Сегодня комплаенс (compliance), то есть «соблюдение определенных правил», — это процессы, которые используются по отношению к разным аспектам бизнеса. В последнее время особое внимание в мире уделяется комплаенсу в сфере антимонопольного законодательства по абсолютно очевидной причине: штрафы за нарушения в этой сфере могут исчисляться миллионами, а ущерб репутации в случае вовлечения компании в такие нарушения может быть губительным для бизнеса в целом.
Чтобы минимизировать риски в данной сфере, все больше компаний разрабатывают и принимают так называемые antitrust compliance policies или антимонопольную комплаенс-политику (АКП).
Что такое АКП?
АКП — это по сути внутренняя политика компании, которая направлена на предотвращение нарушений в сфере антимонопольного законодательства, предусматривает четкий алгоритм действий компании и ее сотрудников в случае выявления уже совершенных нарушений, а также санкции, применимые к сотрудникам при нарушении правил этой политики или, наоборот, поощрения за соблюдение таких правил.
Конечно, не факт, что АКП нужна для каждого бизнеса.
Однако некоторые виды деятельности более подвержены антимонопольным рискам. Классические примеры — отношения «производитель — дистрибьюторы» (например, в сфере FMCG или на фармацевтическом рынке), компании с большой долей на рынке (близкой к 35 % и выше), участники торговых ассоциаций, которые обмениваются определенной бизнес-информацией. Именно в таких случаях есть смысл рассмотреть вопрос о разработке и введении АКП.
С чего начать?
Правильная оценка (аудит) антимонопольных рисков конкретной организации позволяет разработать АКП, адаптированную к ее потребностям.
Оценку антимонопольных рисков (аудит) в большинстве случаев лучше всего проводить с привлечением специалистов, имеющих практический опыт в антимонопольном законодательстве. Чаше всего это внешние консультанты (юристы, экономисты), хотя некоторые крупные организации могут это делать и собственными силами. Привлечение внешнего консультанта позволяет заметить те серые зоны, которые могут ускользнуть от внимания внутренней команды (например, из-за их привычности).
Аудит предусматривает определенный алгоритм действий: от изучения типовых документов компании (например, договоров с дистрибьюторами) до собеседования сотрудников. Аудит позволяет определить категории потенциальных рисков, связанные с антимонопольным комплаенсом, а также разработать структуру АКП, в том числе определенные стандартные положения договоров, правила относительно best practices и dos and don’ts.
По результатам проведения такой оценки риски можно разделить на три категории: высокие, средние, низкие. Соответственно, наибольшее внимание в АКП следует уделить именно аспектам бизнес-поведения, представляющим собой высокие и средние риски для организации, лишь вскользь упомянув те, которые связаны с рисками, определенными как «низкие». К категории с высоким риском рекомендуем прежде всего относить ситуации, которые чаще всего встречаются в вашем бизнесе и которые могут создавать угрозу с точки зрения антимонопольного комплаенса. При этом важно понимать, что для одного сектора в данную категорию могут попасть одни риски (например, эксклюзивность условий дистрибуции для рынка FMCG), а для другого бизнеса высокими станут совершенно другие риски (например, злоупотребление доминирующим положением на рынке телекоммуникаций). Поэтому не стоит слепо копировать положения АКП компании, которая не относится к сфере деятельности вашего бизнеса.
Правильно проведенный аудит позволит существенно сократить время на подготовку АКП, поскольку на этом этапе уже будет сформирован фокус внимания и категории рисков для компании.
Эффективная АКП
Качество любой АКП измеряется ее эффективностью. Именно этот принцип справедливо положен в основу оценки АПК антимонопольными органами стран, где ее наличие принимается во внимание для смягчения ответственности за нарушение требований антимонопольного законодательства. Поэтому при разработке АКП рекомендуем придерживаться следующих простых правил.
АКП должна быть простой для понимания и внедрения. Антимонопольное право является сложной и зарегулированной отраслью, поэтому объемные и подробные программы вряд ли помогут вам эффективно минимизировать антимонопольные риски. Главная причина — в невосприятии таких программ сотрудниками. Кроме того, разработка и введение таких детальных программ неэффективны в бюджетном плане, поскольку их создание потребует значительных затрат. Лучшие мировые практики показывают, что эффективнее создавать короткие программы (даже в форме двухстраничного буклета), которые в сжатой и понятной форме (например, в форме так называемых dos and don’ts) очерчивают основные правила комплаенса. Это особенно актуально для малого и среднего бизнеса, для которого детальные многостраничные «талмуды» будут абсолютно неэффективными. Опять же, уровень детализации АКП в значительной степени зависит от особенностей конкретной организации (ее оборотов и географического охвата) и плоскости антимонопольных рисков, в которой она работает.
