Еженедельная газета «Юридическая практика»
Сегодня 21 октября 2018 года, 06:41

Генеральный партнер 2018 года

Адвокатское Бюро Гречковского - генеральный партнер газеты Юридическая практика в 2015 году
Еженедельная газета «Юридическая практика»

Акцент

№ 31 (1074) Семейное правоот 07/08/18 (Акцент)

Восьмое чудо Совета

Какими чудесами законодательной техники — новинками, созданными для правовой сферы — удивляли парламентарии в ходе восьмой сессии?

Ольга Кириенко
«Юридическая практика»

88 принятых законов, 37 постановлений и 49 законопроектов, рассмотренных в первом чтении, — такие цифирные показатели продуктивности VIII сессии парламента восьмого созыва озвучил спикер Верховной Рады Украины Андрей Парубий в ходе последнего пленарного заседания законодательного сезона «зима-лето 2018». Напомним, что нынешняя сессия начала свою работу 6 февраля с.г., а официально ее завершила 13 июля. Какими чудесами законодательной техники удивляли парламентарии в эти пять месяцев, мы расскажем в нашем традиционном обзоре главных нормотворческих новинок, созданных для сферы правосудия и смежных правовых институтов.

 

Исправительные заботы

Нельзя сказать, что этот законодательный сезон был щедрым на законодательные события для правовой системы Украины. Это и неудивительно, ведь активная фаза нынешней кампании по судебному реформированию завершилась еще осенью прошлого года, после внесения комплексных изменений в процессуальное законодательство. Но поскольку в истории принятия парламентом Закона Украины «О внесении изменений в Хозяйственный процессуальный кодекс Украины, Гражданский процессуальный кодекс Украины, Кодекс административного судопроизводства Украины и другие законодательные акты» были темные пятна (отдельные новации из так называемого уголовного блока), в рамках нынешней сессии народным депутатам нужно было провести работу над ошибками. 

В ходе этой исправительной работы 22 марта с.г. Верховной Радой Украины был принят Закон Украины «О внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс (УПК) Украины относительно уточнения отдельных положений», которым были откорректированы положения трех статей (132, 184, 234) указанного Кодекса путем исключения предписания о том, что применение мер обеспечения уголовного производства, в том числе относительно проведения обыска или избрания меры пресечения, осуществляется на основании постановления следственного судьи, а соответствующее ходатайство подается в местный суд, в рамках территориальной юрисдикции которого находится (зарегистрирован!) орган досудебного расследования как юридическое лицо. Напомним, что такой порядок рассмотрения ходатайств в нормах УПК Украины появился после внесения процессуальных изменений и вступил в силу 15 марта с.г., что вызвало шквал критики юридического сообщества. Новый алгоритм привел к перегруженности отдельных судов и сложностям в работе следователей и прокуроров, поэтому законодатели вернули прежнюю процедуру, «привязав» подачу в суд соответствующих процессуальных документов следователями, прокурорами к месту нахождения органа досудебного расследования, а не его фактической регистрации как юридического лица.

Уже традиционно законодатели проводили исправительные работы положений Налогового и Таможенного кодексов Украины. Указанные нормативно-правовые акты, как известно, удерживают пальму первенства по количеству вносимых законодательных изменений. Налоговое и таможенное законодательство в этом полугодии корректировалось в том числе в связи с проведением в Украине финальных матчей Лиги чемпионов УЕФА. Соответствующие законы, направленные на реализацию взятых Украиной обязательств по надлежащему проведению главных футбольных поединков европейских клубов в 2018 году путем упрощения и ускорения таможенного оформления товаров, ввозимых/временно ввозимых на территорию нашего государства для обеспечения организации и проведения указанных мероприятий, а также освобождения от обложения пошлиной таких товаров также были приняты парламентом 22 марта с.г.

 

Антикоррупционный труд

Главным испытанием для народных депутатов в рамках проведения восьмой парламентской сессии без преувеличения стал вопрос создания Высшего антикоррупционного суда (ВАС). Еще в начале этого года, когда президентские законодательные инициативы — проекты законов о ВАС (№ 7440) и о внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» (№ 7441) — так и не были включены в повестку дня предыдущей, седьмой, парламентской сессии, равно как и четыре альтернативных депутатских сценария создания и функционирования ВАС, казалось, что эта нормотворческая миссия неисполнима.

