные органы, другие государственные органы, органы власти Автономной Республики Крым, органы местного самоуправления. При этом абсолютно новому законодательному термину — «гражданское сопротивление» — дается следующее определение: это право субъектов гражданского контроля выразить в мирной форме публичное несогласие с решениями или действиями органов власти, их должностных и служебных лиц, требовать от них надлежащего выполнения положений актов законодательства.

Осуществлять гражданский контроль автор законодательной инициативы предлагает в 17 различных формах. Но и такой достаточно внушительный перечень проявлений общественного контроля не будет исчерпывающим: законодательной инициативой предусматривается, что субъекты гражданского контроля могут реализовывать свое право в любой другой форме, не запрещенной Конституцией и законами Украины. Так, выполнять надзорные функции граждане смогут, например, путем уже существующих опций: организации и проведения общественных слушаний по вопросам деятельности органов власти; участия в работе консультативно-совещательных и других органов, создаваемых при органах власти; подачи обращений в органы власти, к их должностным и служебным лицам с требованием об устранении нарушений в выданных (принятых) актах законодательства, а также открытых обращений с требованием о предоставлении информации, разъяснений или реагирования на факты правонарушений. К сфере компетенции гражданского контроля предложено отнести и некие «собирательные» полномочия (функции по сбору и обнародованию информации), составлять перечень органов власти, их должностных и служебных лиц, деятельность которых подлежит гражданскому контролю; списки должностных и служебных лиц органов власти, которые систематически нарушают требования актов законодательства, этику государственного служащего, должностного лица местного самоуправления, права и законные интересы граждан (указанные «черные списки» могут размещаться на соответствующих сайтах субъектов гражданского контроля и в СМИ); реестр нарушений требований актов законодательства органами власти и обнародовать его на вышеупомянутых ресурсах.

Правда, некоторые из предусмотренных 17 конфигураций отличаются чисто номинально. Скажем, не совсем понятно, в чем состоят принципиальные отличия между «проведением пикетирования административных зданий, в которых постоянно или временно размещаются органы власти, их должностные и служебные лица, инициированием и проведением в иной форме мирных массовых мероприятий в соответствии со статьей 39 Конституции Украины» и «организацией и проведением мирных акций гражданского сопротивления в случае нарушения органами власти, их должностными и служебными лицами требований актов законодательства».

Два указанных публичных проявления несогласия граждан с действиями власть имущих по своей сути являются фактически мирными собраниями, гарантии проведения которых урегулировать в отдельном законе предлагалось уже не раз. Так, только в рамках работы парламента нынешнего созыва в декабре 2015-го были инициированы два законопроекта (№ 3587 и № 3587-1), которые до сих пор обрабатываются в профильном комитете. Гарантии для осуществления мероприятий гражданского контроля устанавливаются и проектом № 9013. Как прописывается, органы государственной власти, их должностные и служебные лица в пределах своих полномочий обязаны создавать надлежащие условия для обеспечения осуществления мероприятий гражданского контроля. При этом запрещается принимать решение о запрете проведения мероприятий гражданского контроля, в том числе по пикетированию административных зданий, в которых постоянно или временно размещаются органы. В положениях статьи 6 проекта закона также конкретизируется, что по предложению органов власти, их должностных и служебных лиц, других заинтересованных лиц суды, рассматривающие соответствующие дела (напомним, что особенности производства по таким делам предусмотрены в статье 280 Кодекса административного судопроизводства Украины), могут вводить конкретно определенные меры по ограничению проведения мероприятий гражданского контроля только в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья населения или защиты прав и свобод других граждан.

Положениями статьи 6 законопроекта предусмотрено введение неких табу для стражей порядка. Так, правоохранительным органам запрещается принимать решения об ограничении или прекращении мероприятий гражданского контроля, применять к субъектам гражданского сопротивления меры физического воздействия и специальные средства при условии мирного характера проведения таких мероприятий. При этом допускаются в установленном законом порядке задержания отдельных субъектов гражданского сопротивления, которые грубо нарушают общественный порядок, допускают призывы или совершают действия, способные привести к массовым беспорядкам, или состояние здоровья которых представляет угрозу для других граждан. Правда, обязательным условием для задержания дебоширов является осуществление видеозаписи действий должностных, служебных лиц правоохранительных органов и нарушителей общественного порядка. В указанной норме также конкретизируется, что правоохранители, которые привлечены к обеспечению общественного порядка во время проведения мероприятий гражданского сопротивления, должны иметь на своей форменной одежде номерные обозначения, идентифицирующие их.

