Рассвет гражданского общества в Украине, произошедший на волне Революции достоинства, породил новый тренд в отечественном законотворчестве — моду на создание специальных механизмов, которые предусматривают общественное участие в различных процедурах (вспомнить хотя бы о конкурсных алгоритмах отбора судей). Но парламентарии решили пойти дальше, предусмотрев общественный контроль за деятельностью власти в чистом виде: надзорные функции народа, которые сегодня регулируются целым рядом законов (например, «Об обращениях граждан», «Об общественных объединениях», «О доступе к публичной информации», «О политических партиях» и т.д.), в том числе и Основным, предлагается регламентировать в рамках отдельного нормативно-правового акта. Речь идет о законопроекте № 9013 с одноименным названием «О гражданском контроле за деятельностью органов власти, их должностных и служебных лиц», инициированном народным депутатом Украины Сергеем Каплиным.
Этой законодательной инициативой, как декларируется, на основании части 2 статьи 5 Конституции Украины устанавливается право и определяется механизм осуществления гражданского контроля за деятельностью органов власти, их должностных и служебных лиц по выполнению ими требований Конституции и законов Украины, других актов законодательства, определяющих права и свободы человека и гражданина и механизм их реализации, и устанавливается ответственность этих органов, должностных и служебных лиц.
Проект закона по объему небольшой: его «тело» состоит из восьми статей, включая «норму-тезаурус», которая содержит определение трех понятий — «гражданский контроль», «гражданское сопротивление» и «органы власти». К последний категории автор законодательной инициативы относит органы государственной власти, в том числе Президента Украины, правоохранительные органы, другие государственные органы, органы власти Автономной Республики Крым, органы местного самоуправления. При этом абсолютно новому законодательному термину — «гражданское сопротивление» — дается следующее определение: это право субъектов гражданского контроля выразить в мирной форме публичное несогласие с решениями или действиями органов власти, их должностных и служебных лиц, требовать от них надлежащего выполнения положений актов законодательства.
Осуществлять гражданский контроль автор законодательной инициативы предлагает в 17 различных формах. Но и такой достаточно внушительный перечень проявлений общественного контроля не будет исчерпывающим: законодательной инициативой предусматривается, что субъекты гражданского контроля могут реализовывать свое право в любой другой форме, не запрещенной Конституцией и законами Украины. Так, выполнять надзорные функции граждане смогут, например, путем уже существующих опций: организации и проведения общественных слушаний по вопросам деятельности органов власти; участия в работе консультативно-совещательных и других органов, создаваемых при органах власти; подачи обращений в органы власти, к их должностным и служебным лицам с требованием об устранении нарушений в выданных (принятых) актах законодательства, а также открытых обращений с требованием о предоставлении информации, разъяснений или реагирования на факты правонарушений. К сфере компетенции гражданского контроля предложено отнести и некие «собирательные» полномочия (функции по сбору и обнародованию информации), составлять перечень органов власти, их должностных и служебных лиц, деятельность которых подлежит гражданскому контролю; списки должностных и служебных лиц органов власти, которые систематически нарушают требования актов законодательства, этику государственного служащего, должностного лица местного самоуправления, права и законные интересы граждан (указанные «черные списки» могут размещаться на соответствующих сайтах субъектов гражданского контроля и в СМИ); реестр нарушений требований актов законодательства органами власти и обнародовать его на вышеупомянутых ресурсах.
Правда, некоторые из предусмотренных 17 конфигураций отличаются чисто номинально. Скажем, не совсем понятно, в чем состоят принципиальные отличия между «проведением пикетирования административных зданий, в которых постоянно или временно размещаются органы власти, их должностные и служебные лица, инициированием и проведением в иной форме мирных массовых мероприятий в соответствии со статьей 39 Конституции Украины» и «организацией и проведением мирных акций гражданского сопротивления в случае нарушения органами власти, их должностными и служебными лицами требований актов законодательства».
