Сдать госы — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №22 (1066) » Сдать госы

Сдать госы

Рубрика Тема номера

После проведения длительной подготовительной работы государственными органами во главе с Антимонопольным комитетом Украины (АМКУ) в августе 2017 года в Украине начала функционировать совершенно новая для страны сфера конкурентного права, которая регулирует вопросы предоставления государственной помощи субъектам хозяйствования.

Уже скоро контроль за допустимостью госпомощи станет неприятной, но привычной процедурой практически для всех сфер экономической деятельности.

 

Общий вектор

Результаты работы уполномоченного органа по вопросам государственной помощи, которым, согласно Закону Украины «О государственной помощи субъектам хозяйствования» (Закон), является АМКУ, за первые девять месяцев функционирования системы позволяют увидеть общий вектор развития системы мониторинга и контроля предоставления государственной помощи.

Наблюдая за работой Комитета, можно понять его тактику «вхождения» на рынок в качестве уполномоченного органа по вопросам государственной помощи.

Первым таким шагом стало завершение формирования «правил игры», то есть разработка всех (за редким исключением) предусмотренных Законом подзаконных процессуальных и материальных нормативно-правовых актов.

Как и акты acquis ЕС, Закон не содержит четкого определения, что именно является государственной помощью, а что — нет. Чтобы ответить на этот вопрос, АМКУ должен проанализировать каждую программу или меру государственной поддержки и выяснить, выполняются ли одновременно следующие условия:

— поддержка предоставляется субъекту хозяйствования;

— финансирование государственной поддержки осуществляется за счет ресурсов государства или ресурсов местных органов власти;

— поддержка создает преимущества для производства отдельных видов товаров или осуществления отдельных видов хозяйственной деятельности.

Меры государственной поддержки, которые не соответствуют хотя бы одному из четырех указанных условий, не являются государственной помощью, и действие Закона на них не распространяется.

В противном случае имеем дело с государственной помощью, которая перед предоставлением должна быть оценена уполномоченным органом на предмет ее допустимости для конкуренции.

Поэтому сейчас мы можем наблюдать, как АМКУ, к которому поступило значительное количество уведомлений о государственной помощи, пытается «отделить зерна от плевел», то есть выделить общие условия и обстоятельства, при которых государственная поддержка не является государственной помощью и не подлежит контролю, оставив в центре своего внимания только те акты, следствием применения которых может стать предоставление государственной помощи, искажающей конкуренцию.

Именно с этой целью Комитет предоставил ряд официальных разъяснений по вопросам применения законодательства в сфере государственной помощи, где привел перечень условий, при соблюдении которых государственная поддержка не будет считаться государственной помощью и подлежать государственному контролю.

В частности, Комитет предоставил разъяснения относительно государственной поддержки:

— деятельности Объединений со­вла­дельцев многоквартирного дома (ОСМД);

— на возмещение затрат субъектов хозяйствования — автомобильных перевозчиков;

— в сфере сельскохозяйственного производства и рыболовства, где помощь предоставляется производителям сельскохозяйственной продукции;

— хозяйственной деятельности, связанной с инвестированием в объекты инфраструктуры с применением процедур государственных закупок;

— субъектов естественных монополий и компенсации за предоставляемые услуги;

— хозяйственной деятельности, связанной с оказанием услуг, представляющих общий экономический интерес;

— деятельности в сфере культуры и культурного наследия.

 

Судьба программ

Дальше — больше. Уже сегодня достоверно известно о первых делах о государственной помощи, начатых АМКУ в апреле — мае 2018 года относительно государственной поддержки Одесского областного благотворительного фонда реабилитации детей-инвалидов «Будущее», коммунального предприятия «Региональный центр развития услуг», а также коммунального предприятия «Винницкая транспортная компания».

17 апреля 2018 года АМКУ принял первое решение о признании государственной поддержки государственной помощью и о ее допустимости для конкуренции (помощь коммунальному предприятию «Городской Дворец культуры» Черниговского городского совета на поддержание национального культурного наследия).

