Каков рецепт успешного вывода продукта на рынок? Естественно, хороший продукт, а также привлекательная упаковка для потребителя. Что касается упаковки, то здесь юристы, конечно, скажут, что не стоит забывать и о проверке тождественных и схожих обозначений, регистрации торговой марки, патентовании внешнего вида упаковки в качестве промышленного образца, получении имущественных прав на дизайн, лицензии на использование персонажей. На первый взгляд кажется, что чек-лист юридической чистоты внешнего вида продукции для вывода на рынок готов. И многие производители именно на нем и останавливаются. Но как следствие вместо прибыли (или вместе с прибылью) от продажи продукции могут получить обвинение в нарушении законодательства о защите от недобросовестной конкуренции.
Не единичны случаи, когда, несмотря на наличие прав на всю интеллектуальную собственность, использованную в упаковке продукции, на точность маркировки и указание всех составляющих продукции, соответствующие органы все же находят основания для привлечения производителей к ответственности за недобросовестную конкуренцию. В большинстве таких случаев речь идет о введении потребителя в заблуждение.
Заблуждение потребителя
Например, не так давно Верховный Суд (ВС) поставил точку в деле по обжалованию одним из производителей витаминов решения Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) (постановление ВС от 17 апреля 2018 года по делу № 904/6505/17). Производитель витаминов вывел на рынок два вида драже, на лицевой стороне упаковки одного была изображена клубника, другого — виноград, а также соответствующие надписи «Клубника» и «Виноград». На обратной стороне упаковок мелким шрифтом черного цвета указано «драже с сорбитом со вкусом и ароматом клубники + витамин С», «драже с сорбитом со вкусом и ароматом винограда + виноградная кислота». В состав продукции, помимо витамина С и некоторых других ингредиентов, входил концентрат сока клубники сухой (2 %), ароматизатор пищевой, идентичный натуральному, «Клубника». В состав драже с виноградом — концентрат сока винограда сухой (2 %), регулятор кислотности — виноградная кислота, ароматизатор пищевой, идентичный натуральному, «Виноград».
30 марта 2017 года АМКУ вынес решение № 9/01-14/05-17, согласно которому производитель совершил нарушение, предусмотренное статьей 151 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции». По мнению АМКУ, поскольку в составе продукта содержится ароматизатор фруктов, а не сами фрукты, их изображения на этикетках драже (без указания «со вкусом…», «с ароматом…») предоставляют потребителю неточные данные относительно потребительских свойств продукта (наличия в составе соответствующих фруктов и/или их ароматизаторов) и могут ввести его в заблуждение.
Производитель не согласился с мнением АМКУ и подал иск о признании недействительным вышеуказанного решения. Среди аргументов производителя были следующие:
— он использует натуральную клубнику и виноград при изготовлении драже, и фрукты, изображенные на этикетке, не были имитированы, поэтому он имеет право наносить их без надписей «со вкусом» или «с ароматом»;
— он указал все характеристики пищевого продукта при маркировке и выполнил все требования путем указания на обратной стороне упаковки информации, что данное драже с ароматом клубники и винограда.
АМКУ, напротив, в своем решении ссылался на положения ГСТУ 4518-2008, Технического регламента относительно правил маркировки пищевых продуктов, утвержденного приказом Госпотребстандарта Украины от 28 октября 2010 года № 487, и пришел к выводу, что распространение информации на лицевой стороне упаковок продукции с изображением ягод клубники и винограда и надписей «Клубника», «Виноград» без указания «со вкусом клубники», «с ароматом клубники», «со вкусом винограда», «с ароматом винограда», в то время как в состав товара входят как ароматизаторы, так и концентраты сока клубники и винограда, может ввести потребителей в заблуждение.
