Еженедельная газета «Юридическая практика»
Сегодня 20 октября 2018 года, 18:47

Генеральный партнер 2018 года

Адвокатское Бюро Гречковского - генеральный партнер газеты Юридическая практика в 2015 году
Еженедельная газета «Юридическая практика»

Тема номера: Защита экономической конкуренции

№ 22 (1066) Защита экономической конкуренцииот 29/05/18 (Тема номера: Защита экономической конкуренции)

Сдать госы

Бизнесу следует четко осознавать, какие риски и возможности принесла с собой новая система мониторинга и контроля государственной помощи субъектам хозяйствования в Украине

Евгений Дудник
Специально для «Юридической практики»

После проведения длительной подготовительной работы государственными органами во главе с Антимонопольным комитетом Украины (АМКУ) в августе 2017 года в Украине начала функционировать совершенно новая для страны сфера конкурентного права, которая регулирует вопросы предоставления государственной помощи субъектам хозяйствования.

Уже скоро контроль за допустимостью госпомощи станет неприятной, но привычной процедурой практически для всех сфер экономической деятельности.

 

Общий вектор

Результаты работы уполномоченного органа по вопросам государственной помощи, которым, согласно Закону Украины «О государственной помощи субъектам хозяйствования» (Закон), является АМКУ, за первые девять месяцев функционирования системы позволяют увидеть общий вектор развития системы мониторинга и контроля предоставления государственной помощи.

Наблюдая за работой Комитета, можно понять его тактику «вхождения» на рынок в качестве уполномоченного органа по вопросам государственной помощи.

Первым таким шагом стало завершение формирования «правил игры», то есть разработка всех (за редким исключением) предусмотренных Законом подзаконных процессуальных и материальных нормативно-правовых актов.

Как и акты acquis ЕС, Закон не содержит четкого определения, что именно является государственной помощью, а что — нет. Чтобы ответить на этот вопрос, АМКУ должен проанализировать каждую программу или меру государственной поддержки и выяснить, выполняются ли одновременно следующие условия:

— поддержка предоставляется субъекту хозяйствования;

— финансирование государственной поддержки осуществляется за счет ресурсов государства или ресурсов местных органов власти;

— поддержка создает преимущества для производства отдельных видов товаров или осуществления отдельных видов хозяйственной деятельности.

Меры государственной поддержки, которые не соответствуют хотя бы одному из четырех указанных условий, не являются государственной помощью, и действие Закона на них не распространяется.

В противном случае имеем дело с государственной помощью, которая перед предоставлением должна быть оценена уполномоченным органом на предмет ее допустимости для конкуренции.

Поэтому сейчас мы можем наблюдать, как АМКУ, к которому поступило значительное количество уведомлений о государственной помощи, пытается «отделить зерна от плевел», то есть выделить общие условия и обстоятельства, при которых государственная поддержка не является государственной помощью и не подлежит контролю, оставив в центре своего внимания только те акты, следствием применения которых может стать предоставление государственной помощи, искажающей конкуренцию.

Именно с этой целью Комитет предоставил ряд официальных разъяснений по вопросам применения законодательства в сфере государственной помощи, где привел перечень условий, при соблюдении которых государственная поддержка не будет считаться государственной помощью и подлежать государственному контролю.

В частности, Комитет предоставил разъяснения относительно государственной поддержки:

— деятельности Объединений со­вла­дельцев многоквартирного дома (ОСМД);

— на возмещение затрат субъектов хозяйствования — автомобильных перевозчиков;

— в сфере сельскохозяйственного производства и рыболовства, где помощь предоставляется производителям сельскохозяйственной продукции;

— хозяйственной деятельности, связанной с инвестированием в объекты инфраструктуры с применением процедур государственных закупок;

— субъектов естественных монополий и компенсации за предоставляемые услуги;

— хозяйственной деятельности, связанной с оказанием услуг, представляющих общий экономический интерес;

— деятельности в сфере культуры и культурного наследия.

 

Судьба программ

Дальше — больше. Уже сегодня достоверно известно о первых делах о государственной помощи, начатых АМКУ в апреле — мае 2018 года относительно государственной поддержки Одесского областного благотворительного фонда реабилитации детей-инвалидов «Будущее», коммунального предприятия «Региональный центр развития услуг», а также коммунального предприятия «Винницкая транспортная компания».

17 апреля 2018 года АМКУ принял первое решение о признании государственной поддержки государственной помощью и о ее допустимости для конкуренции (помощь коммунальному предприятию «Городской Дворец культуры» Черниговского городского совета на поддержание национального культурного наследия).

Уже через три-четыре месяца, когда истечет предусмотренный Законом период, в течение которого лица, предоставляющие государственную помощь, обязаны подать АМКУ уведомления о программах поддержки субъектов хозяйствования, существовавших на день вступления в силу Закона, Комитет начнет использовать другие средства получения информации о государственной помощи. От публичных призывов к государственным органам Комитет перейдет к таким инструментам, как исследования, запросы о предоставлении информации и открытие дел о государственной помощи.

А пока судьба программ государственной помощи зависит скорее от соблюдения лицами, ее предоставляющими, формальных процедур, связанных с составлением и подачей АМКУ соответствующих уведомлений, подготовка которых требует наличия определенного опыта и специфических знаний.

 

Чего ждать

Итак, чего же следует ожидать от АМКУ в качестве контролера предоставления государственной помощи?

Прежде всего следует напомнить, что главная цель ведомства при рассмотрении уведомлений и дел о государственной помощи — оценить влияние предоставляемой помощи на конкуренцию.

