Бить в реальности — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №22 (1066) » Бить в реальности

Бить в реальности

Народная муд­рость гласит: «Если что-то работает — не трогай», и ее в полной мере можно было бы применить к действующему ныне Закону Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» (Закон), который дал в 2012 году немалый толчок к развитию этой классической юридической профессии. Но если в контексте самоорганизации и кооперации адвокатов шаг вперед был очевидным, то в плане практической деятельности, увы, прогресс не столь заметен. Основная причина — правоохранительные органы и до недавнего времени суды упрямо отказывались «читать» адвокатский закон, считая, что он написан для адвокатов. О необходимости внесении корреспондирующих поправок в законодательство, регулирующее деятельность судов, прокуроров, полиции и других правоохранительных органов, а главное — в Уголовный процессуальный кодекс (УПК) не говорил только ленивый.

Адвокаты сами неоднократно готовили и предлагали парламентариям поправки, которые вдохнули бы жизнь в нормы адвокатского закона по части гарантий адвокатской деятельности и прав адвокатов. Однако среди множественных поправок, вносимых депутатами в УПК, не нашлось места для адвокатских предложений.

В этой связи заявленные изменения в адвокатуре в рамках судебной и правовой реформ дали надежду адвокатам, что вот-вот дойдут руки у власть имущих и в УПК будут отражены права адвокатов, заложены реальные основы равенства сторон обвинения и защиты, развиты и усилены гарантии адвокатской деятельности и в целом будет заложено понимание, что адвокат не защищает клиента, не оправдывает его, а стоит на страже прав человека, верховенства права как основного принципа демократического общества, как бы пафосно это ни звучало.

Именно такие нормы должны стать лейтмотивом нового законодательства, регулирующего адвокатскую профессию (будь то новый закон или новая редакция действующего). Что наиболее примечательно — ни у кого из адвокатов, ежедневно работающих по уголовным делам, необходимость принятия поправок не вызывает сомнений, а их содержание — дискуссий. Однако законы принимают политики, и в политической плоскости на первый план выведены нормы об управлении в адвокатском сообществе. Оставим их для политиков. Нас интересуют те новации, которые должны действительно облегчить работу адвокатам и обеспечить их качественным инструментарием защиты.

 

Право на информацию

Что касается усиления прав адвокатов и гарантий профессиональной деятельности, то в проекте новой редакции Закона Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» (проект), подготовленном рабочей группой Совета по вопросам судебной реформе при Президенте Украины, предусмотрены существенная конкретизация действующих норм и расширение инструментов защиты. Ключевой в этом отношении является четкая позиция, что профессиональными правами и гарантиями деятельности адвокат пользуется исключительно в рамках осуществления адвокатской деятельности. Хотя, безусловно, статус и специфика работы фактически означает постоянный труд, однако реализовать такие права адвокат может только в интересах своего клиента. Это, к слову, принципиальный момент, почему адвокат не вправе получать информацию из праздного любопытства.

Так, статью 20 Закона (профессиональные права адвоката) ожидают существенные корректировки.

В части права на адвокатский запрос норму предлагается уточнить: адвокат может направлять запросы также физическим лицам, к тому же не просто обращаться к адресатам, а получать от них соответствующую информацию и документы. Ныне, напомним, Закон позволяет запрашивать информацию у физических лиц только с их согласия. Буквальное понимание этой нормы сводится на практике к тому, что сначала адвокат должен убедиться, что физическое лицо не возражает против получения запроса, но не обязано на него отвечать. При этом не стоит упускать из виду, что во многих уголовных производствах именно физические лица являются источником неких данных, которые могут стать доказательством по делу, и собрать их показания весьма затруднительно для стороны защиты, притом что стороне обвинения такие лица обязаны предоставлять информацию, если имеют статус свидетелей.

Отказать адвокату в информации по его запросу можно будет только в трех случаях, предусмотренных статьей 25 проекта. Это — отнесение информации в установленном законом порядке к категории тайной или служебной (предназначенной для служебного пользования); риск нарушения прав третьих лиц на защиту персональных данных или охрану интеллектуальной собственности; принадлежность к информации о личной жизни физического лица. Кроме того, раскрытие такой информации остается на усмотрении лица, у которого эти данные запрашиваются. Правда, в данной норме целесообразно было бы использовать терминологию Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод, предусматривать защиту данных не личной, а частной жизни. Однако эти нюансы можно откорректировать на этапе принятия документа.

 

Право на представительство

Следующим профессиональным правом адвокатов статья 20 предлагает определить право представлять и защищать права, свободы и интересы физических лиц, права и интересы юридических лиц в суде, органах государственной власти и органах местного самоуправления, общественных объединениях, перед физическими и юридическими лицами. С точки зрения содержания это право, как и право составлять заявления, жалобы, ходатайства, другие юридические документы и подавать их в установленном законом порядке, составляет скорее обязанность или даже суть адвокатской деятельности. Вместе с тем его появление в этой статье оправдано практикой применения законодательства в Украине.

Также проектом предлагается наделить адвоката правом ознакомляться в органах государственной власти, органах местного самоуправления, предприятиях, в учреждениях и организациях, а также у физических лиц — предпринимателей с необходимыми для адвокатской деятельности документами и материалами, кроме содержащих информацию, которая не подлежит раскрытию по адвокатскому запросу, снимать с них копии. Уточнение о праве снимать копии достаточно важное, поскольку ныне адвокаты нередко получают доступ к документам, однако вынуждены изучать их на месте, что неудобно и требует значительных временных затрат.