Уже через три-четыре месяца, когда истечет предусмотренный Законом период, в течение которого лица, предоставляющие государственную помощь, обязаны подать АМКУ уведомления о программах поддержки субъектов хозяйствования, существовавших на день вступления в силу Закона, Комитет начнет использовать другие средства получения информации о государственной помощи. От публичных призывов к государственным органам Комитет перейдет к таким инструментам, как исследования, запросы о предоставлении информации и открытие дел о государственной помощи.

А пока судьба программ государственной помощи зависит скорее от соблюдения лицами, ее предоставляющими, формальных процедур, связанных с составлением и подачей АМКУ соответствующих уведомлений, подготовка которых требует наличия определенного опыта и специфических знаний.

 

Чего ждать

Итак, чего же следует ожидать от АМКУ в качестве контролера предоставления государственной помощи?

Прежде всего следует напомнить, что главная цель ведомства при рассмотрении уведомлений и дел о государственной помощи — оценить влияние предоставляемой помощи на конкуренцию.

По большому счету Комитету все равно, кто, сколько и на какое направление планирует тратить государственные ресурсы. Главное, чтобы такие действия не навредили конкуренции больше, чем принесли пользы обществу.

Все еще трудно поверить в то, что государство с помощью АМКУ способно в корне изменить подходы к расходованию государственных ресурсов на поддержку субъектов хозяйствования, которые само же сформировало и поддерживало на протяжении десятилетий.

Однако необходимо учитывать тот факт, что Закон наделил Комитет полномочиями принимать обязательные для исполнения решения о приостановлении и возвращении в полном объеме государственной помощи, признанной Комитетом незаконной.

Более того, вопрос введения в Украине эффективной системы мониторинга и контроля государственной помощи субъектам хозяйствования находится в зоне повышенного внимания Европейского Союза. Среди требований к такой системе, которые засвидетельствуют ее эффективность, — прекращение оказания помощи, искажающей конкуренцию и постепенное уменьшение доли государственных ресурсов, используемых на субсидирование и поддержку рынка к среднему по ЕС значению в 1,5 % ВВП. В Украине сегодня (по оценкам экспертов) объемы государственной помощи могут достигать 9 % ВВП.

Очевидно, что достижение таких показателей невозможно без активного правоприменения со стороны АМКУ. Одновременное сокращение расходования ресурсов и перераспределение сфер, поддерживаемых государством, будет отражено в десятках принятых Комитетом не популярных для бизнеса решений о недопустимости/незаконности государственной помощи и ее возврату.

Первые такие решения АМКУ могут вызвать панику среди определенных предприятий — неподготовленных к негативным сценариям развития событий, тех, кто до последнего будет убежден, что введенный контроль за допустимостью государственной помощи для конкуренции — это очередная бюрократическая формальность.

Чтобы однажды не попасть в непрогнозируемый водоворот событий с неожиданными последствиями, бизнесу следует четко осознавать, какие риски и возможности принесла с собой новая система мониторинга и контроля государственной помощи субъектам хозяйствования в Украине. И такое осознание должно найти свое отражение в соответствующих управленческих решениях.

 

ДУДНИК Евгений — руководитель направления по вопросам государственной помощи ЮФ ADS Legal Group, г. Киев


Комментарий

Риск не исключен

Александр ФЕФЕЛОВ, адвокат, руководитель практики антимонопольного и конкурентного права ЮФ «Ильяшев и Партнеры»

Законом Украины «О государственной помощи субъектам хозяйствования» АМКУ был определен органом, в функции которого входят среди прочего мониторинг предоставления госпомощи, оценка допустимости госпомощи для конкуренции, сбор и анализ информации о мерах поддержки.

Высокая степень открытости — один из залогов успешной борьбы с коррупцией и недопущения в будущем громких скандалов, связанных с предоставлением финансовой помощи, дотаций некоторым субъектам хозяйствования за счет бюджета. Можно рассчитывать на то, что предоставляемая государственная помощь будет действительно соответствовать своему предназначению.