Законодательной инициативой также предлагается установить ряд обязанностей органов власти, их должностных и служебных лиц, а также ответственность за их нарушение. Например, органам власти, их должностным и служебным лицам, руководителям государственных предприятий, учреждений и организаций запрещается участвовать в организации мероприятий гражданского контроля, предоставлять финансовое или материальное содействие в их проведении, препятствовать любым способом субъектам гражданского контроля в организации и проведении мероприятий гражданского сопротивления. Данные ограничения (кроме запрета создавать препятствия в организации и проведении мероприятий гражданского сопротивления) будут распространяться не на всех представителей власти: для народных депутатов Украины, депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым и депутатов местных советов такое табу не предусмотрено.

Отдельно в законодательной инициативе предложено установить, что непредоставление, несвоевременное предоставление или предоставление не в полном объеме должностными и служебными лицами органов власти ответов на письменные обращения субъектов гражданского контроля считается коррупционным правонарушением. При этом сопутствующая коррекция других нормативно-правовых актов законопроектом № 9013 не предусмотрена: работу по адаптации законодательной и нормативной базы Украины к предписаниям нового закона автор проекта предложил поручить Кабинету Министров Украины.

Следует отметить, что идея проекта № 9013 для украинского законотворчества не нова. Скажем, еще в апреле 2014-го похожее нормотворческое предложение (проект № 4697 «Об общественном контроле») было внесено на рассмотрение Верховной Рады Украины народным депутатом VII созыва Сергеем Тигибко. Правда, у предшественников сегодняшних парламентариев руки до рассмотрения этой законодательной инициативы так и не дошли, и впоследствии проект № 4697 был отозван. Повторит ли нынешний законопроект судьбу предыдущего, покажет время.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Самое важное

Не юридические издания

Акцент

Удержать победу

Государство и юристы

Разрушительно настроен

Государство и юристы

Новости из-за рубежа

Правительство Молдовы утвердило программу предоставления гражданства через инвестиции

Государство и юристы

Голый контроль

Детский мир

Документы и аналитика

Дань конституции

Конспект

Глас не сводить

Новости законотворчества

Судебная практика

Усилены требования по видеоконтролю внутри банковских учреждений

Предложена стратегия устойчивого развития Украины до 2030 года

Внесены изменения, стимулирующие семейные фермерские хозяйства

Если допуск к налоговой проверке произошел, право на обжалование ее проведения потеряно — ВС

ВС высказался по поводу обстоятельств участия прокурора в судебном процессе

Новости юридических фирм

Частная практика

Анжелика Ливицкая — новый советник ЮФ Asters

Партнер ЮФ Aequo Анна Бабич получила квалификацию солиситора Англии и Уэльса

ЮФ «АНК» — советник портового оператора Одесского порта

МЮФ CMS Cameron McKenna Nabarro Olswang повышает юристов в Киеве

Отрасли практики

Возобновляемая энергия

Перепродажная подготовка

Размер имеет назначение

Рабочий график

Карта событий

Самое важное

Уровнем выше

Синхронный перевод

Формула правления

Судебная практика

Ничтожно пало

В общем порядке

В честном случае

Судебная практика

Судебные решения

Кто является надлежащими ответчиками в спорах об обжаловании решений госрегистраторов после ликвидации терруправлений юстиции

Отсутствие закона, регулирующего порядок предоставления разрешения на ношение оружия, не исключает привлечения к ответственности за это преступление

Судебная практика

Добиться признания

Тема номера

Бить известным

Что не тальк?

Базовая комплектация

Частная практика

Двойственное соотношение

В креативном поиске

Інші новини

PRAVO.UA