Еженедельная газета «Юридическая практика»
Сегодня 15 октября 2018 года, 15:49

Генеральный партнер 2018 года

Адвокатское Бюро Гречковского - генеральный партнер газеты Юридическая практика в 2015 году
Еженедельная газета «Юридическая практика»

Государство и юристы

№ 20 (1064) Розыск активовот 15/05/18 (Государство и юристы)

Верно поданный

Подан очередной законопроект, направленный на уменьшение рисков злоупотреблений при получении украинского гражданства и минимизацию случаев двойного гражданства

Ольга Кириенко
«Юридическая практика»

Вопрос создания эффективного законодательного механизма предотвращения случаев двойного гражданства в нашей стране обсуждается уже давно, а после введения безвизового режима въезда в страны Европейского Союза проблема злоупотреблений при получении гражданства Украины приобрела особую остроту. Как известно, еще в марте прошлого года глава государства инициировал внесение изменений в профильное законодательство относительно реализации права на изменение гражданства. В соответствующем документе (проекте № 6175) презюмируется, что гражданин Украины, который добровольно получил гражданство другого государства, считается изъявившим намерение сменить гражданство и предоставившим согласие на прекращение гражданства Украины, а также предусматриваются дополнительные основания для прекращения украинского граж­данства. Несмотря на статус «неотложного», окончательное решение парламента по данному законопроекту до сих пор так и не было принято. Карточка проекта № 6175 на официальном сайте Верховной Рады Украины гласит о том, что он «ожидает рассмотрения», также в ней указано, что у Главного научно-экспертного управления (ГНЭУ) Аппарата Верховной Рады Украины и Комитета по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений были принципиальные замечания к предложенным изменениям: профильный комитет рекомендовал парламенту направить законопроект на доработку.

Не так давно, 19 апреля с.г., Президент Украины инициировал другой законопроект — № 8297, направленный на коррекцию отдельных положений Закона «О гражданстве Украины» (Закон). Как декларируется в пояснительной записке, эта законодательная инициатива была разработана с целью усовершенствования норм, устанавливающих основания приобретения гражданства Украины, прежде всего по территориальному происхождению, дополнительные основания, по которым лица не принимаются в гражданство Украины, полномочия соответствующих государственных органов в части проверки оснований его приобретения, согласования и принятия решения об оформлении, а также совершенствование механизма прекращения гражданства Украины в случае добровольного приобретения украинцем гражданства другого государства и предотвращения случаев двойного гражданства. Правда, отдельные из предложенных изменений сложно назвать новациями, поскольку ранее подобные коррективы уже были заявлены в проекте № 6175. Например, это касается установления дополнительных оснований для прекращения украинского гражданства. Как прошлогодний президентский проект, так и нынешний в этой части предусматривает новое основание для прекращения гражданства Украины — использование лицом, которое приобрело гражданство Украины, избирательного или иного права, которое ему предоставляет иностранное гражданство, или выполнение обязанностей, которые оно на него возлагает, что может подтверждаться данными публичных реестров государственных органов, органов местного самоуправления иностранных государств, информацией, размещенной на официальных сайтах, в официальных печатных изданиях государственными органами, органами местного самоуправления иностранных государств, документами, предоставленными такими органами; использование указанным лицом паспортного документа иностранного государства во время выезда из Украины или въезда в нашу страну либо на ее территории, что зафиксировано должностным или служебным лицом Государственной пограничной службы Украины либо другого государственного органа (дополнение положений статьи 19 Закона). При этом проектом № 8297, в отличие от прошлогодней инициативы, в данном случае предусматриваются гарантии для украинских граждан, проживающих на временно оккупированной территории в Автономной Республике Крым и городе Севастополе. В новых предлагаемых положениях статьи 19 Закона оговаривается, что не считается добровольным приобретением другого гражданства (что, как известно, является главным основанием для прекращения украинского гражданства) получение гражданства Российской Федерации в результате, цитируем, «совершения противоправных и недобросовестных действий на временно оккупированной территории АР Крым и города Севастополя оккупационной администрацией РФ, которую составляют ее государственные органы и структуры, функционально ответственные за управление временно оккупированными территориями Украины, и подконтрольные РФ самопровозглашенные органы, которые узурпировали выполнение властных функций на временно оккупированных территориях Украины». Следует отметить, что указанные предписания корреспондируются с нормами действующего Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории», согласно части 4 статьи 5 которого принудительное автоматическое получение гражданами Украины, проживающими на временно оккупированной территории, гражданства РФ не признается нашим государством и не является основанием для прекращения гражданства Украины.

