Еженедельная газета «Юридическая практика»
Сегодня 22 октября 2018 года, 15:39

Генеральный партнер 2018 года

Адвокатское Бюро Гречковского - генеральный партнер газеты Юридическая практика в 2015 году
Еженедельная газета «Юридическая практика»

Государство и юристы

№ 20 (1064) Розыск активовот 15/05/18 (Государство и юристы)

Слепо вверить

В Украине могут ввести режим финансовой амнистии: закрывать глаза на «сомнительные» доходы будут разово, если лицо их добровольно задекларировало и уплатило незначительный налог

Ольга Кириенко
«Юридическая практика»

Легализовать доходы, полученные с нарушениями налогового, таможенного, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы Государственной фискальной службы Украины, путем разового добровольного декларирования — одно из самых обсуждаемых и дискуссионных нормотворческих предложений нынешней законодательной весны. 10 апреля с.г. в здании под куполом был зарегистрирован проект закона № 8257 с красноречивым названием «О правовом режиме добровольного декларирования средств, имущества и других объектов физическими лицами» (законопроект) под авторством народных депутатов Андрея Шиньковича и Геннадия Чекиты, которым предлагается внедрить в Украине механизм, аналогичный принципу действия экономической амнистии в Италии. Именно в этом государстве в 2001—2002 годах была успешно реализована идея такой финансовой «индульгенции»: в течение 60 дней удалось репатриировать почти 61 млрд евро.

 

Декларативная форма

В Украине это ноу-хау предложено реализовать путем принятия нового закона, определяющего правовые и организационные основы функционирования данного механизма, и внесения изменений в целый ряд кодексов, процессуальное и профильное законодательство, причем положения Налогового кодекса (НК) Украины корректируются отдельно, как того и требуют предписания статьи 2 этого Кодекса. Сопутствующие изменения в НК Украины вносятся проектом № 8258, которым предлагается временно, в течение двух лет со дня вступления в силу постановления Кабинета Министров Украины об утверждении формы добровольной декларации, предусмотренной Законом «О правовом режиме добровольного декларирования средств, имущества и других объектов физическими лицами», установить налог на объекты разового добровольного декларирования. Единая ставка налога на любые объекты налогообложения, указанные субъектом декларирования в предоставленной добровольной декларации (кроме наличных средств, для которых соответствующая финансовая величина дифференцируется в зависимости от того, были перечислены наличные средства на банковские счета), составит 2,5 % стоимости объектов налогообложения.

Разовое добровольное декларирование, как прописывается в «теле» проекта закона № 8257, — это особый порядок декларирования физическими лицами денежных средств, имущества, валютных ценностей и других объектов, предусмотренных этим законом, и уплаты налога на них, и выполнение его требований гарантирует физическим лицам освобождение от юридической ответственности за нарушение требований налогового, таможенного, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, указанные в статье 41 НК Украины.

В законопроекте также предлагается определить перечень объектов разового добровольного декларирования, установить особый порядок декларирования наличных средств с последующим их внесением на счета в банках или без внесения по выбору субъектов декларирования. Сохраняя добровольность декларирования активов, законопроект предусматривает обязательное возвращение в Украину денежных средств, хранящихся в любой форме на счетах в иностранных банках, в том числе денег, выведенных в офшоры. В этом случае дополнительным стимулом должна послужить фискальная преференция — нулевая ставка налога на денежные средства, хранившиеся на счетах в иностранных банках, которые были внесены на специальные счета, открываемые в украинских банках и их филиалах, расположенных на территории Украины.

Режим финансовой амнистии, как декларируется, не распространяется на объекты, полученные или приобретенные в результате совершения коррупционных или связанных с коррупцией правонарушений, которые определялись такими согласно законодательству, действовавшему на момент их совершения. Кроме того, не могут быть объектами разового добровольного декларирования активы, полученные или приобретенные в связи с совершением других категорий преступлений, за исключением деяний, предусмотренных статьями 205, 209, 212, 2121, статьей 366 (относительно составления, выдачи, внесения заведомо ложных сведений, другой подделки документов налоговой и/или финансовой отчетности, таможенных деклараций, налоговых накладных, первичных документов, другой отчетности по налогам, сборам, обязательным платежам), статьей 367 (если преступление связано с нарушением требований налогового, таможенного, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы) Уголовного кодекса Украины независимо от времени совершения.

Законопроектом предусматривается предоставление ряда государственных гарантий для субъектов добровольного декларирования и объектов, на которые будет уплачен соответствующий налог. Так, задекларированные объекты признаются полученными (оформленными) без нарушения налогового, валютного, таможенного и иного законодательства. Не допускается совершение любых следственных действий (кроме допросов в качестве свидетеля), применение мер обеспечения уголовного производства или мер пресечения в связи с указанными в добровольной декларации объектами в любой период до дня окончания процедуры разового добровольного декларирования по отдельным хозяйственным преступлениям, на которые распространяется финансовая амнистия. Также не допускается открытие производств по делам об административном правонарушении за соответствующие правонарушения.