Суды всех инстанций не нашли оснований для признания решения АМКУ недействительным. Как видим, использование ароматизатора, идентичного натуральному, наряду с использованием натурального сока не дает оснований для изображения соответствующего фрукта без специального указания о «вкусе» или «аромате». Таким образом, производитель должен внимательно относиться к каждой формулировке на упаковках своей продукции, чтобы однажды АМКУ не счел его деятельность недобросовестной.
Иностранная практика
Стоит отметить, что не только в Украине изображения ингредиентов продукции на упаковке товара могут привести к таким последствиям, но и в других странах, хотя там производители все же точнее информируют своих потребителей.
Европейский суд справедливости рассматривал вопросы, связанные с чаем, упаковка которого содержала изображения малины и цветков ванили, указания «фруктовый чай с натуральными вкусами» и «фруктовый чай с натуральными вкусами — малина-ванильный вкус», а также штамп с указанием «только натуральные ингредиенты». На упаковке продукта также мелким шрифтом был указан перечень ингредиентов чая, в состав которого входили гибискус, яблоко, апельсин, натуральные ароматизаторы со вкусом ванили, малины, черники, голубики. В чае действительно присутствовали натуральные составляющие, ни малина, ни ваниль к ним не относились, поскольку использовался лишь их вкус, но на упаковке под штампом «только натуральные ингредиенты» были их четкие изображения.
Несмотря на перечень ингредиентов, суд постановил, что, учитывая статью 2 (1) (a) (i) Директивы 2000/13/ЕС по сближению законодательства государств-членов в отношении маркировки, внешнего вида и рекламы пищевых продуктов, потребитель должен иметь корректную, нейтральную и объективную информацию, которая не вводит его в заблуждение (следует отметить, что во время производства и продажи чая действовала Директива 2000/13/ЕС. На дату написания статьи действует Регламент № 1169/2011 от 25 октября 2011 года). В решении суда указывается, что перечень ингредиентов на упаковке сам по себе не исключает возможности введения в заблуждение потребителя в понимании статьи 2 (1) (a) (i) Директивы 2000/13/ЕС. В данном случае перечень ингредиентов, несмотря на то что является корректным и полным, может не повлиять на ошибочное впечатление потребителя относительно характеристик пищевого продукта, которые связаны с другими предметами.
Таким образом, согласно позиции Европейского суда, независимо от перечня ингредиентов внешний вид упаковки пищевых продуктов, равно как и графическое изображение определенных ингредиентов товара, не должен создавать ошибочного впечатления о наличии в продукте того или иного ингредиента, которого фактически в его составе нет.
Заключение
Указанные дела служат показательными примерами, что производитель в погоне за яркой упаковкой не должен забывать четко указывать на товаре информацию, которая влияет на выбор потребителя, в противном случае его ждут неприятные последствия и убытки.
ОРТИНСКАЯ Мария — директор компании IPStyle, патентный поверенный Украины, адвокат, г. Киев
Работать с жалобами
Вероника МАМОНТОВА, юрист ЮФ «Боровик и Партнеры»
Практика нарушения производителями товаров законодательства путем введения потребителей в заблуждение очень распространена. Производители идут на такие риски с целью популяризации своих товаров.
Заслуживает внимание следующая практика АМКУ:
— решением № 95-р от 21 марта 2017 года признано нарушение маркировки растворимого напитка «Горячий шоколад классический» ООО «Фаворит Фудз»;
— 28 сентября 2017 года решением № 32-рш установлено, что надпись «домашнее» на масле производства ООО «Терра Фуд» вводит в заблуждение потребителя;
— в апреле 2018 года было рекомендовано удалить надпись на молочной продукции «з чистих Карпат» производства ООО «Молочная компания «Галичина».
Решения АМКУ носят негативный характер для производителей, поскольку к ним применяются штрафные санкции либо им предоставляются рекомендации по изменению упаковки (этикетки), что тоже влечет за собой убытки.
Во избежание привлечения к ответственности нужно придерживаться правил маркировки товара, указывать всю обязательную информацию на упаковках (этикетках), а также своевременно реагировать на жалобы потребителей.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…