По большому счету Комитету все равно, кто, сколько и на какое направление планирует тратить государственные ресурсы. Главное, чтобы такие действия не навредили конкуренции больше, чем принесли пользы обществу.

Все еще трудно поверить в то, что государство с помощью АМКУ способно в корне изменить подходы к расходованию государственных ресурсов на поддержку субъектов хозяйствования, которые само же сформировало и поддерживало на протяжении десятилетий.

Однако необходимо учитывать тот факт, что Закон наделил Комитет полномочиями принимать обязательные для исполнения решения о приостановлении и возвращении в полном объеме государственной помощи, признанной Комитетом незаконной.

Более того, вопрос введения в Украине эффективной системы мониторинга и контроля государственной помощи субъектам хозяйствования находится в зоне повышенного внимания Европейского Союза. Среди требований к такой системе, которые засвидетельствуют ее эффективность, — прекращение оказания помощи, искажающей конкуренцию и постепенное уменьшение доли государственных ресурсов, используемых на субсидирование и поддержку рынка к среднему по ЕС значению в 1,5 % ВВП. В Украине сегодня (по оценкам экспертов) объемы государственной помощи могут достигать 9 % ВВП.

Очевидно, что достижение таких показателей невозможно без активного правоприменения со стороны АМКУ. Одновременное сокращение расходования ресурсов и перераспределение сфер, поддерживаемых государством, будет отражено в десятках принятых Комитетом не популярных для бизнеса решений о недопустимости/незаконности государственной помощи и ее возврату.

Первые такие решения АМКУ могут вызвать панику среди определенных предприятий — неподготовленных к негативным сценариям развития событий, тех, кто до последнего будет убежден, что введенный контроль за допустимостью государственной помощи для конкуренции — это очередная бюрократическая формальность.

Чтобы однажды не попасть в непрогнозируемый водоворот событий с неожиданными последствиями, бизнесу следует четко осознавать, какие риски и возможности принесла с собой новая система мониторинга и контроля государственной помощи субъектам хозяйствования в Украине. И такое осознание должно найти свое отражение в соответствующих управленческих решениях.

 

ДУДНИК Евгений — руководитель направления по вопросам государственной помощи ЮФ ADS Legal Group, г. Киев


Комментарий

Риск не исключен

Александр ФЕФЕЛОВ, адвокат, руководитель практики антимонопольного и конкурентного права ЮФ «Ильяшев и Партнеры»

Законом Украины «О государственной помощи субъектам хозяйствования» АМКУ был определен органом, в функции которого входят среди прочего мониторинг предоставления госпомощи, оценка допустимости госпомощи для конкуренции, сбор и анализ информации о мерах поддержки.

Высокая степень открытости — один из залогов успешной борьбы с коррупцией и недопущения в будущем громких скандалов, связанных с предоставлением финансовой помощи, дотаций некоторым субъектам хозяйствования за счет бюджета. Можно рассчитывать на то, что предоставляемая государственная помощь будет действительно соответствовать своему предназначению.

В различных публикациях мы обращаем внимание также на проблему совершенствования институциональных возможностей АМКУ, в том числе и в сфере предоставления госпомощи. Поэтому нельзя исключать риски, связанные с тем, что с развитием осведомленности о потенциальных возможностях информирования и «оспаривания» законности предоставления или надлежащего использования госпомощи департамент мониторинга и контроля госпомощи АМКУ может быть перегружен рассмотрением информации и заявлений конкурентов, получающих госпомощь, а также участием в судебных процессах по оспариванию решений Комитета почти так же, как сейчас перегружен работой департамент по вопросам обжалования решений в сфере публичных закупок, что в свою очередь может отразиться на качестве и обоснованности его решений.

 

Медленно и планомерно

Александр ТРЕТЬЯКОВ, старший юрист ЮФ «Антика»

Прежде всего следует отметить, что система контроля за предоставлением государственной помощи субъектам хозяйствования — это результат длительного процесса разработки проекта закона, в котором принимал участие не только АМКУ, но и большое количество научных деятелей и экспертов. Именно поэтому закон получился на редкость удачным и соответствует современным европейским подходам к регулированию этой сферы.

Логично ожидать, что Комитет не займет пассивной позиции, однако и резких шагов ожидать, по нашему мнению, не стоит.

Государственная помощь в нашей стране — традиционно очень политический и коррупционный вопрос. Сейчас же в отработанную более-менее схему получения этой помощи «нужными» компаниями ворвался Антимонопольный комитет Украины, который по сравнению с другими украинским органами заслуженно считается наименее политизированным и подверженным коррупции.

В любом случае в ближайшие годы следует ожидать медленного и планомерного насаждения новых процедур со стороны АМКУ, ведь пока будет наработана практика выявления нарушений, рассмотрения дел Комитетом, пройдет время.



Присоединяйтесь к обсуждению!

Автор *
E-mail
Текст *
Осталось
из 2550 символов
* - Поля, обязательные для заполнения.

№ 22 (1066) от 29/05/18 Текущий номер

Защита экономической конкуренции

№ 22 (1066)
Отрасли практики

Корень злат

Судебная практика

Световая гамма

Тема номера:

Сдать госы

Частная практика

Бить в реальности

Как вы поступаете с sms-спамом?

Читаю, иногда покупаю рекламируемый товар

Удаляю, не читая

Устраиваю заказчику спама скандал/розыгрыш

Добиваюсь исключения моего номера из рассылки

Обращаюсь в суд

Не получаю / установлен спам-фильтр

Ваш собственный вариант ответа или комментарий Вы можете дать по электронной почте voxpopuli@pravo.ua.

  • АФ «Династия»
"Юридическая практика" в соцсетях
Заказ юридической литературы

ПОДПИСКА