Несогласованность норм и терминов в профильных законодательных актах нередко приводит к сложностям при защите прав и законных интересов. Возникает такая несогласованность, как правило, ввиду многочисленных изменений законодательства, при этом законодатель не всегда учитывает необходимость внесения изменений в сопутствующие законы или подзаконные нормативные акты. В то же время несогласованность норм может существовать достаточно длительный период — вплоть до очередного этапа реформы той или иной сферы либо усовершенствования какой-либо процедуры.
Такой подход наиболее ярко проявляется в налоговом законодательстве. В частности, речь идет об основном нормативном акте — Налоговом кодексе Украины. Тем не менее вопросы, связанные с усовершенствованием процедуры администрирования налогов, Государственная фискальная служба Украины совместно с Министерством финансов Украины постоянно выносит на обсуждение общественности, и затем разрабатываются соответствующие нормативные акты. Но справедливости ради следует отметить, что налогоплательщики не всегда довольны предложенными нововведениями. Один из ярких примеров — усовершенствование работы системы мониторинга контроля оценки рисков регистрации налоговых накладных.
К слову, инициатива Министерства финансов «Налоги Просто» направлена на поиск решений в вопросе улучшения процедур администрирования налогов и подачи налоговой отчетности для плательщиков. Сам проект был презентован в конце марта, и среди основных направлений в контексте упрощения налоговой отчетности заявлены налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц, акцизный налог, трансфертное ценообразование. Еще одно направление проекта по общим вопросам налогового администрирования — предварительное составление налоговой отчетности в электронном кабинете налогоплательщиков.
Первый документ, разработанный в рамках этого проекта и вынесенный на общественное обсуждение, направлен на усовершенствование и унификацию процедур административного обжалования решений контролирующих органов относительно начисления единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (ЕСВ).
Авторы отмечают несогласованность норм Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» (Закон) с нормами Налогового кодекса относительно применения единых терминов и соответствующих подходов к рассмотрению жалоб налогоплательщиков на решения контролирующих органов по вопросам начисления ЕСВ.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 1 вышеупомянутого закона в части уточнения терминологии. Так, изменения могут коснуться термина «органы доходов и сборов». Под ними предлагается понимать центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую и таможенную политику, его территориальные органы. Сейчас Закон предусматривает, что это центральный орган исполнительной власти, который формирует налоговую и таможенную политику и обеспечивает ее реализацию.
Предложен новый термин «уполномоченное лицо органа доходов и сборов» — должностное (служебное) лицо органа доходов и сборов, уполномоченное руководителем такого органа на выполнение его определенных функций в порядке, предусмотренном настоящим Законом.
Существенные изменения может претерпеть статья 25 Закона, регулирующая вопросы мер влияния и взыскания. В частности, два абзаца, предусматривающие порядок подачи и рассмотрения жалобы, предлагается существенно расширить и усовершенствовать. Новым положением предусмотрено, что в случае если последний день указанного срока приходится на выходной или праздничный день, последним днем такого срока считается первый рабочий день, следующий за выходным или праздничным днем.
Предлагается также уменьшить сроки рассмотрения жалоб — с 30 дней до 20. Новые нормы также предусматривают, что решение по рассмотрению жалобы принимает руководитель (его заместитель или уполномоченное лицо) органа доходов и сборов в соответствии с распределением функциональных полномочий.
«Руководитель (его заместитель или уполномоченное лицо) органа доходов и сборов может принять решение о продлении срока рассмотрения жалобы плательщика единого взноса более 20-дневного срока, но не более 60 календарных дней и письменно уведомить об этом плательщика единого взноса до окончания срока», — говорится в тексте законопроекта. Таким образом, сократив основной срок рассмотрения жалобы, авторы законопроекта предлагают установить возможность продления сроков фактически на два месяца.
Кроме того, предусмотрено, что в случае если мотивированное решение по жалобе плательщика единого взноса не направляется плательщику единого взноса в течение 20-дневного срока или в течение срока, продленного по решению руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) органа доходов и сборов, такая жалоба считается полностью удовлетворенной в пользу плательщика единого взноса со дня, следующего за последним днем указанных сроков. Жалоба считается также полностью удовлетворенной в пользу плательщика единого взноса, если решение руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) органа доходов и сборов о продлении сроков ее рассмотрения не было направлено плательщику единого взноса до окончания 20-дневного срока, указанного в абзаце 9 этой части статьи 25 Закона.
Напомним, что изменения в Порядок оформления и подачи жалоб налогоплательщиками и их рассмотрения контролирующими органами были утверждены в 2016 году, и благодаря им процесс стал более эффективным и прозрачным.
Следует отметить, что вступил в силу приказ Министерства финансов Украины «Об утверждении изменений в Порядок учета плательщиков единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование».
Данный документ был принят в исполнение Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий» от 3 октября 2017 года № 2148-VII, которым внесены изменения в Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование». В частности, установлено, что плательщиками единого взноса являются члены фермерского хозяйства, если они не относятся к лицам, которые подлежат страхованию на других основаниях, постановка на учет таких лиц осуществляется не позднее рабочего дня со дня получения от них соответствующего заявления.
Изменениями к приказу определены форма заявления о постановке на учет плательщика единого взноса и процедура постановки на учет плательщиков единого взноса — членов фермерского хозяйства.
Также приказом предусмотрены процедуры замены уведомления о постановке на учет плательщиков единого взноса, на которых не распространяется действие Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований».
Отмечается, что контролирующий орган выдает (направляет) плательщику единого взноса новое уведомление в течение двух рабочих дней после получения от плательщика заявления с указанием причин замены.
Таким образом, с учетом стремительных изменений законодательства налогоплательщикам следует внимательно следить за их вступлением в силу, а контролирующим органам — приводить подзаконные акты в соответствие с новыми нормами и своевременно уведомлять налогоплательщиков обо всех новациях.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…