Еженедельная газета «Юридическая практика»
Сегодня 19 октября 2018 года, 18:29

Генеральный партнер 2018 года

Адвокатское Бюро Гречковского - генеральный партнер газеты Юридическая практика в 2015 году
Еженедельная газета «Юридическая практика»

Государство и юристы

№ 31 (1074) Семейное правоот 07/08/18 (Государство и юристы)

На гребне войны

Новый «военный» виток в законотворчестве: вслед за возвращением института военных судов народные депутаты предложили создать Государственное бюро военной юстиции

Ольга Кириенко
«Юридическая практика»

Похоже, идея замкнуть все коррупционные преступления на двух специализированных органах — Национальном антикоррупционном бюро Украины и Высшем антикоррупционном суде — настолько воодушевила законодателей, что их следующим шагом станет создание аналогичной «цепочки» для военных правонарушений. В прошлом номере «ЮП» мы уже рассказывали об инициативах, направленных на возвращение института военных судов (двух законопроектах — № 8392 и № 8392-1, сравнительный анализ которых мы проводили в материале «Воентолк»), сейчас речь пойдет о законодательном предложении относительно создания в Украине Государственного бюро военной юстиции (ГБВЮ). Как и в случае с «реанимацией» военных судов, которые, напомним, были ликвидированы в нашей стране еще восемь лет назад, идея создания нового Бюро реализована сразу в двух законопроектах: основном — № 8387 и альтернативном — № 8387-1. Обе эти законодательные инициативы были предметом обсуждения на последнем (в рамках восьмой сессии парламента) заседании Комитета Верховной Рады Украины по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности. Именно основной законотворческой версии создания ГБВЮ народные депутаты отдали предпочтение, рекомендовав парламенту по результатам рассмотрения в первом чтении принять за основу проект закона № 8387, а альтернативную законодательную версию — отклонить.

 

Учет и нечет

О необходимости создания в нашей стране специализированного органа, «заточенного» на пресечение, выявление и расследование правонарушений среди военнослужащих, говорили представители не только профильного парламентского комитета, но и Генеральной прокуратуры Украины. Как отметил заместитель Генерального прокурора — главный военный прокурор Анатолий Матиос, армия является «позвоночником общества и государства» и обязанность государства — защищать военнослужащего «от призыва и до обелиска» — именно таким принципом сегодня руководствуется Израиль. По убеждению г-на Матиоса, ни гражданские следователи, ни гражданские прокуроры не могут дать объективную оценку действиям военных и демобилизованных, совершивших уголовные правонарушения. Апеллируя к расхожему мнению о том, что новое госбюро создается именно под главного военного прокурора, г-н Матиос заверил: его контракт как главного военного прокурора действует до осени 2019-го, и он не претендует на должность руководителя Государственного бюро военной юстиции, если такое, цитируем, «даст Бог, будет».

В подтверждение необходимости появления на правовой карте Украины еще одной институции были озвучены некоторые цифры. Так, согласно данным Единого реестра досудебных расследований, за 2017—2018 годы (ранее такой учет не велся!) 6869 военнослужащих совершили уголовные правонарушения не на территории проведения боевых действий, из них 4859 — тяжкие и особо тяжкие преступления. 175 преступлений из общего количества совершены офицерами. Сегодня соответствующая категория дел — сфера компетенции Государственного бюро расследований (ГБР). Реализация им полномочий, как известно, в установленный законодателем пятилетний срок так и не началась. А после наступления часа «Ч» (20 ноября 2017 года) для введения в действие части 4 статьи 216 Уголовного процессуального кодекса (УПК) Украины, которой устанавливаются правила подследственности ГБР, в этой части образовался правовой вакуум. Напомним, что с этого момента прокуратура лишилась своих временных полномочий по расследованию преступлений, подследственных Госбюро. У следователей прокуратуры осталось лишь право «дорасследования» начатых ими уголовных производств, подследственных ГБР, в течение не более двух лет. До сих пор новое Бюро находится в кадровых поисках. По словам г-на Матиоса, штат ГБР сегодня предусматривает всего 87 сотрудников, которые будут заниматься досудебным расследованием преступлений в армии, насчитывающей порядка 400 тыс. человек. Согласно официальной статистике, за 2014—2018 годы небоевые санитарные потери (не в результате боевых действий!) среди военнослужащих Украины составили 11 487 человек, безвозвратные, то есть погибшие — 2659 человек. Это почти 14 000 человек, погибших или раненых не вследствие боевых действий, из них 586 человек совершили суициды. По убеждению главного военного прокурора, провести досудебные расследования по всем этим фактам силами менее чем 90 сотрудников ГБР физически невозможно.

«Армия должна обеспечиваться правом в погонах», — выразил убеждение Анатолий Матиос, рассказывая о том, что за 180 дней этого года военные прокуроры вынуждены были выезжать на линию разграничения для осмотра места происшествия 1114 раз. По словам Анатолия Матиоса, следователи Национальной полиции Украины, которые действуют в зоне операции Объединенных сил, — это гражданские лица, и они отказываются выезжать на линию разграничения, «под обстрелы», поскольку на них не распространяются законодательные и социальные гарантии, предусмотренные для военнослужащих. «Эту функцию сейчас вынуждены выполнять процессуальные руководители», — подчеркнул главный военный прокурор.