Два указанных публичных проявления несогласия граждан с действиями власть имущих по своей сути являются фактически мирными собраниями, гарантии проведения которых урегулировать в отдельном законе предлагалось уже не раз. Так, только в рамках работы парламента нынешнего созыва в декабре 2015-го были инициированы два законопроекта (№ 3587 и № 3587-1), которые до сих пор обрабатываются в профильном комитете. Гарантии для осуществления мероприятий гражданского контроля устанавливаются и проектом № 9013. Как прописывается, органы государственной власти, их должностные и служебные лица в пределах своих полномочий обязаны создавать надлежащие условия для обеспечения осуществления мероприятий гражданского контроля. При этом запрещается принимать решение о запрете проведения мероприятий гражданского контроля, в том числе по пикетированию административных зданий, в которых постоянно или временно размещаются органы. В положениях статьи 6 проекта закона также конкретизируется, что по предложению органов власти, их должностных и служебных лиц, других заинтересованных лиц суды, рассматривающие соответствующие дела (напомним, что особенности производства по таким делам предусмотрены в статье 280 Кодекса административного судопроизводства Украины), могут вводить конкретно определенные меры по ограничению проведения мероприятий гражданского контроля только в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья населения или защиты прав и свобод других граждан.
Положениями статьи 6 законопроекта предусмотрено введение неких табу для стражей порядка. Так, правоохранительным органам запрещается принимать решения об ограничении или прекращении мероприятий гражданского контроля, применять к субъектам гражданского сопротивления меры физического воздействия и специальные средства при условии мирного характера проведения таких мероприятий. При этом допускаются в установленном законом порядке задержания отдельных субъектов гражданского сопротивления, которые грубо нарушают общественный порядок, допускают призывы или совершают действия, способные привести к массовым беспорядкам, или состояние здоровья которых представляет угрозу для других граждан. Правда, обязательным условием для задержания дебоширов является осуществление видеозаписи действий должностных, служебных лиц правоохранительных органов и нарушителей общественного порядка. В указанной норме также конкретизируется, что правоохранители, которые привлечены к обеспечению общественного порядка во время проведения мероприятий гражданского сопротивления, должны иметь на своей форменной одежде номерные обозначения, идентифицирующие их.
Законодательной инициативой также предлагается установить ряд обязанностей органов власти, их должностных и служебных лиц, а также ответственность за их нарушение. Например, органам власти, их должностным и служебным лицам, руководителям государственных предприятий, учреждений и организаций запрещается участвовать в организации мероприятий гражданского контроля, предоставлять финансовое или материальное содействие в их проведении, препятствовать любым способом субъектам гражданского контроля в организации и проведении мероприятий гражданского сопротивления. Данные ограничения (кроме запрета создавать препятствия в организации и проведении мероприятий гражданского сопротивления) будут распространяться не на всех представителей власти: для народных депутатов Украины, депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым и депутатов местных советов такое табу не предусмотрено.
Отдельно в законодательной инициативе предложено установить, что непредоставление, несвоевременное предоставление или предоставление не в полном объеме должностными и служебными лицами органов власти ответов на письменные обращения субъектов гражданского контроля считается коррупционным правонарушением. При этом сопутствующая коррекция других нормативно-правовых актов законопроектом № 9013 не предусмотрена: работу по адаптации законодательной и нормативной базы Украины к предписаниям нового закона автор проекта предложил поручить Кабинету Министров Украины.
Следует отметить, что идея проекта № 9013 для украинского законотворчества не нова. Скажем, еще в апреле 2014-го похожее нормотворческое предложение (проект № 4697 «Об общественном контроле») было внесено на рассмотрение Верховной Рады Украины народным депутатом VII созыва Сергеем Тигибко. Правда, у предшественников сегодняшних парламентариев руки до рассмотрения этой законодательной инициативы так и не дошли, и впоследствии проект № 4697 был отозван. Повторит ли нынешний законопроект судьбу предыдущего, покажет время.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…