Еженедельная газета «Юридическая практика»
Сегодня 21 ноября 2018 года, 03:53

Генеральный партнер 2018 года

Адвокатское Бюро Гречковского - генеральный партнер газеты Юридическая практика в 2015 году
Еженедельная газета «Юридическая практика»

Деловая практика

№ 20 (1064) Розыск активовот 15/05/18 (Деловая практика)

Рекомендательная участь

Государственные органы достигли рекордного показателя, выполнив 93 % рекомендаций Совета бизнес-омбудсмена за первый квартал 2018 года

Светлана Тарасова
«Юридическая практика»

Спустя три года после фактического старта института бизнес-омбудсмена можно констатировать, что этот институт стал реальным инструментом защиты прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности.

Напомним, что стартом работы новой институции считается дата начала принятия жалоб от бизнеса — 20 мая 2015 года.

Наибольшее количество жалоб, поступивших за весь период работы, касаются налоговых вопросов. Примечательно, что через два месяца после начала работы этого органа Государственной фискальной службой (ГФС) Украины  было анонсировано создание структуры Уполномоченного по вопросам предпринимательства.

Предполагалось, что уже к осени 2015 года будут разработаны модель и механизмы деятельности данного института, но до сих пор конкретных и предметных сведений о работе Уполномоченного по вопросам предпринимательства (или налогового омбудсмена) на официальном сайте ведомства нет. Почти не появлялась также информация и от самого Уполномоченного. К слову, главная цель института налогового омбудсмена заключается в налаживании открытого диалога между ГФС и бизнесом и возобновлении доверия предпринимателей к этому органу.

Безусловно, сама по себе идея создания данной институции для бизнеса была на тот момент очень своевременной. Причин, по которым ее не удалось реализовать в полной мере, может быть множество, но, видимо, главной все же является дублирование функций Совета бизнес-омбудс­мена (Совет). Кроме того, как говорится в постоянных отчетах о работе Совета, бизнес доверяет независимому органу, а не структуре, инициатором которой выступила ГФС. Подтверждением тому служит подавляющее большинство жалоб, связанных с налоговыми вопросами.

Конечно, характер жалоб меняется, но надо отдать должное представителям госорганов, которые прислушиваются к рекомендациям Совета бизнес-омбудсмена. Так, например, за первый год работы новой институции государственными органами было выполнено порядка 67 % рекомендаций. При этом на ГФС пришлось около 45 % всех жалоб, а в процессе их рассмотрения ведомством было выполнено 72 % предоставленных рекомендаций. Следует отметить, что это достаточно хороший результат на то время. На ситуацию повлияло и изменение механизма возмещения налога на добавленную стоимость (НДС), поскольку именно эта сфера была камнем преткновения бизнеса и налоговых органов. В дальнейшем существенно пересмотрели и порядок административного обжалования действий и бездействия налоговых органов в ведомстве. Напомним, что предусматривается, помимо гласности процесса, возможность привлечения к рассмотрению жалобы Совета.

Тем не менее законодатель, частично решив проблему с системой возмещения НДС, предоставил новые возможности для давления на бизнес. В прошлом году подавляющее большинство жалоб касались необоснованной блокировки налоговых накладных, чего и опасался бизнес, говоря о таких последствиях еще на этапе обсуждения данной законодательной инициативы.

Впрочем, законодатель все же предусмотрел для бизнеса люфт в три месяца. Пока шла работа над новым порядком и критериями оценки рисков налоговых накладных и корректировки стоимости, налоговые накладные не блокировались. Однако это не повлияло на количество производств в Совете бизнес-омбудсмена по этой категории дел. В частности, в соответствии с отчетом за первый квартал 2018 года налоговые вопросы составили 67 % всех жалоб. Несмотря на то что на 4 % жалоб меньше, чем в прошлом квартале, их количество все-таки весьма существенно. Примечательно, что более двух третей обращений касались как раз блокировки налоговых накладных. В то же время количество жалоб в части администрирования и возмещения НДС по сравнению с четвертым кварталом 2017 года уменьшилось наполовину.

Возвращаясь к статистике, отметим, что жалоб на блокировку налоговых накладных подано 305, а это почти половина всех обращений за этот период, притом что работа системы блокировки налоговых накладных в этом квартале была приостановлена. В основном жалобы содержали информацию о нерешенных в прошлом году вопросах.

К слову, в квартальном отчете Совета приведен ряд кейсов, в том числе  и дело по данной категории обращений. В частности, в жалобе на ГФС речь шла о приостановлении регистрации налоговых накладных агродистрибьютора на сумму свыше 4 млн грн. Как указывалось в жалобе, был подан весь пакет документов для регистрации налоговых накладных, но ГФС его не приняла без объяснения причин. В дальнейшем не были приняты во внимание и дополнительные документы, подтверждающие реальность операций и специфику деятельности предприятия.