 

Бюро-находка

Законодательная концепция создания в Украине ГБВЮ, предложенная проектом № 8387, инициаторами которого, к слову, являются народные депутаты Андрей Кожемякин (он возглавляет профильный парламентский комитет), Игорь Лапин и Мария Матиос, следующая. Предельная численность военнослужащих, государственных служащих и других работников нового Государственного бюро, согласно положениям законопроекта, — 1,5 % от общей численности личного состава Вооруженных Сил Украины и других военных формирований государства (насчитывает около 350 тыс. лиц), то есть порядка 5 тыс. человек. В системе этого Бюро предусмотрено создание двух типов следственных подразделений: следователи, которые будут осуществлять досудебное расследование уголовных правонарушений (преступлений), отнесенных УПК Украины к подследственности ГБР, и следователи, которые будут осуществлять досудебное расследование соответствующих категорий уголовных проступков (после введения этого института на уровне материального закона — Уголовного кодекса Украины).

Кадровую основу ГБВЮ должны составить военные полицейские, на которых будет возложен целый ряд функций. Это, в частности, патрулирование, выявление и пресечение правонарушений, совершенных военнослужащими, в том числе на временно оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей и после их возвращения в правовое поле Украины, обеспечение правопорядка и воинской дисциплины среди военнослужащих; патрулирование и меры контроля по периметру места постоянной дислокации парамилитарных образований. Также к сфере компетенции ГБВЮ предлагается отнести розыск огнестрельного оружия, боеприпасов к нему или взрывчатых веществ, похищенных или утраченных в военных формированиях. В нынешних реалиях такая функция более чем актуальна, ведь, по данным Генерального штаба Вооруженных Сил Украины, за последние четыре года было утрачено свыше 15 тыс. единиц огнестрельного оружия: более 7,5 тыс. автоматов, около 3 тыс. пистолетов, порядка 2 тыс. ружей и пулеметов и более чем 2 тыс. гранатометов. «При этом за весь период военных действий было поставлено на учет всего 258 (!) единиц трофейного оружия» — такая впечатляющая статистическая информация была озвучена Анатолием Матиосом в ходе заседания профильного парламентского подразделения.

Следует отметить, что помимо указанной опции функционал нового Бюро довольно обширный: положениями законопроекта предлагается определить для этой институции 22 (!) задачи, включая осуществление финансового аудита, проверки и мониторинг государственных закупок по выполнению оборонного заказа, контроль за целевым эффективным использованием бюджетных средств военными формированиями и предприятиями оборонно-промышленного комплекса, а также вопросы социальной защиты демобилизованных в запас.

На проблематике социальной защиты военнослужащих в ходе заседания Комитета Верховной Рады Украины по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности делался особый акцент. Так, например, сообщалось, что в прошлом году государство выделило около 109 млн грн на психологическую реабилитацию военнослужащих в связи с так называемыми посттравматическими расстройствами. «Вследствие отсутствия в государстве единого органа, который бы занимался такими вопросами, в конце 2017 года эти средства были возвращены в бюджет, а на часть из них (дабы средства не «сгорели») были закуплены ортопедические стельки от плоскостопия», — сообщил главный военный прокурор, добавляя, что посттравматический синдром сегодня наблюдается у каждого второго, кто прошел войну, то есть речь идет примерно о 150 тыс. человек, нуждающихся в психологической помощи.

В адрес законодательного сценария создания нового органа звучала и критика. Некоторые народные депутаты, присутствующие на заседании профильного комитета, высказывали замечания к предложенному в проекте № 8387 определению ГБВЮ — оно является «государственным правоохранительным органом специального назначения», говорилось о том, что такая законодательная формулировка диссонирует с положениями Основного Закона, что впоследствии может стать поводом для признания соответствующего закона неконституционным. Дорогу в Конституционный Суд Украины, как отмечалось, открывает и одна из функций ГБВЮ (государственный надзор (контроль) за деятельностью Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, Службы безопасности Украины, Службы внешней разведки Украины, Государственной пограничной службы Украины, Национальной гвардии Украины, Главного управления разведки Министерства обороны Украины, Государственного космического агентства Украины, Управления государственной охраны Украины, Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины, предприятий, выполняющих государственный оборонный заказ»), фактически возвращающая институт общего надзора, от функционала которого удалось отказаться в рамках проведения конституционной реформы в части правосудия в 2016 году. Все эти недочеты представители профильного парламентского подразделения пообещали исправить в рамках подготовки проекта № 8387 ко второму чтению, если, конечно, в здании под куполом будет политическая воля для реализации идеи создания ГБВЮ и указанной законодательной инициативе дадут зеленый свет в ходе рассмотрения в первом чтении.



Присоединяйтесь к обсуждению!

Автор *
E-mail
Текст *
Осталось
из 2550 символов
* - Поля, обязательные для заполнения.

№ 31 (1074) от 07/08/18 Текущий номер

Семейное право

№ 31 (1074)
Государство и юристы

На гребне войны

Документы и аналитика

Внеплановая поверка

Судебная практика

Страхование в жизни

Тема номера:

Брачный контакт

Как вы поступаете с sms-спамом?

Читаю, иногда покупаю рекламируемый товар

Удаляю, не читая

Устраиваю заказчику спама скандал/розыгрыш

Добиваюсь исключения моего номера из рассылки

Обращаюсь в суд

Не получаю / установлен спам-фильтр

Ваш собственный вариант ответа или комментарий Вы можете дать по электронной почте voxpopuli@pravo.ua.

"Юридическая практика" в соцсетях
Заказ юридической литературы

ПОДПИСКА