Важным дополнением права представлять ходатайства и жалобы перед соответствующими органами и должностными лицами (что также очень похоже на обязанность) можно назвать право получать мотивированные ответы на такие жалобы и ходатайства.

 

Сбор доказательств

Одним из ключевых принципиальных изменений может стать закрепление права адвоката собирать доказательства любыми не запрещенными законом средствами, в том числе в установленном законом порядке запрашивать, получать и изымать вещи, документы, их копии, ознакомляться с ними и опрашивать лиц с их согласия. Сегодня адвокаты собирают лишь данные, сведения о фактах, которые могут быть использованы как доказательства. То есть адвокаты могут приобрести самостоятельность в том, что считать доказательством позиции его клиента, а что — нет. Сейчас адвокаты зависимы в этом от следователя и/или суда. Самостоятельность адвокаты должны получить и вправе привлекать специалистов и экспертов по вопросам, требующим специальных знаний.

Не менее важной новацией должно стать право на идентифицированный доступ к государственным реестрам, в том числе к Единому реестру досудебных расследований, Единому государственному реестру исполнительных производств, к автоматизированной системе документооборота суда в порядке, определенном держателем соответствующего реестра или автоматизированной системы по согласованию с Советом адвокатов Украины, кроме реестров, содержащих информацию, которая является государственной тайной. Это позволит адвокатам оперативно получать информацию, необходимую для предоставления правовой помощи клиентам.

Дополнительно к ныне закрепленным правам адвокатов в новой редакции статьи 20 проекта предлагается предусмотреть права:

— иметь беспрепятственный доступ в помещения судов в рабочее время и во время судебного заседания по делу, в котором участвует клиент адвоката, а также в помещения судов, органов прокуратуры, полиции, Министерства внутренних дел, других правоохранительных органов, учреждений для предварительного заключения и исполнения наказаний, органов государственной власти в любое время, если в этих помещениях находится клиент;

— обращаться с дисциплинарной жалобой (заявлением) в отношении судьи, прокурора, которая может привести к дисциплинарной ответственности судьи, прокурора;

— участвовать в любых следственных (розыскных) или процессуальных действиях, в которых вправе участвовать клиент.

Эти три права продиктованы практикой деятельности правоохранительных органов, связанной с ограничением и физическим препятствованием контакту адвоката с клиентом. Хотя противоправность подобной практики и очевидна, но дополнительное законодательное закреп­ление прав, способных противостоять таким нарушениям, должно снизить количество подобных нарушений.

Также отметим, что вместо ныне действующей нормы, которая позволяет адвокату пользоваться другими правами, предусмотренными законами Украины, предлагается установить право пользоваться правами, которые закреплены, в частности, Конвенцией о защите прав человека и основоположных свобод и другими международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, а также практикой Европейского суда по правам человека.

 

ТАТИК Юлия — президент АО «Всеукраинская ассоциация адвокатов», г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Конспект

Доверительная ставка

Акцент

Упаси бег

Государство и юристы

Не один в поле воин

Досудебное решение

Государство и юристы

Новости юридических фирм

Aequo усиливает команду практики разрешения споров

Государство и юристы

Новости из-за рубежа

Немецкие власти имеют право устанавливать запрет на движение дизельных авто

Совет Европы внес изменения в Конвенцию о защите персональных данных

В Европейском Союзе начнут действовать новые правила защиты персональных данных

Государство и юристы

Неровный брак

Документы и аналитика

Интеллектуальные измерения

Конспект

Играть белыми

Новости законотворчества

Судебная практика

Жители сел смогут легализировать свою деятельность в форме предпринимательской

Предлагается усовершенствовать процедуру выдачи разрешительной документации на использование ядерной энергии

Запрет на приватизацию имущества

В перехвате переписки адвоката с клиентом нет никакого интереса для демократического общества

Мораторий на продажу сельхозземель нарушает право собственности

Судья добилась отмены решения ВСП об отказе в ее назначении на должность

БП ВС приняла решение относительно обязательности пересмотра определений следственных судей

Новости юридических фирм

Частная практика

CMS Cameron McKenna Nabarro Olswang сопровождала продажу компании TIP Trailer Services

AVELLUM консультировала по вопросам крупнейшего рефинансирования группы «Метинвест»

Компания EY в Украине предоставила консультационные услуги Farm Invest Corporation по продаже агробизнеса

Interlegal закрыл сделку по приобретению судна на вторичном рынке ЕС

ЮФ Asters запускает центр киберзащиты СyberDesk

Отрасли практики

Поместить в закон

Корень злат

Рабочий график

Карта событий

Репортаж

На М&Аксимум

Объединение возможностей

Оперативно-розыскное мероприятие

Самое важное

Трансфертная сцена

Судебная практика

Судебные решения

О нюансах взыскания вреда за затопление квартиры

Иск третьего лица должен содержать самостоятельные требования относительно предмета спора по первичному иску

Судебная практика

Учитывать выводы

Сему свое время

Световая гамма

Тема номера

Data цент

Бонусное продолжение

Сдать госы

Включить мониторинг

Изучают оптимизм

Задачный кооператив

Частная практика

Бить в реальности

Готовность №1

Інші новини

PRAVO.UA