«Инспектор Совета письменно обратился к ГФС с просьбой должным образом рассмотреть жалобу предприятия по регистрации налоговых накладных», — говорится в отчете. В результате дело было закрыто, поскольку ведомство сообщило об удовлетворении заявления жалобщика и регистрации налоговых накладных в полном объеме.

Напомним: Совет предоставляет рекомендации государственным органам по каждому открытому делу и отслеживает их выполнение.

И если в случае с блокировкой налоговых накладных количество жалоб по понятным причинам уменьшилось, хотя и не так существенно, то в аспекте уголовных производств их число возросло почти на четверть. В отчете речь идет о 96 % выполненных ГФС рекомендаций Совета бизнес-омбудсмена, и этот показатель является одним из лучших среди государственных органов.

В части другого спектра вопросов, поднятых в жалобах, следует отметить, что 11 % жалоб поданы на действия правоохранительных органов. В соответствии со статистикой это на два процентных пункта выше, чем в предыдущем квартале. Как поясняется в отчете, рост произошел за счет увеличения  количества жалоб на органы прокуратуры (+50 %). К слову, именно органы прокуратуры имеют самый низкий процент выполненных рекомендаций среди всех государственных органов. По сути «правоохранительный блок» составляет второе по количеству жалоб направление деятельности Совета.

За весь период работы Совета было закрыто 302 дела относительно правоохранительных органов. Как следует из отчета, Министерство внутренних дел и Служба безопасности Украины демонстрируют наилучший уровень выполнения рекомендаций. Как известно, 7 декабря прошлого года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно обеспечения соблюдения прав участников уголовного производства и других лиц правоохранительными органами при осуществлении досудебного расследования». По данным статистики, с момента вступления в силу указанного закона до 31 марта с.г. Совет получил 109 жалоб от бизнеса на действия правоохранительных органов, при этом 60 % из них касались случаев нарушений, произошедших до 7 декабря 2017 года, то есть до вступления в силу закона. С момента вступления в силу этого законодательного акта в Совет поступила лишь одна жалоба на несоблюдение правоохранителями закона.

Еще два блока нарушений, указанных в жалобах, связаны с действиями государственных регуляторов и органов местного самоуправления. В последнем случае было получено лишь 14 жалоб, что на треть меньше, чем в прошлом квартале.

В части индустриального аспекта отметим, что жалобы подавались от бизнеса, задействованного в сферах оптовой торговли, промышленного производства, сельского хозяйства, горнодобывающей промышленности, недвижимости и строительства, а также от частных предпринимателей. Большая часть таких жалоб поступила от малого и среднего бизнеса.

Предоставлена в отчете информация и о причинах отклонения жалоб. В частности, по-прежнему большинство составляют жалобы, которые не относятся к компетенции бизнес-омбудсмена. Следующая категория — жалобы, которые являются предметом судебного производства или арбитражного рассмотрения. Кроме того, к этой категории отнесены и жалобы, по предмету которых было вынесено судебное, арбитражное или иное решение. Еще одна немалочисленная категория — жалобы, при рассмотрении которых, по мнению бизнес-омбудсмена, жалобщик не проявил достаточного уровня сотрудничества. Таким образом, подача обоснованной жалобы — это лишь малая толика успешности решения проблемы, бизнесу придется всячески сотрудничать со всеми причастными к ее рассмотрению структурами. А наименьшее число жалоб, которые были отклонены, составляют жалобы, решенные до вмешательства Совета, и повторные жалобы.

В целом по результатам работы Совета бизнес-омбудсмена по состоянию на конец первого квартала государственные органы выполнили 93 % рекомендаций Совета. При этом, напомним, наибольшее количество жалоб приходится на действия налоговых органов.

Таким образом, который год подряд институт бизнес-омбудсмена является эффективным механизмом защиты бизнеса, а предоставленные рекомендации госорганам в последующем выливаются в законодательные акты, направленные на минимизацию проблемных вопросов, с которыми чаще всего обращается бизнес.

 



Присоединяйтесь к обсуждению!

Автор *
E-mail
Текст *
Осталось
из 2550 символов
* - Поля, обязательные для заполнения.

№ 20 (1064) от 15/05/18 Текущий номер

Розыск активов

№ 20 (1064)
Государство и юристы

Киберэтика

Деловая практика

Рекомендательная участь

Отрасли практики

Знак допроса

Тема номера:

Возвращение строптивого

Поддерживаете ли вы введение налога на выведенный капитал?

Да, в перспективе это будет эффективней налогообложения прибыли

Да, но только для малого и среднего бизнеса

Нет, для государства это непозволительная роскошь

Ни один закон не искоренит такое явление, как уклонение от уплаты налогов

Ваш собственный вариант ответа или комментарий Вы можете дать по электронной почте voxpopuli@pravo.ua.

  • АФ «Династия»
"Юридическая практика" в соцсетях
Заказ юридической литературы

ПОДПИСКА