В различных публикациях мы обращаем внимание также на проблему совершенствования институциональных возможностей АМКУ, в том числе и в сфере предоставления госпомощи. Поэтому нельзя исключать риски, связанные с тем, что с развитием осведомленности о потенциальных возможностях информирования и «оспаривания» законности предоставления или надлежащего использования госпомощи департамент мониторинга и контроля госпомощи АМКУ может быть перегружен рассмотрением информации и заявлений конкурентов, получающих госпомощь, а также участием в судебных процессах по оспариванию решений Комитета почти так же, как сейчас перегружен работой департамент по вопросам обжалования решений в сфере публичных закупок, что в свою очередь может отразиться на качестве и обоснованности его решений.

 

Медленно и планомерно

Александр ТРЕТЬЯКОВ, старший юрист ЮФ «Антика»

Прежде всего следует отметить, что система контроля за предоставлением государственной помощи субъектам хозяйствования — это результат длительного процесса разработки проекта закона, в котором принимал участие не только АМКУ, но и большое количество научных деятелей и экспертов. Именно поэтому закон получился на редкость удачным и соответствует современным европейским подходам к регулированию этой сферы.

Логично ожидать, что Комитет не займет пассивной позиции, однако и резких шагов ожидать, по нашему мнению, не стоит.

Государственная помощь в нашей стране — традиционно очень политический и коррупционный вопрос. Сейчас же в отработанную более-менее схему получения этой помощи «нужными» компаниями ворвался Антимонопольный комитет Украины, который по сравнению с другими украинским органами заслуженно считается наименее политизированным и подверженным коррупции.

В любом случае в ближайшие годы следует ожидать медленного и планомерного насаждения новых процедур со стороны АМКУ, ведь пока будет наработана практика выявления нарушений, рассмотрения дел Комитетом, пройдет время.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Конспект

Доверительная ставка

Акцент

Упаси бег

Государство и юристы

Не один в поле воин

Досудебное решение

Государство и юристы

Новости юридических фирм

Aequo усиливает команду практики разрешения споров

Государство и юристы

Новости из-за рубежа

Немецкие власти имеют право устанавливать запрет на движение дизельных авто

Совет Европы внес изменения в Конвенцию о защите персональных данных

В Европейском Союзе начнут действовать новые правила защиты персональных данных

Государство и юристы

Неровный брак

Документы и аналитика

Интеллектуальные измерения

Конспект

Играть белыми

Новости законотворчества

Судебная практика

Жители сел смогут легализировать свою деятельность в форме предпринимательской

Предлагается усовершенствовать процедуру выдачи разрешительной документации на использование ядерной энергии

Запрет на приватизацию имущества

В перехвате переписки адвоката с клиентом нет никакого интереса для демократического общества

Мораторий на продажу сельхозземель нарушает право собственности

Судья добилась отмены решения ВСП об отказе в ее назначении на должность

БП ВС приняла решение относительно обязательности пересмотра определений следственных судей

Новости юридических фирм

Частная практика

CMS Cameron McKenna Nabarro Olswang сопровождала продажу компании TIP Trailer Services

AVELLUM консультировала по вопросам крупнейшего рефинансирования группы «Метинвест»

Компания EY в Украине предоставила консультационные услуги Farm Invest Corporation по продаже агробизнеса

Interlegal закрыл сделку по приобретению судна на вторичном рынке ЕС

ЮФ Asters запускает центр киберзащиты СyberDesk

Отрасли практики

Поместить в закон

Корень злат

Рабочий график

Карта событий

Репортаж

На М&Аксимум

Объединение возможностей

Оперативно-розыскное мероприятие

Самое важное

Трансфертная сцена

Судебная практика

Судебные решения

О нюансах взыскания вреда за затопление квартиры

Иск третьего лица должен содержать самостоятельные требования относительно предмета спора по первичному иску

Судебная практика

Учитывать выводы

Сему свое время

Световая гамма

Тема номера

Data цент

Бонусное продолжение

Сдать госы

Включить мониторинг

Изучают оптимизм

Задачный кооператив

Частная практика

Бить в реальности

Готовность №1

Інші новини

PRAVO.UA