Если говорить о других новациях проекта № 8297, то среди прочего предлагается установить основания, при наличии которых лицо не может приобрести украинское гражданство по территориальному происхождению. Так, статью 8 Закона предлагается дополнить следующим предписанием. Гражданство Украины по территориальному происхождению лицо не приобретает в трех случаях. Во-первых, если оно совершило преступление против человечества или осуществляло геноцид. Во-вторых, когда лицо было осуждено в Украине за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления (до погашения или снятия судимости) с учетом уровня угрозы для национальной безопасности государства. И в-третьих — совершило на территории другого государства деяние, которое признано отечественным законодательством тяжким или особо тяжким преступлением.

Кроме того, президентской инициативой этого года предлагается внести изменения в статью 9 Закона в части увеличения срока непрерывного проживания на законных основаниях на территории Украины для иностранцев или лиц без гражданства, которые находятся в браке с гражданином Украины более трех лет (сейчас — более двух!), и для иностранцев или лиц без гражданства, находящихся в браке с гражданином Украины более трех лет (сейчас также более двух), который прекратился вследствие его смерти. Также корректируются пункты 1–3 статьи 3 Закона, предусматривающие фактически автоматический порядок определения принадлежности к гражданству Украины для отдельных категории лиц. Указанные положения предлагается дополнить предписанием, согласно которому перечисленные в статье 3 Закона лица являются гражданами Украины в случае, если их принадлежность к гражданству Украины была установлена до 1 мая 2018 года. Что представляет собой процедура «установления принадлежности к гражданству Украины» и как она будет проводиться, непонятно, по крайней мере ни в проекте закона, ни в действующем профильном законодательстве принцип действия данного механизма не раскрывается.

Вполне возможно, что нынешняя президентская законодательная инициатива повторит судьбу прошлогодней, «зависшей в воздухе». Проект закона № 8297 уже имеет в своем активе негативное заключение ГНЭУ: парламентские ученые-эксперты советуют по результатам рассмотрения документа в первом чтении вернуть его субъекту права законодательной инициативы на доработку. К тому же у нормотворческой версии главы государства появился «конкурент»: альтернативный проект (№ 8297-1), поданный группой парламентариев во главе с Антоном Геращенко, секретарем Комитета Верховной Рады Украины по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности. Правда, контрверсией президентской инициативы «творение» народных депутатов не является: альтернативный законопроект практически идентичен основному, за исключением отдельных деталей. Например, в пунктах 1–3 статьи 3 Закона прописывается, что определенные лица являются гражданами Украины в случае, если их принадлежность к гражданству Украины была установлена до 1 сентября (!) нынешнего года.

 



Присоединяйтесь к обсуждению!

Автор *
E-mail
Текст *
Осталось
из 2550 символов
* - Поля, обязательные для заполнения.

№ 20 (1064) от 15/05/18 Текущий номер

Розыск активов

№ 20 (1064)
Государство и юристы

Киберэтика

Деловая практика

Рекомендательная участь

Отрасли практики

Знак допроса

Тема номера:

Возвращение строптивого

Как вы поступаете с sms-спамом?

Читаю, иногда покупаю рекламируемый товар

Удаляю, не читая

Устраиваю заказчику спама скандал/розыгрыш

Добиваюсь исключения моего номера из рассылки

Обращаюсь в суд

Не получаю / установлен спам-фильтр

Ваш собственный вариант ответа или комментарий Вы можете дать по электронной почте voxpopuli@pravo.ua.

  • АФ «Династия»
    aequo
"Юридическая практика" в соцсетях
Заказ юридической литературы

ПОДПИСКА