Целесообразно, чтобы за введение и выполнение АКП отвечало одно лицо, а не несколько. Лучше всего, когда лицо, ответственное за антимонопольный комплаенс, напрямую подотчетно/подконтрольно топ-менеджменту компании или даже является одним из топ-менеджеров. Такое лицо должно быть основным звеном для коммуникации в отношении антимонопольного комплаенса между сотрудниками и менеджментом, а также для координирования определенных вопросов с внешним консультантом.
Круг сотрудников, в деятельности которых АКП имеет ключевое значение, нужно идентифицировать на этапе оценки рисков и правильно отобразить в самой программе. Правило здесь довольно простое: определив ключевые зоны деятельности вашей организации, для которых существуют значительные риски нарушения антимонопольного законодательства, вы определяете сотрудников, привлеченных к такой деятельности, и получаете основную целевую аудиторию АКП.
Следует разработать эффективную систему контроля за введением АКП, включающую мониторинг, тренинг персонала и аудит. Мониторинг за введением АКП, как правило, осуществляется внутренними ресурсами компании. Эффективный мониторинг обеспечивается с помощью четкого алгоритма взаимодействия между сотрудниками, ответственным за АКП лицом и менеджментом в отношении любых подозрений или вопросов, касающихся антимонопольного комплаенса. Например, в крупных организациях с этой целью может быть создана отдельная «горячая» телефонная линия. Лицо, ответственное за АПК, должно иметь достаточный уровень полномочий, чтобы проводить внутренние расследования относительно полученных сообщений, а также в случае необходимости предупреждать или прекращать действия, которые могут привести или привели к антимонопольным нарушениям.
Тренинги персонала по вопросам антимонопольного комплаенса обеспечивают ознакомление сотрудников с базовыми положениями АКП. Основная задача тренинга — обеспечить такое базовое понимание антимонопольных рисков сотрудниками, чтобы они могли идентифицировать риск антимонопольного нарушения, прежде чем оно будет допущено. По результатам тренинга сотрудники должны четко понимать, что в случае каких-либо сомнений или подозрений они должны сообщить об этом ответственному за АКП лицу. Что касается содержания тренингов, то как показывает наш опыт, лучшими являются тренинги в формате case study или симуляции, когда комплаенс изучается на реальных примерах, непосредственно связанных с деятельностью сотрудников, проходящих тренинг. Идеальным является комбинирование вступительного комплаенс-тренинга при приеме на работу и последующих периодических тренингов.
Особенности АКП
Что касается содержания АКП, то, опять-таки, универсальной формулы здесь нет. Главное — максимально очертить основные «правила игры» в аспекте антимонопольного комплаенса, отметив ключевые зоны риска, релевантные именно для вашей компании. Так, АКП может акцентировать внимание на вопросах взаимодействия с конкурентами (например, участия в торговых ассоциациях, обмена информацией и т.д.) и разнообразных вопросах, связанных с вертикальными соглашениями (относительно эксклюзивности, формирования цен перепродажи, скидок, бандлинга т.д.).
При работе над АКП советуем ознакомиться с рекомендациями и пособиями антимонопольных органов ЕС, США и других европейских юрисдикций, имеющимися в свободном доступе. Особое внимание в АКП следует уделить вопросам внешнего и внутреннего обмена информацией в любой форме (договоры, меморандумы, докладные записки, а также телефонные переговоры, электронная переписка, голосовые сообщения). Основное правило — любой обмен информацией, задокументирован он или нет, не должен содержать никаких сообщений, которые могут представлять угрозу антимонопольному комплаенсу.
В мировой практике уже неоднократно были случаи, когда публикация в личном блоге якобы личного мнения определенным сотрудником компании создавала угрозу репутации компании или даже становилась одной из причин расследования в отношении нее. Поэтому стоит установить в АКП, что публикация любой информации, касающейся компании или полученной в ходе работы на компанию ее сотрудниками, запрещается или требует предварительного согласия менеджмента.
В целом работа над АКП — это комплексная задача, в которой ключевую роль играют правильная подготовка и привлечение нужных специалистов из разных отраслей права, что позволит охватить основные аспекты деятельности компании и впоследствии поможет предотвратить основные нарушения в сфере антимонопольного права.
БЕЛЯКОВА Ольга — партнер CMS Cameron McKenna Nabarro Olswang, г. Киев,
НАКОНЕЧНАЯ Наталия — старший юрист CMS Cameron McKenna Nabarro Olswang, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…