Законодатели «пошли на ВАС» только после ультимативного требования международных доноров. 7 июня с.г. Закон Украины «О Высшем антикоррупционном суде» был принят впечатляющим количеством голосов народных депутатов — 315. Правда, политическая эйфория после заложения нормотворческого фундамента для создания нового высшего специализированного суда длилась недолго, и вскоре за ней последовала очередная волна критики. У некоторых международных и отечественных экспертов были претензии к одному из «переходных» положений этого законодательного продукта, которым предусмотрено, что со дня начала работы ВАС суды апелляционной инстанции (кроме Апелляционной палаты Высшего антикоррупционного суда) продолжают принимать к рассмотрению апелляционные жалобы на судебные решения, принятые судами первой инстанции и не вступившие в законную силу по уголовным производствам в отношении преступлений, отнесенных к подсудности Высшего антикоррупционного суда, рассмотрение которых начато в судах первой инстанции до дня начала работы новой высшей специализированной инстанции.

21 июня с.г. парламент формализовал процесс «строительства» новой обители Фемиды, приняв в целом проект закона № 8497 «О создании Высшего антикоррупционного суда», инициированный главой государства после согласования с Высшим советом правосудия (ВСП). Это решение стало первой ласточкой, запустившей новый конституционный механизм создания судов, который был предусмотрен в Основном Законе еще в 2016 году, но вводился  в эксплуатацию только с начала 2018-го.

Третьим нормотворческим «кирпичом» в законодательном фундаменте Высшего антикоррупционного суда стало внесение Верховной Радой Украины 12 июля с.г. сопутствующих изменений в профильный судейский закон. Следует напомнить, что когда принимался в первом чтении законопроект № 7440, за другую инициативу — проект № 7441 — народные депутаты так и не проголосовали. После этого законодательная инициатива, направленная на внесение изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей», была доработана, и только 21 июня с.г. Верховная Рада Украины приняла ее в первом чтении. Наряду с адаптацией положений профильного закона с нормами закона о ВАС коррекция профильного закона подразумевает целый ряд новаций — подробно о них мы расскажем в следующем номере «ЮП», тем более что соответствующий закон 2 августа с.г. был подписан главой государства.

 

Сорвать новации

Раз уж речь зашла об официализации законодательных продуктов парламента, то в случае, например, с Дисциплинарным уставом Национальной полиции (соответствующий закон был принят Верховной Радой Украины 15 марта с.г.) решение народных депутатов Президент Украины «благословил» лишь спустя почти четыре (!) месяца: новый свод правил для полицейских был подписан главой государства 5 июля с.г., и это при том, что Основной Закон отводит для данной процедуры 15 дней. Правда, до антирекорда Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительного корпоративных договоров» Дисциплинарному уставу Национальной полиции далеко. Как известно, указанный закон был «доведен до ручки» спустя почти 11 (!) месяцев: Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно корпоративных договоров» был принят парламентом 23 марта 2017 года, а подписан Петром Порошенко 15 февраля с.г.

Возвращаясь к новинкам нынешнего парламентского сезона, отметим, что в этом полугодии парламентарии также приняли ряд знаковых для юридического сообщества решений, кардинально изменивших законодательное регулирование в определенных сферах. В частности, это Законы Украины «О валюте и валютных операциях», «О национальной безопасности Украины», «О дипломатической службе» и «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью». Причем к принятию последнего документа народные депутаты шли почти два года. Соответствующая законодательная инициатива (проект № 4666) была зарегистрирована в парламенте 13 мая 2016-го и прошла длительную процедуру парламентской доработки, включая повторное второе чтение. И только 6 февраля с.г., в день начала работы восьмой сессии Верховной Рады Украины, парламентариям удалось принять Закон Украины «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью».



Присоединяйтесь к обсуждению!

Автор *
E-mail
Текст *
Осталось
из 2550 символов
* - Поля, обязательные для заполнения.

№ 31 (1074) от 07/08/18 Текущий номер

Семейное право

№ 31 (1074)
Государство и юристы

На гребне войны

Документы и аналитика

Внеплановая поверка

Судебная практика

Страхование в жизни

Тема номера:

Брачный контакт

Как вы поступаете с sms-спамом?

Читаю, иногда покупаю рекламируемый товар

Удаляю, не читая

Устраиваю заказчику спама скандал/розыгрыш

Добиваюсь исключения моего номера из рассылки

Обращаюсь в суд

Не получаю / установлен спам-фильтр

Ваш собственный вариант ответа или комментарий Вы можете дать по электронной почте voxpopuli@pravo.ua.

  • aequo
"Юридическая практика" в соцсетях
Заказ юридической литературы

ПОДПИСКА