Мир давно стал единым. Мы не можем позволить себе отгородиться от людей, которые живут в других частях земного шара, особенно от более развитых государств. Именно нам сейчас больше других необходимо международное взаимодействие, во всяком случае простое существование требует, чтобы мы открыли наши окна и посмотрели на зарубежное право. Эти совершенно очевидные истины Р. Давид описал еще 60 лет назад. Жуткая гравитация к прошлому часто не дает возможности государствам СНГ использовать алгоритм, описанный выше. Выглядит это как персонаж, который сидит в старом грязном разваленном тракторе, а впереди трактора красуется яркая табличка с надписью «Прогресс и нравственность». Хотя в действительности на обочине цивилизации всегда есть сложности с прогрессом и нравственностью.
Пока Восточная Европа вовлекает религию и всевозможные нравственные «скрепы» к вопросу о статусе лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров (ЛГБТ), западная ее часть уже во всю формирует судебною практику, часто в очень тонких, скользких, проблемных делах и в то же время требующих современным обществом своевременных юридических ответов, касающихся гендерной идентичности, ее места в социуме и культуре.
Какие сложности возникают и как их преодолевает мультикультурное общество ЕС, куда в целом дует ветер в этой сфере, иллюстрирует решение Европейского суда справедливости (CJEU) по делу «MB v Secretary of State for Work and Pensions» от 26 июня 2018 года.
Обстоятельства спора
Заявитель MB — лицо, которое биологически родилось мужчиной, вступило в брак, а в 1995 году осуществило хирургическую операцию по смене пола.
MB не регистрировало факт изменения пола, поскольку внутреннее законодательство Великобритании требовало предварительного расторжения брака для этого. MB и супруга хотели сохранить брак по религиозным убеждениям.
В 2008 году MB достигло 60 лет — возраста, с которого женщины имели право на пенсионное обеспечение в Великобритании.
Правительство Великобритании отказало в назначении пенсионных выплат MB на основании отсутствия свидетельства о признании пола, указав, что MB не может рассматриваться как женщина с целью установления ее пенсионного возраста соответствующего пола. Такое свидетельство не могло быть получено в силу нерасторгнутого брака MB;
MB соответствовало всем физическим, социальным и психологическим критериям, установленным национальным законодательством для получения статуса женщины (в результате изменения пола), но не расторгло брак, зарегистрированный до момента смены пола.
МВ заявило, что требование национального законодательства о необходимости предварительного расторжения брака для выхода на пенсию по возрасту как женщины равняется дискриминации по признаку пола.
Квалификация обстоятельств дела Судом
Страны ЕС свободны в том, чтобы самостоятельно определять законодательные требования, условия по изменению и признанию изменения пола, в том числе условия о необходимости расторжения брака перед сменой пола. Вместе с тем любые требования такого рода должны соответствовать стандартам права ЕС, в частности отвечать принципу недискриминации.
Подход, предусматривающий, что для получения пенсионных выплат лицо, сменившее пол, обязано предварительно расторгнуть брак, а лицо, которое не меняло пол, не обязано предварительно расторгнуть брак, создает ситуацию, когда лицо, сменившее пол, имеет менее благоприятное законодательное регулирование, чем лицо, сохранившее свой пол от рождения неизменным и состоящее в браке. Такое менее благоприятное регулирование зависит от того, какого пола конкретное лицо, и может приводить к прямой дискриминации в понимании статьи 4 (1) Директивы 79/7/ЕЭС.
Национальное законодательство гарантирует пенсионные выплаты всем лицам, достигшим соответствующего возраста и осуществившим необходимые взносы в пенсионный фонд Великобритании. Таким образом, государство гарантирует каждому, кто совершил соответствующие взносы за время всей трудовой деятельности, право пенсионных выплат независимо от семейного
статуса.
Положения лица, которое сменило пол после бракосочетания, а также лица, сохранившего свой пол от рождения, сопоставимы.
Требование о расторжении брака, установленное правительством с целью недопущения брака между лицами одного пола, не имеет отношения к пенсионной системе в целом.
Национальное законодательство Великобритании предусматривает менее благоприятное отношение к лицу, которое изменило пол после вступления в брак, чем к лицу, сохранившему свой пол и состоящему в браке, хотя эти лица находятся в аналогичных ситуациях.
Национальное законодательство Великобритании содержит дискриминационное положение по признаку пола, что не согласуется с предписаниями Директивы
79/7/ЕЭС.
Резолюция
Директива 79/7/EЭC «О постепенной имплементации принципа равного отношения к мужчинам и женщинам в вопросах социального обеспечения» от 19 декабря 1978 года в комплексе должна толковаться как исключающая возможность установления национальным законодательством требования к лицу, сменившему пол, не только относительно соответствия физическим, социальным и психологическим критериям, но и расторжения брака, в который лицо вступило до изменения пола, с тем чтобы иметь возможность получать пенсию по государственному пенсионному обеспечению в связи с наступлением установленного законом пенсионного возраста, применимого к лицам того или иного пола.
Умозаключения
Вопрос существования правового статуса ЛГБТ в ЕС снят с повестки дня, все акценты смещены в плоскость конкретных нюансов юридического регулирования правоотношений с участием этой группы социума.
В пределах ЕС каждое государство само уполномочено определять статус и процедуру признания изменения пола. В то же время категория дискриминации имеет чрезвычайно широкий диапазон толкования и применения в практике Европейского суда справедливости, законодатель обязан учитывать этот фактор при формировании внутренней политики.
Восточные государства Европы не должны избегать правовой регламентации правоотношений с участием ЛГБТ. Какой бы ни был выбран вектор, правила игры должны существовать и быть четкими и понятными.
ГОРДА Юрий — адвокат АФ «Грамацкий и Партнеры», LL.M, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…