Дополнительными опциями для субъектов добровольного декларирования являются: освобождение от обязанности предоставлять информацию об источниках происхождения объектов декларирования, указанных в добровольной декларации; запрет на использование информации, содержащейся в добровольной декларации, в качестве доказательства совершения какого-либо административного или уголовного правонарушения; табу на проведение контролирующими органами проверок соблюдения требований налогового, валютного и другого законодательства и запрет на привлечение к финансовой ответственности.

 

Экспертные сомнения

Поскольку главные цели механизма финансового «помилования» экономико-политические (задекларированное улучшение условий развития национальной экономики, ее детенизация, привлечение инвестиций, возвращение офшорных средств и т.д.), оценить идею такого режима и перспективы его реализации в нашей стране мы попросили представителя бизнеса и политического эксперта.

Идея введения в Украине режима финансовой амнистии, по словам президента Украинского союза промышленников и предпринимателей (УСПП) Анатолия Кинаха, не нова: периодически этот вопрос возникает в здании под куполом, особенно популярной тема создания механизмов для защиты бизнеса становится в преддверии очередной избирательной кампании. По убеждению нашего собеседника, легализация доходов путем разового добровольного декларирования может быть лишь частью комплексных программно-целевых действий государства по решению существующих проблем: начиная от повышения доверия бизнеса к институтам государства и власти, создания условий равноправной конкуренции и заканчивая эффективной защитой частной собственности, прав акционеров и т.д. «Только комплексными мерами можно добиться уменьшения теневого сектора экономики», — уверяет Анатолий Кинах. Если же предлагаемый механизм будет только локальным шагом, то желаемого результата он не даст: будет получен минимальный кратковременный эффект. На фоне неблагоприятного бизнес-климата, низких показателей Украины в международных рейтингах, особенно в части свободы экономики, мало кто из представителей бизнеса поверит, что такая процедура легализации доходов даст возможность в дальнейшем работать в нашей стране открыто и прозрачно, подчеркивает президент УСПП. Кроме того, в механизме финансовой амнистии существует множество рисков: в этом случае очень важно провести четкую, а не условную грань между доходами, полученными с нарушениями налогового, таможенного, валютного и другого законодательства, и коррупционной составляющей таких активов.

«Это хорошая идея. Многие государства с теневой экономикой, выплатами заработных плат «в конвертах», конвертационными центрами и прочими проблемами уже проходили подобную процедуру, и она оказалась довольно эффективной. Будет ли этот механизм действенным в Украине?.. Пока что весьма сомнительно», — признается Тарас Черновол, политолог, независимый эксперт. Он проводит аналогию с прошлогодней правительственной кампанией по детенизации выплаты заработных плат, когда в разы был уменьшен размен единого социального взноса, и отмечает, что ожидаемый эффект в виде увеличения поступлений в пенсионный фонд и выхода «из тени» многих предприятий так и не был получен. Для тех, кто работает «в тени», такая инициатива не стала стимулом для выплаты «белых» зарплат. По мнению политолога, главной причиной провала этой кампании стало отсутствие в Украине двух базовых вещей — элементарного самосознания граждан и неотвратимости наказания за нарушение налогового, таможенного и другого законодательства. Возвращаясь к вопросу разового добровольного декларирования, эксперт говорит о том, что многие предприниматели сегодня мыслят так: зачем нужно легализовать доходы таким способом, признавая, что ты обманывал государство, нарушая налоговые, таможенные, валютные и иные правила, если можно его безнаказанно обманывать и дальше? Поэтому идея легализовать свой капитал, как считает г-н Черновол, может заинтересовать собственника бизнеса только в одном случае: когда он решит стать политиком или власть имущим, и ему нужно будет публично задекларировать свои доходы и пояснить Национальному агентству по вопросам предотвращения коррупции источники происхождения своего состояния.

Сама концепция экономической амнистии, отмечает Тарас Черновол, рассчитана на представителей бизнес-среды, и режим легализации капитала не может быть распространен на носителей государственной власти. Политолог прогнозирует: в случае успешного прохождения соответствующего законопроекта в здании под куполом при подготовке его ко второму чтению может появиться поправка, которая «размоет» норму относительно исключительности применения такого механизма к представителям бизнеса и невозможности применения его к лицам, работающим на государственной публичной службе. «Сегодня существуют серьезные опасения, что эту законодательную инициативу попытаются «перекрутить» таким образом, чтобы амнистировать коррупционные доходы, а не капитал, полученный с нарушениями налоговых правил», — резюмирует политолог.  



Присоединяйтесь к обсуждению!

Автор *
E-mail
Текст *
Осталось
из 2550 символов
* - Поля, обязательные для заполнения.

№ 20 (1064) от 15/05/18 Текущий номер

Розыск активов

№ 20 (1064)
Государство и юристы

Киберэтика

Деловая практика

Рекомендательная участь

Отрасли практики

Знак допроса

Тема номера:

Возвращение строптивого

Как вы поступаете с sms-спамом?

Читаю, иногда покупаю рекламируемый товар

Удаляю, не читая

Устраиваю заказчику спама скандал/розыгрыш

Добиваюсь исключения моего номера из рассылки

Обращаюсь в суд

Не получаю / установлен спам-фильтр

Ваш собственный вариант ответа или комментарий Вы можете дать по электронной почте voxpopuli@pravo.ua.

  • aequo
"Юридическая практика" в соцсетях
Заказ юридической литературы

ПОДПИСКА